"Использование интерактивных игр в личностно-развивающем и гуманистическом взаимодействии педагога с детьми"
консультация по теме

В консультации говорится, что   в соответствии с ФГОС, возникла необходимость пересмотра методов и технологий работы с детьми в условиях ДОО, потребность в освоении интерактивных технологий, направленных на развитие коммуникативной культуры ребенка, обеспечивающей условия его эффективной социализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_interaktivnym_igram_fopelya.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Использование интерактивных игр в личностно-развивающем и гуманистическом взаимодействии педагога с детьми»

В  ФГОС утверждаются  следующие  принципы – базовые    ценности  российского  дошкольного  образования:

- поддержка специфики  и  разнообразия  детства;

- сохранение  уникальности  и  самооценки  детства  как  возможного  этапа  в  общем  развитии  человека;

- личностно-развивающий  и  гуманистический  характер  взаимодействия  взрослых  и  детей,  педагогических и  иных работников  и  детей;

- уважение  личности  ребёнка  как  обязательное  требование  ко  всем  взрослым  участникам  образовательного  процесса;

- реализация  Программы  в  формах,  специфических  для  детей  данной   возрастной  группы,  прежде  всего,  в  форме  игры,  познавательной  и  исследовательской  деятельности,  в  форме  творческой  активности,  обеспечивающей  художественно-эстетическое  развитие  ребёнка.

В  соответствии  с  этим  возникает  острая  необходимость  пересмотра  методов  и  технологий  работы  с  детьми  в  условиях ДОО, потребность  в  освоении интерактивных  технологий, направленных на  развитие  коммуникативной  культуры  ребёнка, обеспечивающих  условия  его  эффективной  социализации, развитие  индивидуальности  каждого  и  воспитание  его  личности  в ситуациях  общения  и  взаимодействия  людей  друг  с  другом.

У современного педагога, реализующего ФГОС ДО, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующие специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1. Обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку  детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности;

- установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи  и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;

4. Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.

5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Сегодня от педагога ДОУ требуется умение организовать свое воздействие  таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на педагогически оптимальном уровне.

Инструментом профессиональной деятельности педагога выступают образовательные технологии.

Интерактивные образовательные технологии (ТИО)

Цели деятельности ДОУ в реализации ФГОС ДО могут быть достигнуты только в случае, если будет обеспечено конструктивное взаимодействие педагогов и родителей в воспитании детей. Поэтому возникает необходимость использования интерактивных  технологий в работе со всеми участниками образовательных отношений.

В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение  педагогического процесса с ориентацией        на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

В педагогике различают несколько моделей образования:

  1. Пассивная – ребенок выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
  2. Активная – ребенок выступает «субъектом» обучения  (самостоятельная работа, творческие задания);
  3. Интерактивная  (от английского  interechion – взаимодействие, воздействие друг на друга) – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников; педагог и ребенок являются равноправными субъектами образовательного процесса.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает  моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, проектную деятельность, совместное разрешение проблемных ситуаций.

Интерактивные технологии представляют собой целостную систему, в которой образовательный процесс осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников; педагог и ребенок являются равноправными субъектами образовательного процесса.

Принципы организации  интерактивного образования:

- диалогическое взаимодействие;

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевая (игровая) форма работы.

Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок – ребенок» (работа в парах), «ребенок – группа детей» (работа в группах), «ребенок – аудитория» или «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т.д.

При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед товарищами.

Под технологией интерактивного  обучения можно понимать систему способов организации взаимодействия педагога и воспитанников в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное  познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания детьми ситуации успеха в выполняемой деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Технологий интерактивного обучения, которые могут быть использованы в ДОУ, существует большое количество. Остановимся на специальных интерактивных играх.

Клаус Фопель - известный немецкий психолог, психотерапевт. Клаус Фопель известен как популяризатор так называемых интерактивных игр, созданных на основе синтеза элементов различных видов психотерапии: гештальттерапии, психодрамы, транзактного анализа, метода направленного воображения и осознания ценностей.

Разрабатываемые К. Фопелем игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии, проведение их невозможно без атмосферы взаимного доверия, раскрепощенности и открытости. Эти игры помогают детям и взрослым учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом. Использование игр К. Фопеля в обучении помогает подходить к человеку как к целостному существу, они задействуют интеллект и эмоции, тело и душу, сознание и бессознательное. Вышло около 90 его работ. Книги К. Фопеля переведены на итальянский, испанский, словацкий и русский языки.

Живет и работает в г. Зальцхаузене, недалеко от Гамбурга.

Практикум.

1. Игра «Передача ритма» - игра для начала или конца работы

2. Игра «Горячая картошка» - игра на сотрудничество и взаимопощь

3. Игра «Хлопаем вместе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Алгоритм взаимодействия педагога с детьми при использовании кейс-технологии в практике работы с дошкольниками

данные методические рекомендации содержат также алгоритм работы с дошкольниками....

Оптимизация процесса взаимодействия педагога с детьми и родителями, посредством использования в работе технологий фасилитации.

В этом материале я делюсь своим опытом в работе с детьми и родителями, с использованием технологий фасилитации....

Развитие культурно-гигиенических навыков с использованием технологии «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми»

Сформировать у детей представление о том, что быть аккуратным и опрятным, значит быть здоровым и красивым....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...