Конспект "Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста" 16.10.2013
план-конспект занятия на тему

Живых Анна Викторовна

Конспект "Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста" 16.10.2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

16.10.2013г.

Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста.

Умение  правильно общаться, то есть налаживать доброжелательные, партнерские, бесконфликтные  отношения с окружающими, является важнейшей составляющей при оценке личности.  Представим себе первоклассного специалиста, постоянно ссорящегося с коллегами, или владельца крупной фирмы, обманувшего своих партнеров... такие люди ни при каких обстоятельствах не могут рассчитывать на доверие, уважение, признание окружающих, а следовательно, никогда не будут по-настоящему счастливы. Не случайно одной из важнейших задач, стоящей перед дошкольными работниками, является нравственное воспитание детей.

К огромному сожалению, количество негативных и даже разрушительных тенденций, готовых нанасти урон нашим детям, не уменьшается, а нарастает. Взрослые обязаны помочь детям обрести нравственные ориентиры и принципы, приобщить к миру человеческих ценностей, дать знание моральных правил, сформировать навыки общения, уверенность в своих силах.

Проблема нравственного развития детей особенно актуальна и в связи с тем, что за последние годы отмечен рост детской возбудимости, аутизации, негативизма, агрессивности, тревожности и страхов, приводящих к нарушениям поведения. Ситуации, когда такой ребенок не принимается, высмеивается, отвергается другими детьми, отрицательно сказываются не только на настроении, но и на процессах обучения и воспитания, вплоть до искажения личностного развития.

Рассмотрим модель детского поведения. Любой поступок ребенка определяется целью, мотивом. Однако если цепочка действий ребенка коротка: постановка цели — мотивация — поступок, то есть за поступком ребенка не следует анализ взрослым его поведения, оценка, поощрение или порицание, то вряд ли можно рассчитывать на позитивное развитие формирующейся личности. При правильном воспитании эта же цепочка возрастает за счет:

  • осознания ребенком последствий каждого поступка,
  • оценки возможных последствий,
  • адекватной самооценки

Но и это еще не все! Главное в воспитательной цепочке то, что самооценка, следующая за поступком, должна вызывать у ребенка чувство удовлетворения, радости. Только такое поведение окажется ценностно-ориентированным и со временем приведет к нравственному росту.

Итак, нравственность — это стремление личности к моральным нормам. Формируется нравственность в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом человека, выражается в обычаях, суждениях, оценках, в поведении человека. Под нравственным развитием понимается способность охарактеризовать свои и чужие поступки с позиции добра и зла, а также подчинять свое поведение определенным нравственным нормам.

Родителям и педагогам необходимо учитывать, что дети дошкольного возраста отличаются особой откликаемостью на мнения и поступки находящихся рядом взрослых. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на тех, чье мнение и поведение дети принимают целиком, без критики и избирательности, в том числе при постановке и решении нравственных проблем. Задумаемся над тем, что вначале мы взрослые, определяем жизненные принципы для ребенка, но впоследствии — усвоенные принципы определяют его жизнь.

Рассмотрим  основные условия, способствующие нравственному воспитанию ребенка в семье и детском коллективе:

  • Положительный пример взрослых, позитивная психологическая атмосфера семьи и коллектива, где ребенок находится регулярно. Дети усваивают нормы межличностных отношений путем подражания, причем реагируют они не на слова, а на действия и эмоции находящихся рядом взрослых. Положительным считается такой нравственный климат, когда взрослые обходятся без криков и шлепков, а смех, поощрение и слова любви звучат гораздо чаще, чем порицания.
  • Наличие в семье и коллективе морального кодекса. Необходимо иметь свод правил, которые не нарушают ни дети, ни взрослые.