Непосредственно образовательная деятельность Тема: «Чудо магнит» для детей среднего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Струговец Марина Алексеевна

Районный конкурс профессионального мастерства «Педагог года - 2017».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский д/сад»

Районный конкурс профессионального мастерства «Педагог года - 2017».

Непосредственно образовательная деятельность

Тема: «Чудо магнит»

для детей среднего  дошкольного возраста

(познавательно- исследовательская деятельность).

                          Воспитатель:

                                                       Струговец Марина Алексеевна

Ачинский р-он

п.Малиновка

2017г.

Непосредственно образовательная деятельность для детей среднего  дошкольного возраста тема:  «Чудо магнит».

(познавательно- исследовательская деятельность).

Цель: Создание  условий  для развития познавательной активности  детей  в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

-формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер);

-учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

-дать понятие о практической значимости магнита;

-развитие познавательной активности детей;

-стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

-воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности;

-воспитание навыков сотрудничества;

-воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.

Методы и приемы, используемые на занятии:

-словесный рассказ воспитателя;

-беседа;

-наглядный показ слайдов.

-практическая исследовательская деятельность.

Словарная работа: магнит, примагничивается.

Материал: стаканчики с окрашенной водой, металлические и неметаллические предметы, «посылка».

Ход занятия

Организационный момент.

Цель: Создание у детей интереса к последующей практической  деятельности.

Дети входят в зал останавливаются около воспитателя.

Воспитатель:

Ребята, к нам сегодня в детский сад пришла посылка, на которой написано: «Детям средней группы». По– моему, это наша группа или я не права?  Может, откроем её и посмотрим, что же там находится. Да здесь и письмо есть давайте прочтем и узнаем кто его прислал. 

Открывают письмо; звучит песня «Толстый Карлсон» .

 Вы поняли от кого письмо? (слайд). 

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Карлсон, который живет на крыше. Со мной недавно произошла необычная история. Я вчера поссорился с одной вредной вороной, которая утащила у меня все блестящие предметы. Я замахнулся на неё палкой, а она на меня рассердилась. И когда я собирался лететь к Малышу в гости, ворона, бросила в меня какую- то страшную штуку. Эта штука прицепилась к моему моторчику, и он перестал работать. Я пробовал её отцепить, но она снова прилеплялась. Я еле - еле её оторвал и отправил к вам в посылке. Помогите мне узнать, что это такое». Ваш Карлсон.

Воспитатель: Вы готовы посмотреть, что находится в этой посылке?

(заглядывая в «посылку» и загадывает загадку)

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Что же это такое? (магнит)

Знакомство со свойствами магнита.

Воспитатель:  Вот перед нами обычный магнит.

                            Много секретов в себе он хранит.

Рассматривание магнита

Воспитатель:Возьмите его в руки и внимательно посмотрите: Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок? (ответы детей).

Вывод: Все магниты гладкие; холодные; без запаха; твёрдые; не ломаются; магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче);  они бывают разной формы. (слайд)

Ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом. Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1.  Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Опыт 1. «Какой магнит сильнее?»

 Цель: определение зависимости силы притяжения магнита от его величины.

Воспитатель: Ребята, а вы знает, что Карлсон очень добрый и внимательный. Он любит дарить всем подарки, изготовленные своими руками. И ему хотелось бы подарить бусы Фрекен Бок. Но как их изготовить он не знает. Мы можем ему помочь? Давайте, научим Карлсона изготавливать бусы с помощью магнита.

На столе лежат 2 магнита: большой и маленький.

Как вы думаете, какой магнит сильнее большой или маленький? С помощью какого магнита получатся длинные бусы? короткие? Давайте проверим.

(работа в парах)

На столе рассыпаны скрепки. Девочки берут маленький магнит, а мальчики большой. Подносим магниты к скрепкам.

Воспитатель:

-Сколько скрепок притянул маленький магнит? (ответы детей)

-Сколько притянул большой магнит. (ответы детей)

-Какой магнит притянул скрепок больше? (большой магнит)

-Значит, какой из магнитов сильнее?

Вывод: Большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.

Опыт 2: «Все ли притягивает магнит?» 

Цель: Формирование знаний о том,  что магнит притягивает лишь металлические предметы.

Воспитатель: Карлсон - известный шалун. У себя дома он устроил настоящий кавардак, он перевернул всё в верх и даже испортил мебель. Ему опять необходима помощь. Если вы поможете Карлсону навести порядок, он будет вам благодарен.

1 стол: Карлсону надо купить новую мебель, да вот беда – деньги с пуговицами перемешались. Их необходимо разделить.

2стол: А вам надо навести порядок в коробках с конструкторами - металлическим и пластмассовым.

3стол: Вам необходимо помочь навести порядок на кухне - Карлсон перемешал фасоль со скрепками.

Воспитатель: Как можно отделить одни предметы от других? Что вы будете делать? Подумайте, с помощью чего вы это можете сделать быстрее? 

Дети: использовать магнит

Воспитатель: Приступайте (педагог подходит по очереди к подгруппам детей и проверяет их).

А сейчас проверяем.

1 стол: - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей).

(слайд) Правильно!

2 стол: - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей). Правильно!

3стол: - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей)(слайд) Правильно!

Воспитатель: Почему они  примагнитились? Из чего они изготовлены? Какие они? (ответы детей) .

Воспитатель: А какие предметы к магниту не примагнитились? (ответы детей)

Вывод: магнит притягивает лишь металлические предметы.

Физкультурная минутка

Воспитатель: Устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.

Игра «Магнетизм».

Цель: Закреплять представления о свойствах магнита, развитие внимания.

Воспитатель называет предмет и протягивает руки к детям. Дети протягивают руки к воспитателю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину (мяч, колокольчик, булавка и т. д.) .

Воспитатель: Продолжим, наши волшебные опыты?

Опыт 3. «Действие магнита через другие материалы»

 Цель: Определение возможности магнита притягивать одни предметы через другие.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что любит Карлсон? 

Дети:  Варенье.

Воспитатель: А ещё он любит вкусный и сладкий компот. Но вредная ворона набросала туда скрепки или шайбы. Вот, посмотрите. (воспитатель ставит на столы стаканы с подкрашенной водой и «мусором»). Кто знает, как мы можем их оттуда достать? Ложки у нас нет, ворона утащила; руками забираться в стакан – не красиво да и не хочется. Ну что, не можете? А я могу вам в этом помочь. Нужно прислонить магнит к стакану на уровне скрепки.

После того как скрепка приблизится к стенке стакана, магнит медленно двигаем вверх. Скрепка будет двигаться за магнитом и ее можно легко достать, не замочив рук.

Дети пробуют самостоятельно.

Воспитатель: Что мы можем сказать (ответы детей)

Вывод: Магнит может примагничивать через стакан и воду.

Опыт 4. Практическая значимость магнита. 

 Цель: Формирование знаний детей об использовании магнита людьми.

Воспитатель: А знаете ли вы в каких предметах люди используют магнит? Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор. (слайд)

Изготавливать пластиковые карточки (слайд), диски (слайд).

Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы (слайд)

А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки. (слайд)

Вот так широко использует человек магнит в повседневной жизни.

Итог занятия:

Воспитатель- Ребята, вам понравились проводить опыты?

Детям раздаются карточки  Д/и «Все ли притягивает магнит».

Воспитатель :Что нового вы узнали о свойствах магнита? Почему же магнит прицепился к моторчику Карлсона?  И конечно же Карлсону надо помириться и подружиться с вороной.

Мне очень понравилось как вы проводили эксперементы. Вы все были внимательны. Проявляли любознательность. Были активны.

- А ещё, Карлсон оставляет вам в подарок эти магниты. Ими можно обследовать группу и узнать, какие предметы могут примагничиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Возраст детей - старшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность. Тема: «Свойства магнита»

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Цель эксперимента:Система...

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во мно...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего возраста (познавательное - развитие) по теме: «Что полезнее апельсин или морковь?»

Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека; совершенствовать знания детей о витаминах  A, C.Развивающие: развивать осязание, развитие любознательности и познавательной мотивации...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего возраста (познавательное - развитие) тема: «Юные экологи Кубани»

Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её; развивать воображения, речь, память, внимание, умения делать выводы; воспитывать  бережно...

Образовательный маршрут для детей дошкольного образования «Познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование в домашних условиях»

Уважаемые родители!Представляю вашему вниманию электронный образовательный маршрут на тему «Познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование в домашних условиях»...