Опыт постановки театрализованного представления в старшей группе детского сада
статья (старшая группа) на тему

Широкалова Лариса Михайловна

Деятельность, связанная с театрализацией, является одной из форм образовательного процесса дошкольников, в результате которой развивается, прежде всего, память, речь, мышление, воображение и социальные навыки.

Основными задачами таких занятий являются: стимулирование роста творческих способностей у детей посредством театрального искусства, знакомство с механизмами действия этого вида искусства, а также внесение разнообразия в детские занятия, получение дошкольниками новых впечатлений и опыта собственного выступления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт постановки театрализованного представления «Бременские музыканты» в старшей группе детского сада.

Деятельность, связанная с театрализацией, является одной из форм образовательного процесса дошкольников, в результате которой развивается, прежде всего, память, речь, мышление, воображение и социальные навыки.

Основными задачами таких занятий являются: стимулирование роста творческих способностей у детей посредством театрального искусства, знакомство с механизмами действия этого вида искусства, а также внесение разнообразия в детские занятия, получение дошкольниками новых впечатлений и опыта собственного выступления.

При этом сам процесс подготовки театральной постановки оказывается гораздо важнее результата, особенно для маленьких актёров. Здесь публика заранее настроена на возможные «шероховатости» в представлении, но для исполнителей - это колоссальный опыт первых выступлений и преодолений себя (стоять на сцене, громко говорить, слушать и слышать партнера по сцене и т. д.).

Кроме того, подобный опыт помогает ребёнку, который в старшей группе детского сада еще воспринимает мир целостно, детально разобрать процесс, увидеть что-то новое в давно знакомой истории, поучаствовать в воплощении образов и сюжетов.

Для первого опыта театрализованного представления в старшей группе нашего сада было выбрано и продемонстрировано произведение  братьев Гримм - «Бременские музыканты».

В процессе подготовки театральной постановки в старшей группе можно выделить несколько, на  мой взгляд, важных этапов, помимо непосредственного поиска или написания сценария, выучивания ролей и репетиций:

  1. Подготовительная работа. Здесь педагогу важно как бы внедрить свою идею в группу, чтобы желание сделать спектакль родилось у самих детей. Вариантом такой работы может быть занятие на тему «театр», на котором помимо показа картинок, слайдов и прочего демонстрационного материала детям могут  быть заданы вопросы:
  • Что такое театр?
  • Были ли вы в театре? Расскажите о своем опыте посещения.
  • Понравилось ли вам в театре?
  • Хотели ли бы вы быть актёрами?
  • Как вы думаете, сложно ли быть актёром?
  • Хотели ли бы вы иметь свой театр? Что для этого нужно? (билеты, афиша, сцена, актёры, зрители, реклама и т. д.)
  • А можем ли мы с вами сделать свой театр?
  1. Выбор материала. На подготовительном этапе ребята уже готовы к постановке, и далее важно их участие в выборе сюжета постановки. Можно предложить посмотреть имеющиеся в группе книги, или вспомнить любимые сказки воспитанников и вместе обсудить, подходят ли они для спектакля. Нужно объяснить детям, что в сказке должно быть много героев (ведь желающих участвовать много). Воспитатель может подсказать идею для спектакля.

Переработка материала – любое художественное произведение необходимо перерабатывать под контингент исполнителей.  К примеру, ориентируясь на гендерный состав воспитанников своей группы, некоторые роли были трансформированы. Следует учитывать и особенности речевого развития детей – так опыт данной поставки помог приобщить к выступлению ребенка с проблемами речевого развития. В этом случае был переработан сценарий и создана роль без слов, но с активной жестикуляцией.

  1. Наиболее сложным этапом является распределение ролей. Очень важно дать возможность участия всем желающим.   Работа ведется следующим образом: выписываются возможные роли, определяются желающие участвовать в постановке и желающие получить конкретную роль, если претендентов на ту или иную роль оказывается больше одного, то предлагается выучить слова сразу нескольким ребятам, а остальным на время стать зрителями и  выбрать – у кого получилось лучше. Воспитанников, не задействованных в театрализации, можно привлечь к изготовлению афиш, входных билетов, а также им можно предложить стать билетерами.
  2. Работа с родителями. Хорошую помощь педагогам могут и должны оказать родители. Это благотворно влияет как на актёров (они чувствуют вовлеченность родителей и их поддержку), так и на организацию постановки. В нашем спектакле силами мам и пап были доставлены картонные коробки для декораций, костюмы и прочие атрибуты. Также желающие участвовали в вырезании и склейке домов, замков и деревьев для сцены. Кроме того, родители обязательно помогают ребенку учить свою роль и психологически готовят к будущему выступлению.
  3. Выступление перед зрителями. Самый важный и волнительный этап, к которому группу готовит как педагог, так и родители. Педагог должен заранее обдумать состав зрителей (дети из других групп, педагоги, родители):насколько эмоционально ребята реагируют на присутствие родителей в зале, будет ли это отвлекать актёров, или на первом выступлении лучше ограничиться зрителями из других групп. Также важно правильно выбрать зал. Он обязательно должен быть привычным для дебютного показа. Возможно, такой знакомой «площадкой» может стать собственная группа.
  4. Работа с эмоциями. После выступления очень важно принять и вместе пережить эмоции детей: выслушать каждого актёра, узнать, что понравилось, а что нет, какие были ошибки и проблемы, какова их реакция на зрителей, что они заметили со сцены. Если были неудачи – вместе разобраться, почему так произошло, что можно исправить в следующий раз, дать максимальную поддержку. Также необходимо учитывать и мнение зрителей, особенно ребят из группы, не задействованных в спектакле, дать им понять, что их впечатление особенно важно.

В качестве подкрепления положительного результата можно заранее продумать с родительским комитетом небольшие презенты для актёров и зрителей.

В целом мероприятие по постановке театрализованного представления «Бременские музыканты» прошло успешно как для актёров, так и для зрителей, и было высоко оценено педагогами. Дети получили массу положительных эмоций и неоценимый творческий опыт.

C:\Users\Светлана\Desktop\image-0-02-03-db2dc1a1a5edb1ec3d285cbb7344860b9b671fa13a30610577950b88c9475578-V.jpg

C:\Users\Светлана\Desktop\image-0-02-03-1795e48a5292f12b04df4334960141ad0364038b5628259f83a4c1893d439b3c-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по театрализованной деятельности в старшей группе детского сада "Сказочные вещи"

Театрализованное занятие в старшей группе, направленное на развитие эмоциональной выразительности детей при выполнении творческих заданий....

НОД Конспект театрализованного занятия в старшей группе детского сада.«В гостях у русской сказки»

занятие в старшей группе детского сада .Конспект театрализованного занятия в старшей группе «В гостях у русской сказки»Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь, попавшей в б...

Проект по театрализованной деятельности для старшей группы детского сада "Театр для всех"

С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать в...

Проект по развитию интереса к окружающему миру средствами театрализованной деятельности для старшей группы детского сада «Театр - добрый волшебник»

Автор: Червякова Л. Н.Участники: Воспитатели старшей группы, дети, родители, музыкальный руководитель.Тип: Творческий, долгосрочный.Цель: Формирование   гуманного отношения к ...

Театрализованное представление детей подготовительной группы детского сада "Сказка о глупом мышонке на новый лад" 2016г.

Современная музыкальная сказка для детей подготовительной группы детского сада с танцевальными дивертисментами. В сказке используется  зарубежная мухыка 60-х :  годов"Битлз&qu...

Конспект по театрализованной деятельности в старшей группе детского сада «Путешествие по сказкам»

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его со...

Сценарии театрализованных представлений в средней группе детского сада

Данные сценарии являются авторскими, по мотивам русских народных сказок....