Календарно-тематическое планирование по экспериментальной деятельности
рабочая программа (старшая группа) на тему

Аксенова Надежда Юрьевна
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты, и продуктивную деятельность детей в природе. Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»

Экспериментальная деятельность

Составила:

Аксёнова Надежда Юрьевна,

воспитатель первой категории.

Юрга,

2015г.

Пояснительная записка

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.

В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты, и продуктивную деятельность детей в природе.  Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.

Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Вданной программой предусмотрено участие детей старшей группы  4 – 5 лет. Программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в  неделю  не более 20  минут.

Основное оборудование:

  • приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, семена;
  • утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито.

Основное содержание исследований, проводимых с детьми, предполагает формирование у них представлений:

  • о материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);
  • о природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лёд);
  • о мире животных и растений, условиях, необходимых для их роста и развития;
  • о предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.);
  • о человеке (мои помощники – нос, глаза, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами.

Цель работы: формирование познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за различными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
  2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  3. Разнообразить формы  взаимодействия с родителями по развитию познавательной активности детей.
  4. Формировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  5. Развивать эмоционально – ценностное отношение детей к окружающему миру

Ожидаемый результат:

  • Ребёнок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
  • Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
  • Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Методы и приёмы обучения:

  • Показ.
  • Объяснение.
  • Проведение простых опытов и экспериментов.
  • Наблюдения.
  • Сравнения.
  • Чтение познавательной литературы.
  • Просмотр учебных кинофильмов.
  • Беседы познавательного характера.

Мини-лаборатория создана в группе с целью развития у детей познавательных способностей, повышения интереса к исследовательской деятельности и  формирования основ научного мировоззрения. Функциональная роль мини-лаборатории заключается в обучающей, познавательной деятельности и умственном, эстетическом развитии детей. Главная задача работы в мини-лаборатории – ознакомление детей с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями. Мини-лаборатория расположена в группе, но не изолирована от остальных зон. Все они дополняют друг друга, в целом получается экологический комплекс.

Используемая литература:

  1. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»);
  2. Г.П.Тугушева, «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2010г.
  3. Е.В. Марудова, «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»,2010 г.
  4. О.В.Дыбина, «Из чего сделаны предметы», 2010 г.
  5. Е.О.Смирнова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей», 2008г.
  6. Н.А. Рыжова, «Лаборатория в детском саду и дома». Учебно – методический комплект: Методическое пособие. – М.: Линка – Пресс, 2009. – 176с., ил.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п,

срок проведения

Тема исследования

Задачи

исследования

Содержание

опытов

Литература

1

14.09-18.09

Песочные секреты

1. Развить у детей исследовательский интерес, любознательность.

2. Способствовать развитию диалогической речи

Предложить детям две одинаковые ёмкости: с влажным и сухим песком (цвет, вес). Рассмотреть через лупу сухой песок, насыпанный в небольшом количестве на лист бумаги, обращая внимание на форму и размер песчинок.

Т.Г.Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», 2012г. С.17.

2

21.09-25.09

Строители

  1. Познакомить детей со свойствами песка.
  2. Формировать умение формулировать выводы.

Предложить детям изготовить  постройку из сухого и мокрого песка.

О.А.Новикова «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», 2013г. С. 3-8.

3

28.09-02.10

Варим «кашу» из песка

1. Продолжать знакомить со свойствами песка.

2. Активизировать словарный запас.

Предложить детям налить воды  в одинаковые ёмкости с песком для определения консистенции влажного песка (густой, жидкий).

Е.О.Смирнова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей», 2012г. С.31-32.

4

05.10-09.10

«Горячо - холодно».

  1. Дать детям представление о воде и её свойствах (запах, цвет, вкус, форма, температура)
  1. Предложить детям измерить на ощупь температуру воды. Растворить в воде разной температуры сахарный песок.

«Дошкольная педагогика»№1, 2012г. С. 16.

5

12.10-16.10

«Превращение воды».

  1. Дать детям представление о воде и её свойствах (запах, цвет, вкус, форма, температура)

Подкрасить воду красками разных цветов.

«Дошкольная  педагогика» №1, 2012г. С. 17-18.

6

19.10-23.10

«Какой  формы вода?».

1.Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности

Налить воду в сосуды разной формы. Зарисовать полученные результаты.

Г.П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,2010.С.13, 43.

7

26.10-30.10

«Запах воды»

  1. Дать детям представление о воде и её свойствах (запах, цвет, вкус, форма, температура)

Сравнить запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлены разные ароматизаторы. Попробовать смешать воду с разными запахами для получения нового.

Г.П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,2010.С 13, 40.

8

02.11-06.11

«Вкусная вода».

  1. Уточнить представления детей о воде.
  2. Развить любознательность, самостоятельность.

Сравнить на вкус воду, сок, молоко. Сравнить на вкус воду с добавлением сахара, соли.

Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,2010.С.13,29

9

09.11-13.11

«Тонущие-плавающие».

  1. Развить любознательность, самостоятельность.
  2. Создать радостное настроение.

Сравнить плавучесть разнообразных материалов.

Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,2010.С.13,29,30.

10

16.11-20.11

«Водяная мельница».

  1. Развить любознательность, самостоятельность.
  2. Создать радостное настроение.

Привести в движение водяную мельницу с помощью воды.

«Дошкольная педагогика»№1, 2012г. С. 16.

11

23.11-27.11

«Звенящая вода».

  1. Уточнить представления детей о воде.
  2. Развить любознательность, самостоятельность.

Предложить проверить, какой звук издают одинаковые сосуды с разным количеством в них воды.

Е.О.Смирнова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей», 2010г. С.29.

12

30.11-04.12

«Снег - какой он?».

  1. Выявить условия изменения агрегатных состояний воды.
  1. Рассмотреть снег (дать растаять). Сравнить водопроводную воду  и талую.

Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»,2010 г. С.49.

13

07.12-11.12

«Взаимодействие воды и снега».

Подвести к пониманию связи между состоянием снега           (льда),  и температурой окружающей его среды

  1. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.

«Дошкольная педагогика»№1, 2012г. С. 17.

14

14.12-18.12

«Снег и лед»

Подвести к пониманию связи между состоянием снега           (льда),  и температурой окружающей его среды

Сравнить снег и лёд по разным свойствам (цвету, прозрачности, хрупкости, сыпучести). Зарисовать результаты опытов и наблюдений.

Т.Г.Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», 2010г. С.107.

15

21.12-25.12

«Замёршая вода»

Выявить условия изменения агрегатных состояний воды

  1. Рассмотреть лёд. Сравнить лёд и воду.

Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2010.С.23

16

11.01-15.01

«Найди воздух».

  1. Дать детям представление о воздухе и его свойствах.

  1. Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», 2010 г. С.32,56,57.

17

18.01-22.01

«Поймай воздух».

  1. Дать детям представление о воздухе и его свойствах.
  2. Развивать творческие способности, логику, мышление.

Предложить детям собрать воздух

(в пакет, в баночку и др.).

Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,2010.С.15.

18

25.01-29.01

«Морской бой».

  1. Дать детям представление о воздухе и его свойствах.
  2. Развивать творческие способности, логику, мышление.

Привести в движение некоторые предметы с помощью воздуха.

«Дошкольная педагогика» №1, 2012г. С. 15 .

19

01.02-05.02

«Смешной рисунок».

  1. Познакомить с бумагой и тканью, их свойствами.
  2. Привлечь  детей к творческой деятельности.

Предложить детям различные виды бумаги рассмотреть и сравнить.

О.В. Дыбина  «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.10,18.

20

08.02-12.02

«Ткань».

  1. Познакомить с бумагой и тканью, их свойствами.

Предложить детям определить качества и свойства ткани.

Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»,2010 г. С.24,29.

21

15.02-19.02

«Самолётик».

  1. Познакомить с бумагой и тканью, их свойствами.
  2. Привлечь  детей к творческой деятельности.

Предложить детям сложить самолётик из бумаги и ткани, сравнить полученные результаты.

О.В. Дыбина  «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.10,18.

22

22.02-26.02

«Бантики».

  1. Познакомить с бумагой и тканью, их свойствами.

Сравнить бантики, сделанные из бумаги и ткани.

Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»,2010 г. С.24,29.

23

29.02-04.03

«Из чего ты, шарик?».

  1. Познакомить с резиной, её качествами и свойствами.
  2. Научить устанавливать связи между материалами и способом его употребления.

Надеть тканевые и резиновые перчатки на руки и опустить их в воду.

О.В.Дыбина  «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.25.

24

07.03-11.03

«На чём полетят человечки?»

  1. Познакомить с резиной, её качествами и свойствами.
  2. Научить устанавливать связи между материалами и способом его употребления.

Предложить детям надуть шарик из резины и мешочек  из ткани.

О.В.Дыбина  «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.26.

25

14.03-18.03

«Горячая резина».

  1. Познакомить с резиной, её качествами и свойствами.
  2. Научить устанавливать связи между материалами и способом его употребления.

Предложить детям воздействовать на резину теплом.

О.В.Дыбина  «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.27.

26

21.03-25.03

«Резина умеет плавать».

  1. Познакомить с резиной, её качествами и свойствами.
  2. Научить устанавливать связи между материалами и способом его употребления

Предложить детям сравнить плавучесть резиновых и металлических изделий.

О.В.Дыбина  «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.28.

27

28.03-01.04

«Волшебная рукавичка».

  1. Познакомить со свойствами магнита.
  2. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Надеть на руку простую рукавичку и рукавицу с вшитым магнитом. Попробовать притянуть металлические предметы.

Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», 2010 г. С.60.

28

04.04-08.04

«Мы - фокусники».

  1. Познакомить со свойствами магнита.
  2. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Предложить детям магнитом притянуть разные предметы.

Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», 2010 г. С.61.

29

11.04-15.04

«Поймай рыбку».

  1. Познакомить со свойствами магнита.
  2. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Предложить детям достать предметы из воды, не замочив руки.  Зарисовать полученные результаты

Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2010г.С.31

30

18.04-22.04

«Весёлый магнит».

  1. Познакомить со свойствами магнита.
  2. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Предложить детям с помощью магнита заставить скрепку пройти по нарисованной на бумаге дорожке.

Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2010г.С.32.

31

25.04-29.04

«Солнечные

зайчики».

  1. Помочь детям понять, что отражение возникает на гладких поверхностях и не только при свете, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Соревнование трёх команд на местонахождение «зайчиков».

Н.В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».

32

10.05-13.05

«Для чего нужен материал?».

1.Научить находить материал определённого вида и называть его.

2.Закрепить представления детей о многообразии рукотворного мира

Предложить детям составить рассказ о том, какой материал для чего нужен. С помощью опытов, на основе ранее полученных знаний это доказать.

Н.В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...