Сюжетная игра как диагностическое средство и форма организации мониторинга в ДОУ
методическая разработка по теме
МДОУ ЦРР Детский сад №87.
(опыт работы ДОУ)
Постоянный мониторинг достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получить по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания, а также помогает планировать и корректировать образовательный процесс.
Наше дошкольное учреждение является ресурсным центром по оказанию методической поддержки педагогам дошкольных учреждений Петрозаводского городского округа. На его базе созданы и апробированы варианты диагностических игр (см. приложение) по определению уровня усвоения детьми образовательной программы и показателей дошкольной зрелости для детей подготовительной к школе группы. Оценку эффективности использования этих игр проводили эксперты ПМСС центра, преподаватели ПетрГУ, руководители и заместители руководителей дошкольных учреждений города и республики. Сценарии игр разработаны для каждой возрастной группы, в течение учебного года проводится по 2 игры. В начале и в конце учебного года. Игра направлена на выявление уровня усвоения образовательной программы детьми по всем образовательным областям в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования. В составе проблемной группы я принимала участие в разработке сценария игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
На протяжении всей игры воспитателю предоставляется возможность пронаблюдать за детьми в естественной для них обстановке и оценить уровень усвоения образовательной программы каждым ребенком. Критерии оценки выбраны в соответствии с требованиями образовательной программы по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).
- Для фиксации результатов используется карта наблюдения, во второй младшей и средней группе игра проводится одновременно с шестью детьми.
- Один педагог берет на себя роль ведущего, предлагая детям выполнять задания, совершая путешествие, в соответствии со сценарием.
- За каждым ребенком закрепляется эксперт, который заполняет карту наблюдения и фиксирует уровень выполнения задания.
- По результатам игры определяется уровень усвоения программы по всем пяти областям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.49 КБ |
![]() | 987 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Путешествие с Колобком»
Возрастная группа – вторая младшая (3-4 года)
Количество детей – 5 человек
Продолжительность 15-20 минут
СОДЕРЖАНИЕ | Методическое оснащение | |
1 | Бабка с дедом испекли колобок. Поставили на печь остужаться, а сами ушли в лес по грибы и ягоды. Возвращаются, а во дворе никого, все домашние животные пропали, разбежались кто куда. Колобок предлагает их найти и привести обратно. Одного колобка бабка и дедка боятся отпускать, нужны помощники (дети). Детям на руку одеваются браслеты (синего, желтого, красного, белого, зеленого или черного цветов) | Фигурки персонажей – бабка, дед. Игрушка – Колобок; Браслеты синего, красного, желтого, зеленого, белого, черного цветов. |
2 | «Через речку по мостику» - хождение по доске – равновесие (по очереди, друг за другом) | Физкультурное оборудование: доска 25*150см |
3 | На лесной опушке кто-то оставил корзинки. Они одинаковые или разные? Дети берут по одной корзинке. Инструкция: У кого большая корзинка, собирайте большие грибы, у кого корзинка среднего размера – средние, у кого маленькая – маленькие грибочки Корзинки оставить под ёлочкой | Корзинки большие и маленькие по количеству детей, грибы плоскостные большие и маленькие по 5-7 на каждого ребенка |
4 | Встреча с зайцем. Рядом с зайцем сидит кошка. Заяц просит спрятать его от лисы – закрасить контурное изображение зайца, не выходя за линию | Игрушка-персонаж – заяц, кошка Карточки с контурным изображением зайца (по количеству детей); |
5 | «По кочкам через болото» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед | Ориентиры на полу. |
7 | Встреча с волком. У волка рядом с логовом бегает собака. Сюрпризный момент – «Чудесный мешочек». Дети достают из мешочка предмет, называю что это? Какой формы? Затем кладут его в «свой домик» - на стульях прикреплены геометрические фигуры, обозначающие эталон формы – круг, квадрат, треугольник | Игрушка-персонаж – волк, собака; «чудесный мешочек»; предметы круглой, квадратной, треугольной формы; плоскостные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник; |
8 | «Под мостом» ползание под дугой | Физкультурное оборудование: Дуги (2-3) |
9 | Встреча с Медведем и коровой. У медведя в берлоге побывал ветерок и разбросал все вещи. У каждого ребенка коробочка с изображением модели обобщающего понятия. Необходимо собрать соответствующие картинки | Игрушка-персонаж: медведь, корова; Коробочки с карточками-схемами, обозначающими обобщающие понятия (одежда, игрушки, мебель, овощи, фрукты), карточки с картинками по разным лексическим темам |
10 | Встреча с лисой. Лиса отпустит свинку, если колобок поможет ей найти детенышей. Лиса просит помочь другим животным найти своих малышей. | Игрушка-персонаж – лиса, свинка; Карточки с изображением животных и детенышей |
11 | Возвращение в деревню по цветным дорожкам. Ребенок выбирает тропинку, соответствующую цвету браслета | Дорожки синего, красного, желтого, зеленого, белого, черного цветов (ленолиум, самоклейка) |
12 | Домашние животные проголодались, пока были в лесу. Дети подбирают вид пищи для кошки, собаки, коровы, свинки. | Карточки с изображением различных видов пищи |
13 | Колобок благодарит ребят, дарит картинку-раскраску | Картинки-раскраски по количеству детей |
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
(2-я младшая группа «Путешествие с Колобком»)
Фамилия Имя________________________________________________
Дата диагностики____________________
Параметры Критерии оценки | Количество баллов |
Познавательное развитие | |
Первые шаги в математику | |
Величина («на лесной опушке») 3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям 2 – правильно выполняет задание 1 – допускает ошибки 0 – не справляется с заданием | |
Форма и классификация геометрических фигур («чудесный мешочек» - задание от Волка) 3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям 2 – правильно выполняет задание 1 – допускает ошибки 0 – не справляется с заданием | |
Цвет («разноцветные тропинки») 3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям 2 – правильно выполняет задание 1 – допускает ошибки 0 – не справляется с заданием | |
Ребенок в мире природы | |
Животные и их детеныши (задание от Лисы) 3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям 2 – правильно выполняет задание 1 – допускает ошибки 0 – не справляется с заданием | |
«Кто что ест» 3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям 2 – правильно выполняет задание 1 – допускает ошибки 0 – не справляется с заданием | |
Речевое развитие | |
Знание обобщающих слов и понятий («наведем порядок в берлоге» задание от Медведя) 3 – правильно выполняет задание, оказывает помощь другим детям 2 – правильно выполняет задание 1 – допускает ошибки 0 – не справляется с заданием | |
- правильность произношения (на протяжении всего «путешествия») - (2; 1; 0) | |
- богатство словарного запаса - (2; 1; 0) | |
- правильность употребления грамматических конструкций («чудесный мешочек», «Животные потерялись») - (2; 1; 0) | |
- правильность понимания обращенной к ребенку речи (на протяжении всего «путешествия») - (2; 1; 0) | |
Социально-коммуникативное развитие | |
Произвольность | |
2 - ребенок выполняет все задания, включен в игру, понимает условия игры; выполнят инструкцию 1 - ребенок выполняет задания, но не с первого раза понимает условия, отвлекается; не сразу включается в выполнение задания 0 – задания не выполняет, в игру не включен, отвлекается, мешает другим детям | |
Коммуникативные навыки | |
2 - ребенок нормально ведет себя в коллективе, общается со всеми членами группы; если надо, помогает при выполнении заданий; 1 - ребенок ведет себя отстраненно, другим детям не помогает 0 - ребенок изолирован, провоцирует конфликты, не замечает других детей | |
Физическое развитие | |
Равновесие 2 - идет уверенно, не заступает за края «дорожки» 1 - идет неуверенно, иногда заступает за края «дорожки» 0 – с заданием не справляется Прыжки 2 – прыгает с продвижением вперед, отталкиваясь двумя ногами, приземляется на носки 1 – отталкивается двумя ногами, иногда переступает, прыгает с небольшим продвижением 0 – не отталкивается одновременно двумя ногами, прыгает на месте без продвижения вперед Лазание/ползание 2 – ползет на четвереньках, опираясь на ладони и колени, не задевает дугу 1 – ползет правильно, но задевает дугу (или не задевает дугу, но при ползании опирается на пальцы ног) 0 – не справляется с заданием, или ползет подтягивая оба колена Мелкая моторика 2 - рука развита хорошо, ребенок уверенно держит карандаш, штрихи не выходят за границы контура; нажим на карандаш умеренный 1 - рука развита недостаточно хорошо, ребенок держит карандаш напряженно, штрихи иногда выходят за границы контура; слишком сильный или слабый нажим на карандаш 0 – рука развита слабо, штрихи многократно выходят за границы контура, нажим на карандаш слабый | |
Примечание: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мониторинг – это наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату Объектом внимания педагогического мониторинга является результат педагогической деятельности
МОНИТОРИНГ усвоения программного содержания по образовательным областям личностные результаты развития ребенка; целевые ориентиры
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ Инициативность и самостоятельность (ребенок способен выбирать себе род занятий, партнеров, умеет воплощать свои замыслы) Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим (сопереживание, умение разрешать конфликт) Умение соблюдать нормы и правила, развитое воображение, творчество Развитая устная речь Хорошо развитая крупная и мелкая моторика Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений
С введением в действие Федеральных государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость изменения подхода к оценке освоения детьми общеобразовательной программы расширения возможностей использования игровой деятельности в образовательном процессе
24 Сентябрь, 2017 Signature of Teacher ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА ЭФФЕКТИВНОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА
Создание универсальной диагностики усвоения образовательной программы у дошкольников с учетом возрастных особенностей ЦЕЛЬ :
1 этап - объединение педагогов в творческие группы 2 этап - работа в творческих группах – выбор тематического сюжета будущей игры, подбор диагностических задании в соответствии с содержанием рабочих программ ДОУ и пакета диагностических методик для каждой возрастной группы 3этап - изготовление и подбор необходимого методического материала, составление карт наблюдений 4 этап - апробация игр, внесение изменений
Возрастная группа Сюжет Кол-во участников Продолжи- тельность игры начало года конец года Младшая Путешествие с колобком В гости к трем медведям 5 25-30 Средняя Волшебные бусы «Бабушки-загадушки» Морское путешествие 6 30 Старшая Путешествие в Африку с доктором Айболитом «Путешествие по сказкам» 6 30-40 Подготовительная Путешествие в страну знаний с Незнайкой Игра «Умницы и Умники» 6 40-50
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-133480-1364975872.jpg)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА В ДОУ.
Предлагаю вашему вниманию таблицы по всем возрасным группам по организации мониторинга, работающим по программе воспитания и обучения в детском саду "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/31/picture-431591-1564593838.jpg)
Презентация "Методы, средства и формы организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы музыкального руководителя. Организация музыкального воспитания в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/19/picture-598173-1461069877.jpg)
Комплекс диагностических средств, для проведения педагогического мониторинга по программе "Детство"
Таблица. Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга по программе "Детство"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-504100-1634053202.jpg)
Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/27/picture-27703.jpg)
Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга в группах старшего возраста в соответствии с программой «Детство»
Данный материал поможет педагогам дошкольных учреждений, реализующих программу "Детство" организовать и провести диагностику с использованием современного диагностического инструментария....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/24/picture-1129815-1553431131.jpg)
Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга
Для педагогического мониторинга педагогами проводится диагностика индивидуального развития детей по методике, предложенной Ю.А. Афонькиной, разработанной на основе положений ФГОС ДО с учетом современн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/24/picture-668082-1579897381.jpg)
Диагностические средства для проведения педагогического мониторинга
Представляю перечень диагностических средств, используемых мною для проведения педагогического мониторинга...