Главные вкладки

    «Работа музыкального руководителя с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) в детском саду»
    статья на тему

    Иващенко Елена Николаевна

           Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии.    Таких  детей  немало среди тех, с  кем мы  работаем  в  детском  саду.  Согласно Федерального Государственного Образовательного Стандарта образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них.        Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми и познавательными нарушениями у детей, является основой для взаимодействия специалистов и воспитателей. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_ivashchenko_e.n.docx25.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ Центр развития ребенка –детский сад №10

    г. Россоши

    Россошанского муниципального района

     Воронежской области

     «Работа музыкального руководителя

     с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи)

     в детском саду»

    Музыкальный руководитель

    Иващенко

    Елена Николаевна

    …трудно представить себе лучший метод воспитания, чем   тот,

    который открыт и проверен опытом веков ; он может быть выражен

     в двух положениях - гимнастика для тела и музыка для души .

    Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать самым главным :

     благодаря ему РИТМ и ГАРМОНИЯ глубоко внедряются в нашу душу,

     овладевают ею , наполняют её красотой

     и делают человека прекрасно мыслящим….    

             

                 Платон,  древнегреческий философ.

    1.Актуальность работы

           Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.

        Таких  детей  немало среди тех, с  кем мы  работаем  в  детском  саду. В  результате  диагностирования и  психолого-педагогического  обследования    детей    специалистами    нашего  детского  сада были  выявлены   дети с различными  нарушениями в  психомоторном (14%)  и  речевом   развитии (25%).

    2.Перспективность и научно-методическое обоснование

           Но возникает вопрос: как реализовать одновременно две основные цели – сохранить здоровье ребенка и решить коррекционно-развивающие задачи?

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п. 3 ст. 79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п. 28 ст. 2).

           В современных условиях педагогам ДО отводится немаловажная роль в коррекции и развитии детей дошкольного возраста. Необходимым условием реализации ФГОС ДО становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.

    Согласно Федерального Государственного Образовательного Стандарта образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них.

    3. Практическая значимость

    Цели и задачи музыкально-коррекционной деятельности в ДОУ:

    • развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;
    • развитие и накопление элементарных и двигательных навыков;
    • формирование правильной осанки;
    • повышение работоспособности и двигательной активности;
    • развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
    • развитие творческих способностей.

           Виды музыкально-коррекционной работы:

    • Занятия по логоритмике для детей с нарушениями речи, координации движений.
    • Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.
    • Упражнения для нормализации мышечного тонуса – силы и точности движений.
    •  Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.
    • Упражнения на развитие речевого, певческого дыхания.
    • Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.
    • Упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на ДМИ.
    • Игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.  

           Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми и познавательными нарушениями у детей, является основой для взаимодействия специалистов и воспитателей. Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-педагогической помощи детям.      

           В нашем дошкольном учреждении постоянно работают две коррекционные группы для детей с ОРН.  Педагоги нашего детского сада нашли оптимальное решение в работе с такими детьми – проведение интегрированных занятий, ведь интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада - еще одно  требование, обозначенное в ФГОС.

    Такие занятия решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимый объем учебной нагрузки.

    Интегрированные занятия направлены на:

    • на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
    • коррекцию его психофизических особенностей;
    • актуальное включение в окружающую социальную среду;
    • подготовку к школьному обучению.

          В организации и проведении интегрированных занятий  музыкальный руководитель участвует совместно с учителями-логопедами,  воспитателями, педагогом-психологом, воспитателем по физкультуре. Тема занятия определяется исходя из тем, которые выделены в образовательной программе.

    Реализация коррекционно-развивающих задач именно на интегрированных занятиях является для нас актуальной. Это связано с тем, что мы можем одновременно реализовывать следующие задачи:

    • развитие и коррекция познавательной сферы и активности;
    • речевое развитие;
    • формирование коммуникативных навыков;
    • реализация творческих способностей;
    • снижение тревожности и агрессивности;
    • создание эмоционального благополучного состояния;
    • формирование адекватной самооценки и уверенности в себе и пр.

             Важно отметить, что любая образовательная деятельность строится с учетом возрастных особенностей детей. В связи с этим временные рамки варьируются от 20 минут до 40 минут.  Взаимодействие музыкального руководителя и участников воспитательно-образовательного процесса осуществляется по разработанной модели, которая позволяет скоординировать деятельность взрослых по отношению к детям и спрогнозировать положительные результаты реализации дошкольной основной общеобразовательной программы. Важно отметить, что при проведении интеграции педагогов, вся коррекционно-развивающая работа строится по определенной схеме:

    1. Приветствие (своеобразный ритуал, который позволяет настроиться на совместную деятельность).

    2. Введение в тему ( «сказочный» момент).

    3. Игры и упражнения по теме НОД (выполняют всю смысловую нагрузку, позволяют сконцентрироваться на основном и раскрыться внутреннему потенциалу каждого ребенка).

    4. Физкультминутка ( подбирается по теме НОД, может проводиться между играми и упражнениями).

    5. Творческое задание (позволяет раскрыть каждому ребенку свои творческие способности, воображение).

    6. Выход из темы, прощание (ритуал окончания НОД, основная цель: создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от деятельности на занятии).

          Важно отметить, что необходим комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей, который является основой для взаимодействия всех специалистов.

           В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игровая деятельность. Отсюда и выбор метода – игра, которая включает в себя элементы сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии.. В игровой форме ребенок знакомится с окружающим миром, обогащает словарный запас, развивает мыслительные операции и речь, учится общаться со сверстниками и взрослыми, повышает уверенность в себе, сохраняет свое эмоциональное благополучие, развивает эмпатическое восприятие и творческие способности. У большинства детей с речевыми нарушениями имеются выраженные проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия, а упражнения в НОД направлены на их устранение.

           Упражнения и игры данного комплекса непосредственно организованной деятельности подбираем с учетом возрастных особенностей детей. Однако в зависимости от их индивидуальных особенностей, подготовленности эти игры и упражнения можно модифицировать.

    Особое внимание в работе с дошкольниками я уделяю музыкальной игре.  

    Очень важно, чтобы ребята играли с удовольствием и желанием.  По мнению О.С. Газмана « …игра — это лакомство, позволяющее всесторонне развивать, обучать и воспитывать детей в любом возрасте. В игре у детей возникает три цели. Первая цель — удовольствие от игры “ХОЧУ”. Вторая цель — выполнять правила игры “НАДО”. Третья цель — творческое выполнение игровой задачи “МОГУ”».

          Музыкальная игра воспитывает в детях волю, сосредоточенность, чувственность; развивает внимание, слух, фантазию, воображение, память, мышление; обучает пониманию действий, быстроте реакции, музыкальным и двигательным знаниям, умениям и навыкам.

            В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с характером музыки. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а значит, чувствовать. Она воспитывает мысли и чувства, кругозор и эмоции, целеустремлённость и коммуникабельность.

                 Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы мы постоянно используем в работе  с детьми.

    Медлительные дети нуждаются в музыке подвижного, быстрого характера. Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа. Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии), требуется музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

                Следовательно, музыка развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное — и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

                Но главное, музыка — это источник детской радости. В раннем возрасте ребёнок, естественно, открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а позже раскрывает себя и свой творческий потенциал.

           Важно также отметить, что для проведения музыкально-коррекционных занятий необходима подборка специальных материалов и оборудования. В любой группе нашего детского сада есть нужные предметы, подобраны картинки по темам, записаны музыкальные отрывки, подготовлены презентации для включения детей в образовательную деятельность. И необходимо сделать акцент на том, что все занятия носят плановый, системный и последовательный характер, что предполагает работу специалистов с каждым ребенком.

             Прекрасно, если к данной работе будут подключены родители. Для их активизации в коррекционно-развивающий процесс мы проводим детско-родительские занятия, где мамы и папы, бабушки и дедушки становятся полноправными участниками образовательной деятельности. Это позволяет решить еще одну важную задачу: оптимизацию конструктивного взаимодействия всех членов семьи ребенка.

    4. Конечный результат педагогической деятельности.

    Сделана картотека пальчиковых игр, психогимнастических упражнений, логоритмических упражнений, дыхательной и артикуляционной гимнастики, валеологических песенок – распевок, самомассажа, собрана богатая фонотека и видеотека. Систематизирована работа по применению музыкально-коррекционной деятельности. Два раза в год проводится обследование музыкального развития детей.

    Наблюдается положительная динамика:

    1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

     2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.

    3. Повышение уровня речевого развития.

    4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).

    5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

    Вывод. Результативность музыкально-коррекционных и интегрированных занятий наглядно прослеживается на динамике психического и речевого развития воспитанников:  в формировании у них чувства уверенности в своих силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует, музыка лечит, музыка воспитывает.

    Литература

    1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».
    2. Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2011 г.
    3. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании. Психологическая наука и образование . –  №3 2013г.
    4. Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. – СПб.: ООО «Детство-пресс», 2012 г.

    1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. «Учитель», 2013г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие музыкально – ритмических способностей у детей имеющих общее недоразвитие речи.

    Развитие музыкально – ритмических способностей у  детей имеющих общее недоразвитие речи....

    Коррекционно-развивающая работа в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. Презентация учителя-логопеда.

    Презентация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с О,Н,Р....

    Работа над силой голоса у детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.

    "Работа над изменением силы голоса" является одной из составных частей раздела просодики, который в свою очередь является одним из компоненртов развития речи. В работе даны краткие определения п...

    "Совершенствование форм работы с родителями в группе детей с общим недоразвитием речи"

    Профессия воспитатель зародилась в Древней Греции, в те времена воспитанием ребёнка занимался специальный раб – детоводитель, который занимался только малышом, всюду сопровождал его, отсюда и по...

    Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового...