План кружка "Мы исследователи"
материал на тему

Буйленко Анна Николаевна

План кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_my_issled.docx286.45 КБ

Предварительный просмотр:

 

C:\Pictures\606315_2.jpeg

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

        Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Основная цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

        Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

        Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


        Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

        Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

        Режим занятий:         2 раза в месяц;

                        продолжительность – 25минут.

        Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

         Игровые  приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

         «Мы исследователи» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

        Кружок «Мы исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

Учебно-тематический план работы

кружка «Мы исследователи»

№ п/п

Наименование

раздела

Количество

занятий

Форма проведения

1.

Экспериментирование

с песком, глиной

1

Обследование, практическая деятельность

2.

Экспериментирование

с водой

1

Практическая деятельность

3.

Экспериментирование

с воздухом

1

Практическая деятельность

4.

Наблюдение за жизнью растений

1

Практическая деятельность

5.

Человек

2

Практическая деятельность

6.

Экспериментирование

с предметами

12

Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого

Итого

18

Перспективный план работы кружка

«Мы - исследователи»

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Количество занятий

1.

Сентябрь

Песок и глина – наши помощники

1

2.

Удивительные свойства воды

1

3.

Октябрь

Удивительные свойства воздуха

1

4.

Почва живая земля

1

5.

Ноябрь

Как устроена дыхательная система человека

1

6.

Что умеют наши глаза и уши

1

7.

Декабрь

Испытание магнита

1

8.

Мир бумаги

1

9.

Январь

Как принцесса Ниточка всю семью одевала

1

10.

Сами монтеры

1

11.

Февраль

Свойства дерева и металла

1

12.

Мир камней

1

13.

Март

В мире стекла

1

14.

Волшебное зеркало

1

15.

Апрель

Волшебное электричество

1

16.

Как работает термометр

1

17.

Май

Извержение вулкана

1

18.

Катапульта

1

Итого

18

 

Тематический план занятий

        Тема: «Песок и глина — наши помощники»

        Задачи:

  1. Дать представление о свойствах песка и глины.
  2. Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.
  3. Воспитывать любознательность.
  4. Активизация словаря: сыпучий, твердая.

        Тема: «Удивительные свойства воды»

        Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
  2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

        Тема: «Удивительные свойства воздуха»

        Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
  2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
  3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
  5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

        Тема: «Почва – живая земля»

        Задачи:

  1. Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.
  2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
  3. Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека

        Тема: «Как устроена дыхательная система»

        Задачи:

  1. Дать детям представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.
  2. Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие).
  3. Познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.
  4. Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.

        Тема: «Что умеют наши глаза и уши»

         Задачи:

  1. Обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на основе опытов;
  2. Тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования, формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;
  3. Развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
  4. Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

        Тема: «Испытание магнита»

         Задачи:

  1. Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
  2. Развивать у детей мышление, сообразительность.
  3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.

        Тема: «Мир бумаги»

        Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её         свойствах.

        Задачи:

  1. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
  2. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
  3. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
  4. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).

        Тема: «Как принцесса Ниточка семью одевала»

        Задачи:

  1. Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства         ткани.
  2. Учить подбирать ткань для одежды разных видов.
  3.  Познакомить с понятием «ателье и заказ». 
  4.   Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага, целлофан, их прочности и использовании в быту.   
  5. Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.
  6. Активизировать словарь детей соответствующими тем словами.
  7. Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию.

                                             

        Тема: «Сами монтёры»

        Задачи:

  1. Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.
  2. Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.
  3. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.
  4. Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.

        Тема: «Свойства дерева и металла»

        Задачи:

  1. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.
  2. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
  3. Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.

        Тема: «Мир камней»

        Задачи:

  1. Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
  2. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
  3. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
  4. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

        Тема: «В мире стекла»

        Задачи:

  1. Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
  2. Развивать любознательность.
  3. Воспитывать бережное отношение к вещам.

        Тема: « Волшебное зеркало»

        Задачи:

  1. Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
  2. Развивать познавательные способности детей.
  3. Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.
  4. Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.

        

        Тема:  «Волшебное электричество»

        Задачи:

  1. Обобщать знания детей об электричестве;
  2. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
  3. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
  4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  5. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
  6. Воспитывать умение работать в коллективе.

        Тема: «Как работает термометр»
        Задачи: 

  1. Познакомить с работой термометра; 
  2. Учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать выводы, анализировать; 
  3. Формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов; 
  4. Развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение, любознательность, наблюдательность, активизировать словарь.
    Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

        Тема: «Извержение вулкана»

        Задачи:

  1. Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
  2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
  3. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
  4. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность

        Тема: «Катапульта»

        Задачи:

  1. Продолжать приобщать к  навыкам  элементарной экспериментальной деятельности;
  2. Путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;
  3. Содействовать развитию дивергентного мышления, способности к умозаключениям;
  4. Воспитывать уверенность в своих силах через создание ситуации успеха.

Литература

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011

  1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

  1. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010

  1. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.  Учитель, 2011
  2. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.  Учитель, 2011
     
  3. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.

  1. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

                                           Список детей :

1.Гузанова Инна

2.Копосов Алексей

3.Дойкова Катя

4. Карпова Варвара

5. Бауров Ярослав

6.Ступак Ира

7.Арсентьева Арина

8.Авадень Максим

9.Шпаковская Вика

10.Савин Артём


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план кружка "Юные исследователи"

Учебно-тематический план №Вид деятельностиТема занятияЛитератураКоличество часов1.Эксперименты  с природным материалом1. Песок, глина - наши помощники. 2. Песчаный конус. 3.Удивите...

Ежедневный план работы с детьми младшей группы по теме "Экспериментирование", "Маленькие исследователи"

Недельный план работы с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Экспериментирование" ("Маленькие исследователи")....

Перспективный план работы клуба юных исследователей "Необычное в обычном"

В материале представлена тематика занятий, задачи используемая на занятиях РППС и результаты освоения способов знаний и умений детей....

Перспективный план кружковой работы «Юные исследователи»

Дети очень любопытны, им всегда надо что - то исследовать, поэтому они любят посещать мой кружок "Юные исследователи"...