Использование нестандартного оборудования в образовательно-воспитательном процессе.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Солдатова Людмила Сергеевна

Оснащение предметной развивающей среды в группе ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС должно быть насыщенным, многофункциональным. Не всегда есть финансовые возможности приобрести игры, игрушки или игровое оборудование. Мы предлагаем несколько примеров использования различных предметов, материала в работе с детьми дошкольного возраста, организации игровой и образовательной деятельности. Как использовать для этого губки, крышки, одноразовые тарелки, причем в различных видах деятельности? Очень много вариантов на самом деле, главное проявить творчество и фантазию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нестандартного оборудования в образовательно-воспитательном процессе.

В соответствии с требованиями ФГОС, организация образовательно-воспитательная среды в ДОУ должна быть творческой, а использование образовательного материала вариативным, многофункциональным.

Находясь в условиях недостаточного финансирования и жесткой экономии, мы стали думать, как учитывая современные требования, развивать ребенка тем материалом, что у нас имеется? Опыт работы подсказал, что игрушку, дидактическое пособие или игру можно сделать из любого материала. Применять многофункционально также можно любые предметы, материалы и даже мебель. Главное, чтобы это носило развивающий характер.

Использовать нестандартное оборудование можно как в совместной деятельности с детьми, так и самостоятельной игровой деятельности и индивидуальной работе с детьми. Такое оборудование привлекает внимание детей и повышает интерес к деятельности. А оборудование само по себе легко изготавливается, занимает мало места и не несет в себе особой материальной ценности. Даже если быстро придет в негодность, легко можно заменить, и даже что-то модернизировать.

Мы предлагаем несколько примеров использования различных предметов, материала в работе с детьми дошкольного возраста, организации игровой  и образовательной деятельности.

Губки для мытья посуды.

Варианты использования:

  • в конструктивной деятельности (строительство башни, дорожки, пирамиды, дома, машины и т.д.)
  • в двигательной деятельности:
  • метание в цель;
  •  ходьба с удержанием на разных частях тела н-р.: дети идут с губками на голове, затем перекладывают их на плечи и продолжают идти, на ноги, ладони, заживая под коленями, на спине и т.д., можно при этом использовать спокойную музыку, а можно маршировать с «погонами» на плечах, можно нести «домик» на спинке как «улиточки» и многое другое;
  • малыши очень любят собирать их в емкость, это могут быть игры: «Собери урожай», «Разбежались все цыплята», «Помоги бабушке» и т.д., более старшие дети могут собирать их с закрытыми глазами в ведерки, коробки и т.д,затем посчитывать у кого больше,  либо собирать строго определенного цвета н-р.: «Только красные собери», собирать и раскладывать в определенные места н-р: «синие на стол, желтые в ведро, красные за стул и т.д, тем самым развивая умение ориентироваться в пространстве, правильно употреблять предлоги»;
  • перемещение с одного места на другое с использованием н-р.: тенисной ракетки, когда на ней лежит несколько «Пирожков» как на сковороде, в деревянной ложке можно нести «картошку» и т.д.;
  • использование как ориентир для эстафет, как препятствие для перешагивания, перепрыгивания, прохождения по ним как по кочкам;
  •  массажа ног, рук, спины и т.д.;
  • для подвижных игр «Найди свой домик» (в руках у детей губки разного цвета, необходимо найти домик – обруч такого же цвета),
  • в музыкально-художественной деятельности:
  • танцы с удержанием на разных частях тела;
  • рисование методом «штампования», «тычкования», тонировка листов, и др., аппликация, изготовление поделок, в театральной деятельности – изготовление персонажей для кукольного театра;
  • в познавательно-исследовательской:
  • определение цвета, формы, размера;
  • счет, количество, классификация;
  • материал для исследовательской деятельности (сколько воды помещается в губке?, какие следы она оставляет на бумаге, песке, столе и т.д.? как она помогает создать пену? и др.)
  • определение на ощупь (хорошо использовать для этого губки различной фактуры)
  • в игровой деятельности:
  • в сюжетно ролевых, режиссерских играх это могут быть пирожки, другие продукты, кроватка, подушка для игрушки, стол или стул, машинка и т.д.

Крышки для банок, бутылок (металлические, пластиковые)

Варианты использования:

  • счетный материал;
  • материал для конструирования;
  • для дидактических и подвижных игр

Пластиковые крышки от молочных бутылок:

  • д.и.: «Шашки», «Гаражи» (где машинки-пробки, а шахматные клетки – дороги и гаражи), «Крестики-нолики», «Закрой все…» (закрывать крышками изображенные на картинке  например все треугольники, или бабочки и т.д.) и т.д.

Металлические крышки: на металлические крышки хорошо прикрепляются магниты. Поэтому их можно использовать:

  • для изучения цифр, букв, геометрических фигур;
  • обучению счета, размера, цвета (по типу «Рыбалка» ловить магнитной удочкой н-р. только красные, синие и т.д.).
  • для рисования маркером.

Пластиковые крышки для банок:

  • счетный, конструктивный, материал для познавательной, двигательной и художественно-эстетической деятельности;
  • д.и.: «Цветы на поляне» разноцветные крышки могут быть цветами, которые дети раскладывают на полянке определенного цвета, а в игре «Большой - маленький» раскладывают на группы по размеру;
  • п.и.: «Разноцветные кочки» (прыжки с крышки на крышку, либо через них),  «Хоккей на ковре» (где шайбой является крышка, а клюшками скрученные газеты), «Разложи и собери», «Кошкины лапки» (ходьба на носках по внутренней стороне крышки) и д.р.
  • персонажи для кукольного театра;
  • медальоны для подвижных игр;
  • предметы – заместители в сюжетно-ролевой игре.

Пластиковые крышки от майонезных ведерок:

  • в художественно-эстетической деятельности: на них отлично прикрепляется пластилин, можно делать налепы, либо рисование стекой, заостренной палочкой по пластилиновой основе.

Одноразовые тарелки

Варианты использования:

  • в двигательной деятельности: п.и.: «Летающая тарелка» (метание тарелки в цель, друг другу), «Неси не урони» (передвигаться с тарелкой на разных частях тела), «Шапочка» (выполнять  движения под определенный музыкальный жанр с тарелкой  на голове как в шапочке), «Официант» (переносить предметы в тарелке на скорость как официант), «Собери снеговика» (детали снеговика тарелки различного диаметра)  и т.д.
  • в художественно-эстетической деятельности: рисование на бумажных тарелках, изготовление поделок; в театрализованной деятельности – изготовление масок, кукольных персонажей;
  • в познавательной деятельности: для д.и.: «Накорми гостей» (цветные или  белые тарелки с определенным знаком - символом  используются для игр с блоками Дьенеша, на которые раскладываются фигуры), «Склей разбитую тарелку» (по типу разрезных картинок);
  • имея несколько расписанных, раскрашенных тарелок можно использовать для игр «Найди такую же», «Найди отличия», «Что лишнее» (в узоре на тарелках могут быть геометрические фигуры, ягоды, грибы и т.д., что можно использовать либо для обобщения понятий, либо исключения лишнего);
  • в социально - коммуникативной деятельности: это могут быть детали светофора, рули для игр по обучению правилам дорожного движения;
  • для изучения эмоций можно использовать тарелки , изображая различные рожицы (по типу смайликов);
  • в речевой деятельности: игровой прием «Катись яблочко по тарелочке» можно использовать как активизирующий для рассказывания по сюжетной картинке или составлению творческого рассказа, а тематические иллюстрированные тарелки использовать для составления загадок или описательного рассказа.

Пакет для продуктов или для мусора.

  • в двигательной деятельности:  п.и. «Облачко и ветер» (белый или синий пакет, раздуваясь может перелетать от одного игрока к другому), «Хрюшка-хохотушка» (розовый пакет, набитый бумагой передают дети  друг другу по кругу, на ком остановится, тот либо хрюкает, либо хохочет), «Снежный ком» (по этому же принципу синий пакет, заполненный мятыми газетами, бросают либо передают друг другу);
  • «Целлофановые коньки» (надев пакеты на ноги, дети могут имитировать скольжение по линолеуму как на коньках);
  • для изготовления султанчиков;
  • в художественно-эстетической деятельности: используется для создания фона в нетрадиционном рисовании, либо основой для рисования;
  • остатки цветных пакетов можно использовать для аппликации, изготовления поделок, персонажей для кукольного театра;
  • в экспериментально-исследовательской деятельности: изучение свойства материалов, сравнение с другими материалами.

         По такому же принципу можно использовать различные коробки, трубочки, колечки от скотча, прищепки, бумажные салфетки и т.д.

В воспитательно-образовательном процессе можно использовать любые предметы, оборудование, игрушки. Главное, помнить цель, развивающий характер и многофункциональность применения этого материала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование двигательной активности у дошкольников в процессе использования нестандартного оборудования

Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!». Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. В любом ци...

«Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования».

Развитие речи детей дошкольного возраста находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитываю...

Инновационные формы работы по развитию речи с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования.

Автором представлен опыт работы по применению инновационной формы работы с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования....

Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования

Особый интерес вызывают игры с использованием нестандартного оборудования. Такое использование стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, ...

Использование нестандартного оборудования в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением зрения

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного развития ребенка, поэтому с целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения специалистами и педагогами наше...

Мастер – класс «Использование здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.»

Мастер – класс«Использование здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.»...

Мастер-класс для родителей "Использование нестандартного оборудования в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

Во время мастер-класса родители знакомятся с нестандартным оборудованием, с необходимостью его использования в процессе коррекции речевых нарушений в домашних условиях. Родители вместе с детьми практи...