Мониторинг игр-экспериментов
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкантова Марина Анатольевна

Выявление психолого-педагогических условий развития игр-экспериментов у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_igr-eksperimentov.docx81.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1080

МОНИТОРИНГ

игр – экспериментов

http://www.amazingbook.ru/published/publicdata/WEBASYST/attachments/SC/products_pictures/malch63.jpg

                 Разработано

                              старший воспитатель

                          Музыкантова М.А.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

        Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н.Н. Поддьяков) называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста.

        Нашей целью является выявление психолого-педагогических условий развития игр – экспериментов  у детей дошкольного возраста.

Методика «Выбор деятельности» (Прохоровой Л.Н)

    Содержание задания: Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование.

    Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делось три выбора. Все три выбора фиксировались в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

    Результаты оформляются в таблицу:

      Оценка результатов методики «Выбор деятельности»                     

 

  Фамилия, имя ребенка    

Выбор деятельности

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Условия организации экспериментальной деятельности детей в группе». (Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой)

Данная методика исследует сферу интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей.

Содержание задания: Ребенку предлагаются картинки, на которых изображено оборудование из уголка экспериментирования:

1 -  приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты);

2 - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

3 - природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);

4 - утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);

5 - технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);

6 - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

7 - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

8 - медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

9 - прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).

     Ребенку предлагается выбрать: «Что больше нравится. Почему?», «Что будешь с ним делать?». За первый выбор – 9 баллов, за второй – 8 баллов, за третий выбор – 7 баллов, за четвертый – 6 баллов, за пятый – 5 баллов, за шестой – 4 балла, за седьмой – 3 балла, за восьмой – 2 балла, за девятый – 1 балл.

Оценка результатов выбора детьми оборудования из уголка

экспериментирования

 

Фамилия, имя ребенка

Оборудование из уголка экспериментирования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Оценка развития познавательной инициативы»

Содержание задания: «Важное задание»

Взрослый предлагает детям выполнить задание по получению необходимой информации по одной из предложенных тем: «Воздух», «Вода», «Почва». Дети должны найти как можно больше интересных сведений, накопить новый и необычный материал по выбранной теме.  

Протокол обследования

№/№

п/п

Ф.И. ребенка

Кол-во источников

Кач-во и содержательность предоставленного материала

1

2

3

1

2

3

Оценка результатов

3 балла – ребенок получает информацию из 3-х и более источников, накапливает практические материалы, задание выполняется в ранее оговоренные сроки.

2 балла – ребенок получает информацию из 2 – 3 источников, при переработке информации отдает приоритет только более значимой для него информации.

1 балл – ребенок использует лишь 1 источник информации, не заинтересован в поиске информации из различных источников, не удерживает поставленной цели задания.

Источники получения информации:

  • спросить у взрослого;
  • спросить у сверстника;
  • прочитать в книге, журнале, энциклопедии;
  • получить информацию экспериментальным путем, в практической деятельности;
  • использование видео  материалов и ПК.

Методика «Исследования педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития игр-экспериментов». 

(по книге «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации» / Под общ. ред. Л.Н Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003. – 64 с.).

      Анкета для воспитателей

1, 2, 3 вопросы - изучение условий и форм организации игр -0 экспериментов.

4, 5 вопросы -  изучение проблем игр-экспериментов, методов и приемов их решений.

7, 8, 9  - изучение особенностей индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию.

Анкета для воспитателей:

1.                 Созданы ли условия для организации игр - экспериментов в Вашей группе? Если да, то какие?

2.                 Как часто Вами планируется организация игр - экспериментов?

3.                 Какая из форм игр - экспериментов преобладает у Ваших детей: познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок)?

4.                 Если продуктивная, то что мешает Вашим детям  заняться познавательным экспериментированием (нужно подчеркнуть):

                запреты со стороны взрослого;

                сниженность познавательных интересов детей;

                неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду, испачкаются и т.д.;

                другие причины (что именно?).

5.                 Как вы поддерживает интерес ребенка к экспериментированию (нужно подчеркнуть):

                проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

                оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

                сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

                другие методы (какие именно?).

6.                 С чем Ваши дети любят проводить эксперименты?

7.                 Разделите детей Вашей группы на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем?

8.                 В чем особенности детей разного уровня?

                                            Спасибо!

     Анкета для родителей 

 1, 2, 3 вопросы - изучает мотивацию и особенности игр - экспериментов в семье. 4, 5 вопросы исследование условий совместного детско - родительского эксперимента.

                               Анкета для родителей: 

1.                 Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

2.                  С какими предметами и материалами любит экспериментировать и играть  Ваш ребенок?

3.                 Продолжает ли ребенок игры – эксперименты, начатые в детском саду, дома? Если да, то как часто?

4.                 Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое?

5.                 Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

                                           Спасибо!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)

В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...

Мониторинг развития музыкальных способностей по кружковой деятельности "Звук-волшебник" (вопросы и задания к мониторингу, условные обозначения, на 1-ый и на 2-ой год обучения)

Данный материал представлен музыкальным руководителям детских садов для отслеживания результатов усвоения детьми программы по музыкальному воспитанию Т.Н. Девятовой "Звук-волшебник", используемый для ...

"Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества"

Технология мониторинга - это прорыв в будущее музыкально – педагогического процесса детского сада, ориентированного на успехи каждого ребенка в музыкальном образовании....

Презентация "Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга)"

Мониторинг  физического развития  дошкольников  (единая российская система мониторинга...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

мониторинг эксперимента

анализ  мониторинга по эксперементу...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...