Проект по развитию мелкой моторики у детей с ОНР
проект (средняя группа) на тему

Терских Наталия Александровна

Проект по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_u_detey.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию мелкой моторики у детей 4 - 5 лет с ОНР

«Умелые ручки»

Терских Наталия Александровна

Актуальность: Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.

Известно, чем лучше работают пальцы, тем лучше ребенок говорит.

Оказывается, рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, пропуск отдельных элементов  и другие особенности.  Давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

 

Цель: Выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.

Задачи:

  • Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:

-произвольного внимания;
- наглядно-образного мышления;

-зрительного и слухового восприятия;

-памяти, речи детей.

  • Формировать и совершенствовать пространственные представления:

-ориентацию на листе бумаги

-ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

  • Формировать навыки учебной деятельности:

-умение действовать по словесным инструкциям;
-контроль за собственными действиями.

  • На основе изученных литературных источников, практического опыта сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Продолжительность:

Долгосрочный (сентябрь-май)

 

Участники проекта:

Дети средней группы «Буквоешки», воспитатель, логопед, родители.

 

Тип проекта:

Творчески - игровой, подгрупповой.


Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (сентябрь)

Задачи:

  • Изучение:

-научно-методической литературы по теме исследования;
- понятий, касающихся темы проекта;

  • Подбор диагностического материала;
  • Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
  • Создание предметно-развивающей среды;
  • Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
  • Изучение полученных результатов, выводы.


 

 

II этап – основной (октябрь – май) 

Направления работы:

  • с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
  • с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».


III этап – заключительный (май)

  • Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
  • Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи;

Реализация проекта

- Работа началась с мониторинга уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

-Составление перспективного и календарного плана работы с детьми, по результатам мониторинга.

-Создание предметно-развивающей среды группы в соответствии с поставленными задачами.

-Проведение консультативных мероприятий с родителями, с целью вовлечения их в работу проекта.

-Проведение коррекционных мероприятий, для достижения  поставленной цели .

   В составленные игровые комплексы, включались следующие виды деятельности:

  1. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки и т.д.)
  4. Игры на координацию движений.
  5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).

Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.

 

Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Детям со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.

В ходе работы над проектом:

  • Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
  • Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
  • Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Вывод:
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков, а значит, развивает речь ребенка.


Список литературных источников

  1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
  3. Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
  4. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
  5. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
  7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
  8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь»

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь» Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологи...

Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»

Проект по развитию мелкой моторики у малышей через использование различных упражнений....

Проект по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста "Ловкие пальчики"

       Актуальность проекта:  уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности &nd...

Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».

Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».Тип проекта: Практический, краткосрочный.Участники проекта: дети первой младшей груп...

Проект по развитию мелкой моторики (для детей среднего дошкольного возраста).

Проект по развитию мелкой моторики (для детей среднего дошкольного возраста)....