ДОКЛАД " ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ".
консультация (подготовительная группа) по теме

Данное сообщение содержит как теоретический, так и практический материал, который поможет музыкальному руководителю в работе с дошкольниками по развитию ассоциативного мышления и творческого вооброжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgust_konferentsiya_tekst.odt22.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение      

 Центр развития ребенка – детский сад №47 «Сказка»

Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

           

ДОКЛАД

       

 ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

  В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ                                                                    

        СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.         

                 

                       

   

                                                                     

                                                                      Составила

                                                                 Музыкальный руководитель

                                                                            БаклаНОВА  И.Н.

                                     

                                                     

   2013г.

Что такое творчество?

      Л.С. Выготский понимал под творческой деятельностью «такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно—будет ли это, созданное творческой деятельностью, какой -нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущих или обнаруживающихся только в самом человеке».

     Фантазия—источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы.

      Воображение—создание нового в форме образа или идеи.

Творческие способности включают в себя:

  • наблюдательность;
  • умение сопоставлять и анализировать;
  • умение комбинировать;
  • умение находить связи и закономерности.

Этапы формирования творческих способностей у дошкольника

(Сначала действие —и только потом—мышление)

Младший возраст—этап сенсорно-двигательного освоения ребенком окружающей  действительности, накопления эмоциональных впечатлений,    начало общения маленького человека с миром.

Средний возраст—этап активного восприятия всего того, что окружает ребенка.  Проявляется заинтересованное отношение к предметам, разным  сторонам жизни, формам, звукам, краскам.

Старший возраст—этап развития важнейших для творческой деятельности

 способностей—умения всматриваться и видеть, вслушиваться и слышать.

Подготовительный к школе возраст—этап первоначального развития фантазии творческого воображения.

  Основой детского познания является игра—как первая форма творческой          

                                           деятельностью ребенка.      

      Творческие игры. Их роль.   

      (старший дошкольный возраст)

(Программа «Детство»)

  • Развивают музыкальные способности (чувство ритма, темпа, динамики, звуковысотный, мелодический слух, музыкальную память...)
  • Формируют способность передачи музыки через движение, пластику; развивают двигательную свободу, координацию, коммуникативность, чувство ансамбля и партнерства.
  • Развивают творческую активность, воображение, ассоциативно-образное мышление.

Творческие игры-( музыкально-дидактические игры, творческие задания,, этюды, импровизации, игры-путешествия, пантомима, психогимнастика, словесное творчество) пронизывают все разделы музыкальной деятельности:

  • слушание;
  • пение;
  • музыка и движения;
  • элементарное музицирование;
  • песенное творчество;
  • танцевальное творчество;
  • музыкально-игровое творчество.

Слушание.

Задачи: -развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление,

                 воображение;                                                                                                                                

               -побуждать детей к осознанию свойств музыкальной речи, различению                выразительных  интонаций, пауз, акцентов, особенностей      ха-

                рактера,  динамики, темпа, регистров.

Пение. Песенное творчество.

Задачи:   -содействовать проявлению самостоятельности и творческому  испол-

                   нению  песен разного характера;

                  -побуждать к импровизации мелодии на заданный текст, сочинению                  мелодий различного характера;

                  -развивать творческие проявления через движения, пластику, мимику  

                   и  жесты; побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Музыка и движения. Танцевальное творчество.

Музыкально-игровое творчество

Задачи:  -развивать музыкальность, способность чувствовать, эстетически                         переживать музыку в движении;

                -совершенствовать художественно-творческие способности, развивая                        пластику движений, их ритмичность, выразительность;

                -воспитывать и развивать чувство товарищества, трудолюбия, лидерство и                инициативу.

Элементарное музицирование.

Задачи:  -развивать чувство ритма, умение чувствовать и воспроизводить                                   метрический пульс речи музыки, слуховое внимание;

                 -развивать творческую активность.

Творческие игры.

Формы проведения: -музыкальные занятия;

                                      -индивидуальная работа;

                                      -праздники и развлечения;

                                      -самостоятельная музыкальная деятельность.

 

        А теперь хочется остановиться на некоторых играх, которые прочно вош-

ли в мою практическую деятельность, которые развивают у детей музыкальные

способности, способствуют развитию творческой фантазии и воображению.

       Программа О.П.  Радыновой  «Музыкальные шедевры» помогает мне в выборе интересных методических приемов по разделу «Слушание».  Для

определения характера прослушенного музыкального произведения исполь  -

зую  дидактическую игру «Музыка и настроение» - дети с помощью пикто –

грамм  выкладывают  веселого, грустного, сердитого или  удивленного человечка… (соответствующего настроению инструментальной пьесы).Затем предлагаю передать настроение этого человечка через движение . Очень интересно проходят игры на развитие словесного творчества: «Чудесный ме-

шочек», «Волшебный сундучок», «Чудо-чемоданчик» -определяя настроение

музыки, дети подбирают эпитеты так, чтобы не повторять ответы своих това-

рищей ( какая музыка? – хрустальная, сказочная, волшебная, прозрачная.,

или музыка грустная , печальная, дождливая, унылая и т.д.).

Часто провожу игру «Коробочка контрастов» - в коробке находятся два листа

бумаги черного и белого цвета как символ контраста. Я называю слово, дети подбирают антоним (грустно-весело; быстро-медленно; легко- тяжело; ста  -

ренький-молоденький; холодный-горячий…), затем все это можно передать

через движения (мальчик двигается поскоком, а дедушка идет сгорбив  -

шись; горячая картошка – дети показывают как рукам горячо;  холодный снежок – наоборот, руки замерзают и т.д.).

Творческое задание «Укрась музыку»  с помощью музыкального инструмен-

та  дает мне возможность увидеть, на сколько дети правильно воспринимают

музыкальный образ. Так, весеннюю капель дети изображают с помощью   ко-

локольчика или музыкального треугольника; шуршание листвы – с помощью

маракаса и т.д..

     «Музыка – образ – движение». Этот тезис заставляет меня всегда помнить

о том, что для полного осмысления музыкального образа ребенку необходи-

мо « пропускать  музыку через себя», т.е. через движение. В этом мне помо –

гает игра «Замри» - дети двигаются в соответствии с характером музыки

(марш, вальс, полька, колыбельная и т.д.); с окончанием музыки замирают в

интересной позе. Этюд «Нарисуй музыку», «Поющие руки» - дети жестами показывают куда идет музыка: вверх или вниз; стакатто-быстро работают пальцы; круговые движения рук изображают стремительный темп, динамику.

           Побуждать детей к песенному творчеству мне помогают следующие

приемы: пение в разных жанрах ( марш танец, колыбельная ); пение в разном настроении ( солнечном-дождливом ); пение на заданный текст  от лица разных персонажей. Позже даю детям задания на импровизацию: придумай песенку дождя , ветра, Деда Мороза, ,Бабы Яги… на определенный слог (кап-

кап, у-у-у,, ля-ля…). Дети с большой охотой инсценируют полюбившиеся песни. Таким примером является песня Е.Зарицкой «На свете все на все по  -

хоже».Вместе с детьми мы подбираем движения, мимику, жесты, соответс-

вующие тексту песни  .При этом дети могут и меня подталкивать к интерес-

ним творческим решениям. Для развития ассоциативного мышления предла-

гаю детям творческое задание «Много красок у меня  -  выбирай любую»  -

 спой «оранжевую» песенку (про солнышко ), «зеленую» песенку (про елоч-

ку, про лягушку) и т.д..

       Танцевальное-игровое  творчество. В этом направлении   предпочтение отдаю импровизациям с предметами:  придумать «Вальс» для ветерка, снежинок, листопада. Дети сами подбирают атрибуты ( гимнастические ленты, воздушные шарфики, капроновые султаны нужного цвета).Забавно проходят игровые этюды «Я-глина», «Я-скульптор»; ;танцы рук «Водоросли», «Рыбки»,«Обезьянки» ; игровые задания «Танцующий коврик»-на закрепление знакомых танцевальных движений, «Хитрая шляпа», «Парад шляп» -та или иная шляпа побуж дает ребенка  передать тот или иной образ (Незнайка, лиса Алиса, Шапокляк, Боровик, Снеговик, Фея Доброты и Фея Зла, солнечный лучик, сосулька  и т.д. ).Дети учатся фантазировать и передавать свои фантазии через пластику…  Подталкиваю детей к поиску

ассоциативных связей между предметами,  которые нас окружают, опираясь на свой опыт. Очень интересно (как для детей, так и для меня) проходит игра

«Волшебная палочка». Дети не устают меня удивлять своими «придумками». Так у  них палочка превращается в карандаш, зонтик, сумочку, расческу, шарик на ниточке, лошадку и т.д..

      В психогимнастике так  же присуствуют элементы творчества. Дети в изображении одуванчика видят образ солнышка и наоборот. Своим телом передают движения лучиков, которые обогревают землю; шепот лепестков цветка.

 

       Элементарное музицирование. Решая задачи по данному разделу,

опираюсь на программу Т.Э. Тютюнниковой, которая предлагает широко

использовать шумовые игрушки-самоделки. Это натолкнуло меня на поиски

новых методических приемов. Так у меня появились стаканчики-барабанчи-

ки для развития чувства ритма. Маракасы превратились в чупа-чупсы, Фан-

тики научились «говорить», т.е. «нашептывать» детям о своем настроении

(«я самый красивый», «я самый шуршащий», «я от кисленькой конфетки», ..)

.Этот прием способствует развитию словесного творчества.                                            

        Стараюсь донести до детей идею, что звуки живут вокруг нас, нужно только вслушаться и  услышать их.

      В нашем детском учреждении интеграция стала нормой творческой  жиз-

ни. Занятия выстраиваю как эмоционально-игровое действие, несущее

образное начало. Создаю условия для свободного самовыражения (подбор

интересного музыкального материала, яркие и эстетично оформленные атри-

буты и дидактический материал,  позитивный настрой детей, создание поисково-игровых ситуаций…). Так появились авторские разработки, конспекты интегрированных занятий, направленных на развитие творческой-\активности детей, умения находить в окружающем нас мире ассоциативных

связей между предметами, звуками, цветом и собственными ощущениями:

    -  «Радужная страна».- есть у радуги семь красок, а у песенки семь нот…

    -  «Где водятся волшебники?.» - дети понимают, что они сами могут быть

волшебниками, нужно только постараться, нужно только захотеть.

    -  «Путешествие по сладкой стране» – у детей появляется возможность с помощью фантазий переплыть шоколадное озеро с волшебными рыбками,

удивительными водорослями; попасть под лимонадный дождь; увидеть кара-

мельные горы, пошептаться с конфетами и т.д..  ,

    -  «На свете все на все похоже»  -  дети находят ассоциативные связи,

удивляя взрослых своим творческим воображением, желанием все видеть,

все слышать, все знать. Эти занятия проходят динамично и эмоционально

     

     Запас музыкальных впечатлений, навыков и умений, полученных детьми на НОД, на  индивидуальных занятиях, находят свое продолжение на праздниках и развлечениях, и, конечно же, в самостоятельной музыкальной деятельности.. В группе воспитатель умело направляет эту деятельность. Можно наблюдать сюжетно-ролевые игры детей («Театр», «Удивительный оркестр», «В гостях у художника», «Путешествие по музыкальной стране»,

«Алло, мы ищем таланты»).

 

      Подбирая творческие игры, задания, этюды для детей, тщательно проду-

мываю методические приемы подачи того или иного материала. Например,

прежде, чем давать задания :  в движении изобразить снежинку или походку

Деда Мороза, или катание «на саночках», мы с детьми « посыпаем на все

дорожки» волшебные снежинки ,которые всегда у детей находятся в их «вол-

шебных» кармашках…Готовясь к осеннему празднику, мы «складываем» все

музыкальные подарки (песенки, игры, шутки, пляски) для Осени, Боровика,

Дедушки Винограда или уважаемого Пугало  в корзину, украшенную листья-

ми. Готовя  музыкальные подарки для Деда Мороза и Снегурочки, собираем их в красивый ларец или в воображаемый мешочек, предварительно украсив его серебристыми снежинками (на воображении)…Отправляясь в  путешест-

вие  на поезде или на автобусе, мы с детьми показываем руками и звуками «п-ш-ш-ш-ш», как открываются и закрываются двери,  поудобнее «садимся у окошечка»… Таких приемов очень много в моей методической «копилке» , и  год от года она пополняется. Развивая творческую активность дошкольников,

приходится постоянно находиться в поисках чего-то нового и интересного.

Игра заманивает и увлекает в свой мир не только ребенка, но и взрослого –

педагога.

      Совместная деятельность с педагогами и родителями позволяет  педаго-

гический процесс  сделать  целостным и плодотворным. Это открытые занятия , совместные праздники и развлечения, консультации  («В мире зага-

дочных звуков», «Волшебной музыки страна», «Островок Детства»…), семинары-практикумы («Развивающие игры», «Умелые ручки», «Музыкаль-

ные  игрушки-самоделки»…).

       Провожу диагностику, которая позволяет увидеть положительную дина-

мику в музыкальном  развитии детей старшего дошкольного возраста, благодаря правильному и систематичному использованию творческих игр.

   

 

         «  ИГРА – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».

                                                                                        ( В.А. Сухомлинский ).

           Задача педагога – сделать так, чтобы это окно всегда было

           открыто для взора ребенка.

        

                                       

                                                   ЛИТЕРАТУРА:

Программа               «Детство».

Давыдова М           . «Театральные тренинги для маленьких артистов».

Картушина М.Ю   . «Логоритмика для малышей».

Картушина М.Ю.    «Мы играем, рисуем и поем».

Озерова О.Е.           «Развитие творческого мышления и воображения у детей.

                                   Игры и упражнения».

Петров И.А.             «Музыкальные игры для дошкольников».

Радынова О.П.         Программа «Музыкальные шедевры».

Тютюнникова Т.Э.   Программа «Элементарное музицирование у дошколь –

                                   ков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ

развитие речи через музыкально-творческие игры в ДОУ...

Развитие речи через музыкально - творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ

Роль музыкально - творческих игр в развитии речи на музыкальных занятиях в ДОУ. Из опыта работы в логопедических груаппах....

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

Презентация " Творческие игры в музыкальном развитии старших дошкольников".

Данный материал содержит цель, программные задачи по развитию творческих музыкальных способностей у старших дошкольников. Представлено фото некоторых творческих заданий для детей....

Доклад "Творческие игры, обучение общению"

Доклад с презентацией на  родительском собрании...

Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути:слушание музыки,пение,игры,танцы,игра на ДМИ,музыкально-ритмические движения-творчество во всех видах музыкальной деятельности.И,вне всяк...