Главные вкладки

    Проект по развитию мелкой моторики у детей с ОНР
    проект (средняя группа) на тему

    Терских Наталия Александровна

    Проект по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет с ОНР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_u_detey.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект по развитию мелкой моторики у детей 4 - 5 лет с ОНР

    «Умелые ручки»

    Терских Наталия Александровна

    Актуальность: Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

    Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.

    В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

    Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.

    Известно, чем лучше работают пальцы, тем лучше ребенок говорит.

    Оказывается, рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, пропуск отдельных элементов  и другие особенности.  Давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
    Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

     

     

    Цель: Выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.

    Задачи:

    • Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
    • В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:

    -произвольного внимания;
    - наглядно-образного мышления;

    -зрительного и слухового восприятия;

    -памяти, речи детей.

    • Формировать и совершенствовать пространственные представления:

    -ориентацию на листе бумаги

    -ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

    • Формировать навыки учебной деятельности:

    -умение действовать по словесным инструкциям;
    -контроль за собственными действиями.

    • На основе изученных литературных источников, практического опыта сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Продолжительность:

    Долгосрочный (сентябрь-май)

     

    Участники проекта:

    Дети средней группы «Буквоешки», воспитатель, логопед, родители.

     

    Тип проекта:

    Творчески - игровой, подгрупповой.


    Этапы реализации проекта:

    I этап - подготовительный (сентябрь)

    Задачи:

    • Изучение:

    -научно-методической литературы по теме исследования;
    - понятий, касающихся темы проекта;

    • Подбор диагностического материала;
    • Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
    • Создание предметно-развивающей среды;
    • Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
    • Изучение полученных результатов, выводы.


     

     

    II этап – основной (октябрь – май) 

    Направления работы:

    • с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
    • с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».


    III этап – заключительный (май)

    • Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
    • Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи;

    Реализация проекта

    - Работа началась с мониторинга уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

    -Составление перспективного и календарного плана работы с детьми, по результатам мониторинга.

    -Создание предметно-развивающей среды группы в соответствии с поставленными задачами.

    -Проведение консультативных мероприятий с родителями, с целью вовлечения их в работу проекта.

    -Проведение коррекционных мероприятий, для достижения  поставленной цели .

       В составленные игровые комплексы, включались следующие виды деятельности:

    1. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
    2. Пальчиковая гимнастика.
    3. Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки и т.д.)
    4. Игры на координацию движений.
    5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).

    Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.

     

    Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Детям со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.

    В ходе работы над проектом:

    • Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
    • Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
    • Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Вывод:
    Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков, а значит, развивает речь ребенка.


    Список литературных источников

    1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
    2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
    3. Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
    4. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
    5. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
    6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
    7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
    8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.

     



     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

    Учебно-методический материал «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР»...

    Консультация для родителей Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

    развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

    Обобщение опыта по развитию мелкой моторики у детей с ОНР

    Актуальность, задачи, этапы работы, результат по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук...

    Из опыта работы по приоритетному направлению "Развитие мелкой моторики у детей с ОНР"

    Описание из опыта работы воспитателя по развитию мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР....

    Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключит...

    Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

    Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

    Игры по развитию мелкой моторики у детей с ОНР.

    В статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР....