Проект по адаптации к детскому саду
проект на тему

Афанасьева Вера Анатольевна

Проект по адаптации к детскому саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt_po_adaptatsii.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание проблемы

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении - проблема адаптации детей к условиям детского сада.

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.

Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в

содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого - педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него   страх, отрицательные эмоции. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям - это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е.

совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и

точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы специалисты МАДОУ «Детский сад №3»: старший воспитатель, педагог - психолог, медицинский персонал, музыкальный руководитель, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Так как в дошкольное учреждение ежегодно поступает до 120 детей младшегодошкольного возраста, длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

- Одной из базовых ценностей ФГОС в МАДОУ является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно - психического и социально - психологического.

- Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий.

- Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де​тей, с уровнем привязанности ребенка к матери.

- Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

Цель проекта:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачи проекта:

  1. Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
  2. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
  3. Оказание педагогической и психологической помощи родителям.
  4. Реализовать модель социального партнерства дошкольного учреждения с родителями.
  5. Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий и игр для детей в период адаптации к детскому саду.

Механизмы реализации проекта:

- Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.

- Диагностика результативности работы группы проекта с детьми младшего возраста в период адаптации.

- Обобщение результатов реализации проекта.

Участникам проекта рекомендуется:

  1. Осуществлять наблюдение за психо-эмоциональным состоянием детей, не допускать переутомления и перевозбуждения.
  2. Создавать ситуации успеха, позитивно подкрепляя их.
  3. Поддерживать и подкреплять развивающееся положительное взаимодействие.

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование – повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.
  2. Семинары – практикумы, круглые столы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, сознанию возможных проблем в системе родители-дети.
  3. Подбор специальной литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду.
  4. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
  5. Информирование родителей по средствам информационно-коммуникативных технологий: на сайте ДОУ.
  6. Организация конкурса  фотографий «Улыбка малыша в период адаптации».
  7. Сопроводительная форма взаимодействия детско-родительских отношений «Книга впечатлений».
  8. Сопроводительная форма взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по вопросам воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста «Шкатулка вопросов».

Формы работы с педагогами:

  1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к ДОУ;
  2. Семинары – практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных условий адаптации детей к ДОУ;
  3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
  4. Рекомендации по учету индивидуальных особенностей детей;
  5. Информирование педагогов по средствам информационно-коммуникативных технологий: памятки на сайте ДОУ, презентации.

Взаимодействие с воспитанниками педагога-психолога

  1. Участие педагога-психолога  в ежедневном приёме детей в группу. Проведение игр тренингов.
  2. Групповые занятия с детьми по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ». Проводятся один раз в неделю по 15 минут.

3 этап 

Диагностика и анализ проведённой работы. Проводится диагностика адаптации младших дошкольников в детском саду Л.В. Макшанцевой. Создаётся аналитический отчёт о проделанной работе.

Ожидаемый результат:

- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет;

- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к ДОУ;

- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах    воспитания, обучения и развития детей младшего дошкольного возраста в период адаптации;

- Становление партнерских, доверительных  отношений между ДОУ и семьями воспитанников;

Этапы реализации проекта:

1 подготовительный:

Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр.

Разработка анкет для родителей, консультаций для родителей и педагогов по теме проекта.

Подбор конспектов занятий для детей.

2 основной:

Реализация проекта в соответствии с планом.

3 заключительный:

Проведение конкурса «Улыбка малыша в период адаптации»;

Анализ проведенной работы,

Диагностика адаптации детей к ДОУ;

Презентация проекта для педагогов и родителей;

Публикация проекта на сайте ДОУ.

Рабочий план реализации проекта

Этапы

Период

Мероприятия

Ответственный

  1. этап

Май –

июнь

  1. Изучение литературы по теме проекта.

2. Подготовка договоров для родителей вновь поступивших детей, подготовка презентации «Знакомство с детским садом №3»

3. Подготовка памяток и рекомендаций для родителей и педагогов по теме проекта.

4.  Подготовка рекомендаций для родителей вновь прибывших детей для публикации на сайте ДОУ.

Педагог-психолог,

Воспитатели групп №1,2,3

Заведующий МАДОУ

Педагог-психолог

Педагог-психолог

2 этап

Июнь-октябрь

    1. Общее организационное собрание для родителей вновь поступивших детей.

    2. Постепенный прием детей в младшие группы ДОУ.

   

 3. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся»

    4. Семинар для воспитателей младших групп: «Взаимодействие с детьми во время адаптации».

5.Наблюдение за детьми во время адаптационного процесса.

  1. Консультирование родителей по вопросу адаптации детей к ДОУ.

  1. Заполнение и ведение адаптационных листов, с целью диагностики адаптации вновь пришедших детей.

  1. Сенсорные игры с детьми.

  1. Подвижные игры с детьми.
  2. Занятия с детьми во время адаптации по программе Роньжиной А.С.

  1.  Организация творческого конкурса «Улыбка малыша в период адаптации» с привлечением родителей.

  1.  Мини-лекция (на родительском собрании) «Дружная семья – здоровый ребенок».

Заведующий

МАДОУ

Заведующий

Воспитатель

Медсестра

Воспитатель

Педагог-психолог

Педагог-психолог

   Воспитатель

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатель

Воспитатель

Педагог-психолог

Воспитатель

Педагог-психолог

Педагог-психолог

3 этап

ноябрь

      1.Диагностика адаптационного периода в группе.

     2. Мини-презентация о проведении проекта (на родительском собрании и на педагогическом совете) «

    3. Аналитический отчет по адаптации детей к ДОУ.

Педагог-психолог

Воспитатель

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Первые шаги» (Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ).

Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. Задачи:1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.2. Создание усло...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Адаптация ребенка к новым условиям детского сада (к проекту «Адаптационный период к детскому саду»)

Адаптация -  приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.         Начало посещения детского сада для ребен...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...

Проект по адаптации к детскому саду.

Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него услови...