Социально – педагогический проект «Понять, принять, помочь!».
проект на тему

Кабирова Файруза Хатипьяновна

  Социально – педагогический проект  «Понять, принять, помочь!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno_-_pedagogicheskiy_proekt.docx63.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Шеморданский детский сад общеразвивающего вида №3 «Салават купере»                   с. Шемордан Сабинского муниципального района РТ»


Создание инклюзивного образовательного

пространства  для детей с ОВЗ и детей-инвалидов 
          в условиях муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

общеразвивающего вида №3 «Салават купере»

с. Шемордан Сабинского района

Республики Татарстан».

          Социально – педагогический проект:

               

          «Понять, принять, помочь!».




                   

2. Краткое описание инновационного проекта (программы)

Направление инновационной деятельности в сфере образования

  Разработка, апробация и внедрение.

Наименование инновационного проекта (программы)

  Создание инклюзивного образовательного   пространства  для детей с ОВЗ и детей-инвалидов    «Понять, принять, помочь!».

Основная идея (идеи) инновационного проекта (программы)

Создание таких организационных форм работы с детьми – инвалидами и их семьями, которые являются наиболее эффективными при решении задач социализации детей – инвалидов и их семей, оказания методической и консультативной помощи, повышения их компетентности относительно проблем собственного ребёнка.

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе)

Принципы построения воспитательно-образовательного процесса в инклюзивном детском саду

Бородин М.В. Особенности образовательного пространства в инклюзивном детском саду.

Семенович М.Л. Актуальные проблемы развития педагогического сообщества в инклюзивном образовании.

Т. П. Медведева. Возможности интеграции для детей разного возраста. М.М. Прочухаева О.Н. Лисютенко «Все  мы похожи: первые шаги к толерантности».

Физическое развитие детей в инклюзивном детском саду

Г.С.ЛевМетод нейропсихологической коррекции.

Кречетова Е. В. Принципы построения физкультурного занятия в  интегративной группе.

Социальное и эмоциональное развитие дошкольников

М. Прочухаева Игротерапия в инклюзивном детском саду.

Л.И Федорова Арттерапия в инклюзивном детском саду.

Когнитивное и речевое развитие дошкольников

Егупова О.В. Система работы по развитию лексико – грамматических представлений и развитию связной речи учителя - логопеда инклюзивной группы детского сада.

Леонтьева Е.Е., Цырульникова Е.Л. Развитие элементарных математических представлений на фронтальных занятиях в инклюзивной подготовительной группе.

Взаимоотношения детей в инклюзивном детском саду

Ю.А.Ильина. Изучение взаимоотношений детей в интегративных группах детского сада.

Семаго Н.Я.  Цветовой тест отношений как метод оценки межличностных отношений в интегративной детской группе.

Е. Цирульникова «Круг» - специально стуктуированное комплексное занятие.

Работа с родителями в инклюзивном детском саду

М.М.Прочухаева Работа с родителями в инклюзивном детском саду

Петрова Е. Ю.Психологическая помощь родителям «особого» ребенка в контексте работы с последствиями психологической травмы

И. Музюкин Психологические консультации родителей. Поводы для обращения к психологу.

Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Республике Татарстан

Получение детьми-инвалидами  образования - одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
 В последнее время в наш сад все больше поступает детей, имеющие так называемые «сочетанные нарушения», когда к патологиям зрения добавляется несколько других, иногда более тяжелых, среди которых присутствуют и дети-инвалиды.

Цели и задачи инновационного проекта (программы)

Цель:    Разработка и апробация модели инклюзивного образовательного пространства для полноценного развития детей с ОВЗ в условиях сотрудничества ДОУ и семьи.
Задачи:1. Разработать модель инклюзивного образовательного пространства детского сада.

2.Организовать индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ, способствующее полноценному развитию ребенка.

3.Разработать и апробировать систему методической поддержки семей детей с ОВЗ, в том числе, детей - инвалидов,  воспитывающихся в ДОУ.

4.  Создавать условия для формирования грамотного, осознанного отношения родителей к проблеме собственного ребёнка и окружающих его детей.
5.  Совершенствовать систему повышения квалификации сотрудников ДОУ по направлению.

Сроки реализации инновационного проекта (программы)

2015-2018 гг.

Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы)

за счет средств местного бюджета

Основные результаты реализации инновационного проекта (программы)

-Скоординирована деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнёров в процессе реализации задач инклюзивного образования детей с ОВЗ, в том числе, детей - инвалидов; 

-Разработаны нормативно-правовая база и научно-методические материалы, обеспечивающие процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе, детей – инвалидов; 

-Обеспечено информационное сопровождение освещения различных аспектов образования детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов;

-Формируется толерантное отношение к детям - инвалидам в образовательном сообществе ДОУ через различные социальные, педагогические, информационные проекты; 

-Созданы комфортные условия для детей – инвалидов по освоению и реализации содержания образования всем субъектам образовательного процесса.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы)

-Провести день открытых дверей для родителей.

-Разработать, издать рекламные буклеты.

-Освещение работы по проекту на сайте детского сада.

-Проведение семинаров и конференции для педагогов района.

-Подготовка презентации.

Реквизиты документов, подтверждающих прохождение организацией предварительной экспертизы (при наличии)

 Нет

                   3. Программа реализации инновационного проекта.

                       3.1 Исходные теоретические положения.


    Интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
   Нам ближе понятие инклюзии как процесса создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса, соответственно определяющегося по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.  Вся жизнь детского сада строится по принципу командной работы, обеспечивающего сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля и детей в различных видах деятельности, когда ребенок становится равным партнером, проявляет творческие инициативы. Важным условием работы является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, а на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент незаменим и уникален. Еще одним важным аспектом для успешного достижения результатов, в детском саду важно создавать специальные условия развивающей среды с учетом методических разработок, методов работы, адаптированных для инклюзивного учреждения.
   В последнее время в наш сад все больше поступает детей, имеющие так называемые «сочетанные нарушения», когда к патологиям зрения добавляется несколько других, иногда более тяжелых, среди которых присутствуют и дети-инвалиды. На настоящий момент МБДОУ Шеморданский детский сад №3 «Салават купере»  посещают четыре ребенка, имеющих статус детей-инвалидов.
   Реализация права детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Получение ими образования - одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
   

    Наше образовательное учреждение имеет необходимые кадровые, методические, экономические ресурсы для реализации данного проекта.

   Педагогический процесс в ДОУ обеспечивают специалисты:

  •  заведующий;
  •  заместитель заведующего по учебно-воспитательной  работе;
  •  18 воспитателей;
  • воспитатель по обучению русскому языку;
  • воспитатель по обучению английскому языку;
  •  3 музыкальных руководителя;
  •  инструктор по физической культуре;
  • учитель-логопед;
  • педагог-психолог.


   Финансирование мероприятий проекта будет осуществляться за счет средств местного бюджета.

   В рамках модели инклюзивного образовательного пространства ДОУ  мы предполагаем создание таких организационных форм  работы с детьми – инвалидами и их семьями, которые являются наиболее эффективными при решении задач социализации детей – инвалидов и их семей, оказания методической и консультативной помощи, повышения их компетентности относительно проблем собственного ребёнка.

   Результаты реализации разработанной педагогической модели привлекут внимание родителей, практических педагогов, дадут значительный эффект в работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами в условиях муниципалитета.

ЦЕЛЬ:

Разработка и апробация модели инклюзивного образовательного пространства для полноценного развития детей с ОВЗ в условиях сотрудничества ДОУ и семьи.

ЗАДАЧИ:

  1. Разработать модель инклюзивного образовательного пространства МБДОУ Шеморданский детский сад №3 «Салават купере».

  1. Организовать индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ, способствующее полноценному развитию ребенка.

  1. Разработать и апробировать систему методической поддержки семей детей с ОВЗ, в том числе, детей - инвалидов,  воспитывающихся в ДОУ.


      4.  Создавать условия для формирования грамотного, осознанного отношения

            родителей к проблеме собственного ребёнка и окружающих его детей.

       5.  Совершенствовать систему повышения квалификации сотрудников ДОУ по

            направлению

   

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

-  изучение научной психолого-педагогической литературы с целью определения степени разработанности проблемы; 

- моделирование образовательного процесса, направленного на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное и образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения;

- научное наблюдение за разработкой и реализацией проекта;

- самооценка;

- изучение документации педагогов (учебные и тематические планы, конспекты занятий, деловых игр, сценарии праздников, вечеров и т.п.);

- изучение результатов детской деятельности;

- специальные диагностические психолого-педагогические методы; 

- социологические методы: собеседование, анкетирование участников образовательного процесса (устный - беседы, интервью; письменный - анкетирование, оценивание);

- укрепление материально-технической и методической базы по инклюзивному образованию;

- осуществление сотрудничества, развитие социального партнерства с общественными организациями, принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования;

- повышение квалификации педагогических кадров;

- оценка эффективности инклюзивного образования.



СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 2015-2018г.г.


УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 

администрация, участники образовательного процесса ДОУ. 


     ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка. Это связано с тем, что группы нашего сада посещают дети с различными стартовыми возможностями (обусловленными структурой, тяжестью, сложностью ограничений здоровья) и реализация этого принципа обеспечит качество индивидуального сопровождения ребенка.

Принцип междисциплинарного подходаРеализацию этого принципа мы видим в том, что в ДОУ работают специалисты (логопед, психолог, дефектолог), которые в момент приема ребенка организуют обсуждение состояния здоровья, составляют или корректируют индивидуальный маршрут развития каждого воспитанника.


Принцип вариативной развивающей средыВключение в инклюзивную среду детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие в группах, которые посещают дети-инвалиды необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения. 


Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания в нашем понимании обеспечивает наличие в методическом кабинете сада специальной педагогической литературы по всем направлениям ограничений здоровья. В библиотечном фонде сада в достаточном количестве методических изданий по основной патологии развития детей (зрения), имеется, хотя и не в полной мере удовлетворяет спрос педагогов литература по коррекции слуховых, речевых, психических отклонений.


Принцип модульной организации образовательных программследуя этому принципу, мы включаем в базовую программу обучения и воспитания модули из специальных коррекционных программ (программ для детей с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития и др.) 


Принцип самостоятельной активности ребенкаВажным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого в образовательную программу детского сада вводим дополнительные развивающие программы. 


Принцип семейно-ориентированного сопровождения. В нашем понимании принятие семьи, как неотъемлемой части инклюзивного образовательного пространства предполагает возникновение структуры психолого-педагогического сопровождения, в основании которого лежит семейное консультирование, семейно-ориентированная психотерапия, детско-родительские группы. Принцип позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса нашего сада.


      ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Скоординирована деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнёров в процессе реализации задач инклюзивного образования детей с ОВЗ, в том числе, детей - инвалидов; 
  2. Разработаны нормативно-правовая база и научно-методические материалы, обеспечивающие процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе, детей – инвалидов 
  3. Обеспечено информационное сопровождение освещения различных аспектов образования детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов.
  4. Формируется толерантное отношение к детям - инвалидам в образовательном сообществе ДОУ через различные социальные, педагогические, информационные проекты. 
  5. Созданы комфортные условия для детей – инвалидов по освоению и реализации содержания образования всем субъектам образовательного процесса.
  6. Развитие компетентности педагогов, специалистов, родителей.
       

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Рост удовлетворённости родителей (основных потребителей) образовательными услугами ДОУ, психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей - инвалидов.

  • Повышение эффективности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей - инвалидов на основе их психолого-педагогического сопровождения.

  • Повышение уровня ППК педагогических кадров и специалистов ДОУ в области специальной компетентности;

  • Соответствие материально-технической и методической базы требованиям содержания инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями и инвалидов в ДОУ.



  СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ

  Все решения и результаты реализации данного проекта представлены и согласованы на заседаниях Педагогического совета и родительского комитета ДОУ. Это ресурс привлечения родительской общественности к актуализации совместного обучения детей с ОВЗ, инвалидов и типично развивающихся сверстников.


 3.2. Этапы и сроки реализации  инновационного проекта.

     «Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях МБДОУ Шеморданский детский сад №3 «Салават купере».

ЭТАПЫ РАБОТЫ

НАЗВАНИЕ ЭТАПА

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПА

I- этап

подготовительный

сентябрь 2015г.  –август

2016 г.

II- этап

этап реализации

сентябрь

2016г. - август 2017г. 

III- этап

этап подведения итогов

сентябрь - декабрь 2017 г.

3.3. Содержание и методы реализации инновационного проекта, необходимое условие организации работ.

Содержание деятельности 

на этапе

Методы реализации

Необходимое условие                              

организации работ.

                                                                                           I-этап

Анализ сложившейся ситуации в ДОУ по направлению;

- Совместно с представителем органа управления образованием руководитель ДОУ проводит анализ квалификации специалистов, комплектации
предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает ОУ на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей;

-направление педагогов на курсы повышения по теме проекта, содержание которых
отражает методы, приемы, формы работы с детьми в условиях инклюзивной практики.


Определение участников инновационной деятельности, исследование готовности педагогов работать с детьми – инвалидами и их семьями;

-Руководитель ОУ проводит встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива;
- происходит знакомство с детьми и семьями, а при наличии в ОУ консультативного пункта
(КП) – проведение первичного приема детей с ОВЗ для диагностики и разработки рекомендаций.

Консультативная помощь детской консультации при ШУБ.

Подготовка нормативных документов, оформление организационно-управленческих, кадровых предложений для успешной реализации инклюзивного образования.

-Издание комплекта локальных актов в ОУ, регламентирующих реализацию инклюзивных подходов;

- подписываются договоры с родителями;
- составляется расписание, и определяется распорядок дня.

Взаимодействие с МКУ «Управление

образования Исполнительного

комитета Сабинского

муниципального района РТ»      

II-этап

Создание адаптированной образовательной среды, соответствующей запросам детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного пространства

Оснащение и комплектация сенсорной комнаты

Выделение средств из местного бюджета

Проведение диагностики, построение индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ на основании результатов обследования. 

На основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной внутренними специалистами, разрабатывает образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ  и индивидуальную образовательную программу;

Предоставление заключении районного ПМПК

Разработка методического обеспечения реализации проекта. 

Разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Изучение нормативных документов, опыта работы специалистов детских учреждений.

Разработать и апробировать систему методической поддержки родителей всех детей группы, в том числе, родителей детей - инвалидов воспитывающихся в ДОУ.

 – Организация подготовки родителей детей к приходу в группу ребенка с ОВЗ – проведение бесед на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ,
организация совместных детско-родительских мероприятий (например, праздников, походов) с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

-еженедельные рабочие встречи с обсуждением результатов работы, ведение журнала взаимодействия, текущих записей по каждому ребенку;

-привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающей работе.

Разработка сценариев праздников, коррекционно-развивающих занятий, бесед, подборка цикла фильмов специалистами детского садика.

                                                                                            III-этап

Анализ, обобщение и тиражирование положительного опыта ОУ, результатов их деятельности в рамках реализации сетевого муниципального проекта

-Провести день открытых дверей для родителей;

-Разработать, издать рекламные буклеты.

-Освещение работы по проекту на сайте детского сада;

-Проведение семинаров и конференции для педагогов района;

-Подготовка презентации.

Выделение материальных средств из местного бюджета.

                                          3.4. Прогнозируемые результаты по каждому этапу.


Результат деятельности на этапе

                                                               I-этап
-Корректировка программы развития ДОУ с учётом реализации проекта;
-Разработка подпрограммы «Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ и детей-инвалидов».
-Создание временных творческих групп по разработке модели инклюзивного образовательного пространства ДОУ.

-Готовность педагогов ДОУ к работе с детьми – инвалидами.
-Наличие команды единомышленников, реализующих инклюзивные подходы в МБДОУ Шеморданский детский сад №3 «Салават купере».

-Положение об организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в МБДОУ Шеморданский детский сад №3 «Салават купере».

 -Наличие комплекта локальных актов в ОУ, регламентирующих реализацию инклюзивных подходов.

-Наличие действующей модели инклюзивного образовательного пространства МБДОУ Шеморданский детский сад №3 «Салават купере».

-Наличие системы мониторинга. 

                                                            II- этап

-Наличие необходимых материально – технических, методических условий образования детей – инвалидов, наличие необходимых коррекционно – развивающих материалов.
-Наличие индивидуальных образовательных программ для обеспечения качественного образования детей – инвалидов.
-Наличие индивидуальных программ сопровождения семей детей – инвалидов.
-Наличие методических рекомендаций по работе с детьми – инвалидами;
-Наличие программ и планов работы временных творческих групп;
-Наличие методических рекомендаций по формированию толерантного отношения в обществе к детям – инвалидам;
-Наличие программ психологических тренингов и программы повышения компетентности педагогов и родителей по вопросам образования детей – инвалидов;
-Наличие в ДОУ новых форм методической поддержки и социализации семей детей – инвалидов:
- Привлечение детей-инвалидов,  воспитывающихся в  домашних условиях занятиям в плавательном бассейне;
- Консультации  / педагога-психолога, логопеда, муз. работников, инструктора по физ. культуре, воспитателей по обучению английскому и русскому языкам/ родителям детей- инвалидов,  воспитывающихся в ДОУ.

                                                                    III- этап

- Проведение семинаров, мастер – классов, тренингов специалистами ДОУ для педагогов района.

                            3.5. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

Этапы проекта

Средства контроля

Обеспечения достоверности результатов

                                                               I-этап

Диагностика детей, анкетирование родителей, наблюдение, опрос.

Создание проекта

II- этап

-Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности;

- Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.

-Разработка и создание программы инклюзивного образования  для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида №3 «Салават купере» с. Шемордан Сабинского района Республики Татарстан»; Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.

-Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей.

III- этап

-Издание программы и методических рекомендаций;

- размещение электронного пособия на сайте детского сада.

Распространение среди педагогов других детских садов.

3.6.  Календарный план реализации инновационного проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов).

Задачи

Мероприятия, действия

Ответственный

Срок

Предполагаемый результат

        I-этап

-Изучить потребности социума

 в инклю-зивных образо-вательных услугах ДОУ

-Изучить возможности ДОУ для организации инклю-зивного образования детей с разными возможностями.

-Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с Законо-дательством РФ об инклюзивном образовании

-Направле-ние педагогов на курсы повышения по теме проекта

-Установить связь с детской консультацией ШУБ, социальной защиты населения с целью выявления семей, имеющих детей с проблемами в развитии и не посещающих образовательные учреждения.

-Провести анкетирование родителей.

-Провести анализ условий:

1.материально-технических

( выявить потребности в специальном оборудовании).

2.кадровых ( определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов)

3.финансово-экономические

 ( изыскать среда для курсовой подготовки педагогов; приобретения и установки специального оборудования; )

4.научно-методические

( разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса )

-Скорректировать должностные обязанности персонала.

-Разработать форму  договора с родителями.

-Разработать модели взаимодействия  с детьми и родителями.

Подача заявки в ИРО РТ

Заведующий,

 зам. завед. по УВР,

Педагог-психолог

Воспитатель

Заведующий,

заместители по УВР и АХЧ

Заведующий

Зам. завед.,

воспитатель

Временная творческая группа

Заведующий

Зам. завед. по УВР

воспитатели

Заведующий

Заведующий

Творческая группа

Члены творческой группы

Сентябрь, октябрь

октябрь

октябрь, ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь-февраль

Март-май

Создание банка данных о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. Выявление потенциальных партнеров ДОУ в плане организации инклюзивного образования.

Определение контингента детей и родителей для дальнейшего сотрудничества.

Выделено помещение для группы инклюзивного образования.

Определен состав педагогов скоординирована их деятельность.

Нормативно-правовая база ДОУ соответствует Законодательству РФ по инклюзивному образованию

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в инклюзивной группе.

Договоры с родителями

Определены основные направления работы с детьми и родителями.

Документ о прохождении курса

        II- этап

-Разрабо-тать про-граммно-методическое обеспе-чение для инклюзивного образо-вания.

-Проведе-ние мани-торинга

Организация и проведе-ние коррек-ционо-развивающих занятий в сенсорной комнате и раслабляющие, укрепляющие занятия в плава-тельном бассейне.

-Консуль-тации, беседы  с родителя-ми.

-Разработать модель образовательной программы для инклюзивного образования.

-Сформировать пакет диагностических методик.

-Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.

-Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества.

-Провести родительское собрание.

-Изучение соответствующей литературы

Творческая группа, зам. зав., заведующий

Творческая группа

Зам. зав по УВР, творческая группа.

Творческая группа

сентябрь-октябрь

ноябрь

декабрь-май

В течение года

Диагностические индивидуальные  карты

Календарные планы, график проведения, размещение материалов на сайте детского сада.

Разработки.

                                                                              III- этап

Анализ, обобщение и тиражи-рование положительного опыта ОУ, резуль-татов их деятельности в рамках реализации сетевого муниципального проекта.

 -Провести день открытых дверей для родителей;

-Разработать, издать рекламные буклеты.

-Освещение работы по проекту на сайте детского сада;

-Проведение семинаров и конференции для педагогов района;

-Подготовка презентации.

Заведующий,

творческая группа,

воспитатели.

Сентябрь-декабрь

3.7. Перечень научных и (или ) учебно-методических разработок по теме инновационного проекта.

Принципы построения воспитательно-образовательного процесса в инклюзивном детском саду

Бородин М.В. Особенности образовательного пространства в инклюзивном детском саду.

Семенович М.Л. Актуальные проблемы развития педагогического сообщества в инклюзивном образовании.

Т. П. Медведева. Возможности интеграции для детей разного возраста. М.М. Прочухаева О.Н. Лисютенко «Все  мы похожи: первые шаги к толерантности».

Физическое развитие детей в инклюзивном детском саду

Г.С.ЛевМетод нейропсихологической коррекции.

Кречетова Е. В. Принципы построения физкультурного занятия в  интегративной группе.

Социальное и эмоциональное развитие дошкольников

М. Прочухаева Игротерапия в инклюзивном детском саду.

Л.И Федорова Арттерапия в инклюзивном детском саду.

Когнитивное и речевое развитие дошкольников

Егупова О.В. Система работы по развитию лексико – грамматических представлений и развитию связной речи учителя - логопеда инклюзивной группы детского сада.

Леонтьева Е.Е., Цырульникова Е.Л. Развитие элементарных математических представлений на фронтальных занятиях в инклюзивной подготовительной группе.

Взаимоотношения детей в инклюзивном детском саду

Ю.А.Ильина. Изучение взаимоотношений детей в интегративных группах детского сада.

Семаго Н.Я.  Цветовой тест отношений как метод оценки межличностных отношений в интегративной детской группе.

Е. Цирульникова «Круг» - специально стуктуированное комплексное занятие.

Работа с родителями в инклюзивном детском саду

М.М.Прочухаева Работа с родителями в инклюзивном детском саду

Петрова Е. Ю.Психологическая помощь родителям «особого» ребенка в контексте работы с последствиями психологической травмы

И. Музюкин Психологические консультации родителей. Поводы для обращения к психологу.

4. Обоснование возможностей реализации инновационного проекта.

Основными нормативными документами, задающими концептуально – содержательные основы развития инклюзивных подходов к образованию детей с ОВЗ, в том числе, детей – инвалидов являются:

 - Конституция РФ.

-  Конвенция о правах ребенка.

-  Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

-  Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

-  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». 

-  «О психолого- педагогической и социальной реабилитации лиц  в    системе образования. Концепция  реформирования системы специального  образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999г.

- ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный  приказом №1155 от 17.10.2013г.

-   ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,  утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г).

-   Семейного кодекса  РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г).

-  Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом №1082 от 29.09.2013г.

- Постановление от 22 февраля 2014 г. N 110 «Об  утверждении государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы».

-  СанПиН 2.4.1.3049-13.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом №1014 от 30.08.2013г

.

                      5.Финансовое обоснование реализации инновационного проекта.

Этапы проекта

Объем финансирования (в руб.)

Источник

  1. этап:

-направление на курсы повышения  квалификации.

-методическое обеспечение

70 000

30 000

Местный бюджет

  1. этап:

- оборудование сенсорной комнаты

- приобретение инвентаря для плавательного бассейна

- пособия для коррекционно-развивающих занятий

1 000 000

30 000

50 000

  1. этап:

-публикация материалов

-проведение семинаров, конференций

30 000

                      6. Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта.

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Системный подход к социально-педагогической поддержке социального становления ребенка в ДОУ"

  Данная статья рассказывает о том, что специфика социально-педагогической деятельности  в учреждении дошкольного образования детей заключается в системной организации поддержки разви...

"Системный подход к социально-педагогической поддержке социального становления ребенка в ДОУ"

Отечественная  школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Однако и система дошкольного образования с успехом реализует многие социально-педагогические функции....

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

«Социально-педагогическое проектирование в профессиональной деятельности социального педагога дошкольного отделения»

В настоящее время современный мир охвачен освоением различного уровня инновационными технологиями, которые проникают абсолютно в любую сферу жизнедеятельности индивида и общества в целом. Поняти...

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников

Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников в условиях образовательной организации. Целью исследования является ...

Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения.

В статье предпринята попытка обоснования актуальности деятельности специалистов ППМС-центров в социально-педагогической поддержке дезадаптированных подростков на современном этапе развития нашего госу...

Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...