Инновационные образовательные процессы
статья на тему

Губанова Ирина Махсутовна

Реформирование школы, происходящее в настоящее время, является объективным процессом и выступает следствием инновационных изменений в обществе.

Инновационные процессы проявляются в разных областях образования, в том числе, в образовательном процессе школы, реализация которого осуществляется в соответствии с новыми концепциями обучения, отвечающими требованиям современного общества, что доказано педагогической наукой (Куписевич Ч, Хуторской А.В., Подласый И.П., Бабанский Ю.К.,  Бордовская Н.В., Виноградова М.Д., Первин И.Б. и др.).

Достижения педагогической науки в области инновационных изменений образовательного процесса реализуются в практической деятельности школ, что подтверждается анализом педагогической практики и проявляется во внедрении инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при организации взаимодействия между разными участниками образовательного процесса: между учителем и учениками, между учителем и другими педагогами, между учителем и родителями школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_innovatsionnye_obrazovatelnye_protsessy.docx51.34 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные процессы

Курсовая работа

Содержание

Введение        3

Часть 1 Теоретическое обоснование инновационного образовательного процесса        5

1.1.Инновационный образовательный процесс: сущность и характеристики        5

1.2 Возможности образовательных технологий в реализации инновационного образовательного процесса        10

Выводы по 1 части        15

Часть 2 Практика использования образовательных технологий в инновационном образовательном процессе школы        16

2.1 Практика использования образовательных технологий в организации учебно-познавательной деятельности школьников        16

2.2 Практика использования инновационных технологий в организации работы с педагогами и родителями        20

Выводы по части 2        24

Заключение        25

Список литературы        27


Введение

Реформирование школы, происходящее в настоящее время, является объективным процессом и выступает следствием инновационных изменений в обществе.

Инновационные процессы проявляются в разных областях образования, в том числе, в образовательном процессе школы, реализация которого осуществляется в соответствии с новыми концепциями обучения, отвечающими требованиям современного общества, что доказано педагогической наукой (Куписевич Ч, Хуторской А.В., Подласый И.П., Бабанский Ю.К.,  Бордовская Н.В., Виноградова М.Д., Первин И.Б. и др.).

Достижения педагогической науки в области инновационных изменений образовательного процесса реализуются в практической деятельности школ, что подтверждается анализом педагогической практики и проявляется во внедрении инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при организации взаимодействия между разными участниками образовательного процесса: между учителем и учениками, между учителем и другими педагогами, между учителем и родителями школьников.

Анализ практики использования инновационных образовательных технологий в практике реализации современного образовательного процесса представляет интерес для педагогического сообщества с целью широкого тиражирования в массовой практике работы школ, что и определяет актуальность темы данного исследования.

Исследование направлено на разрешение противоречия между возможностями для реализации инновационного образовательного процесса, которые предоставляют образовательные технологии, и недостаточно широким использованием их в массовой педагогической  практике.

Объектом исследования является инновационный образовательный процесс школы.

Предметом исследования являются образовательные технологии инновационного образовательного процесса.

Целью исследования является обоснование эффективности использования образовательных технологий для реализации инновационного образовательного процесса.

В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать педагогическую литературу по проблемам инновационного образовательного процесса и современных образовательных технологий.

2. Провести теоретическое обоснование инновационного образовательного процесса школы

3. Проанализировать возможности образовательных технологий в реализации инновационного образовательного процесса школы.

При проведении исследования использованы следующие методы: теоретический анализ, систематизация, обобщение, синтез и осмысление литературы по проблеме исследования; изучение школьной документации и продуктов деятельности; анкетирование, опросы и беседы.

Исследование состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования конкретных образовательных технологий при организации инновационного образовательного процесса с учащимися, педагогами и родителями школьников в практической работе массовой школы.


Часть 1 Теоретическое обоснование инновационного образовательного процесса

1.1.Инновационный образовательный процесс: сущность и характеристики

Реализация образовательного процесса сегодня осуществляется на фоне глобальных инновационных изменений в обществе, выражающихся в новом назначении современной культуры и новых характеристиках общества.

Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о влиянии этих изменений на образование, которые приводят к инновациям в образовательном процессе.

Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно охарактеризовать как имманентную характеристику образования, вытекающую из ее основного смысла, сущности и значения.

Проблемой инновационного образовательного процесса занимались Ангеловски К., Брансуик Э., Загвязинский В.И., Лоренсов А.В., Поташник М.М., Роджерс Э.М., Сластенин В.А., Тряпицына А.П., Юсуфбекова Н.Р., Хомерики О.Г., Шамова Т.И., ЩедровицкиЙ П. и др.

        Разные авторы вкладывают разный смысл в понятие инновационный процесс. Нам близка точка зрения О.Г.Хомерики, М.М.Поташника, А.В.Лоренсова, которые под инновационным процессом понимают комплексную деятельность по созданию {рождению, разработке), освоению, использованию и распространению педагогических новшеств.

Раскрывая сущность понятия «педагогическое новшество», мы опираемся на точку зрения Р.Н.Юсуфбековой, которая определяет его как такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее не известному, ранее не встречающемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику образования. Это содержание может касаться педагогической действительности в целом или отдельных ее составляющих.

        В педагогических исследованиях последнего десятилетия доказано, что для современного образовательного процесса характерны как системные изменения (О.В.Акулова), так и изменения его компонентов, связанные с изменением содержания (О.Н.Крылова), изменением учебно-познавательной деятельности школьников (О.Б. Даутова), изменением технологий и форм организации (Маленкова Л.О.), изменением возможностей информационной образовательной среды (Т.В. Менг), изменением роли и функций учителя (Е.В.Пискунова). Эти изменения носят инновационный характер, они взаимосвязаны и постепенно проникают в практику работы школы, что подтверждено работами В.О. Букетова, О.М. Зайченко, М.Н. Певзнера и др.

В условиях реализации инновационного образовательного процесса главным приоритетом выступает самоопределение ученика, поведение в ситуации неопределенности, умение решать задачи, осуществлять самооценку. Изменение приоритетов  ведет к изменению целей обучения.

        Ведущая цель процесса обучения – развитие личности учащегося средствами предмета, развитие учащегося как творца культуры. Происходит преобразование преподавания и учения на гуманистических принципах, переход к новой парадигме образования, которая основывается на личностно-ориентированном обучении и приближается к идеалам открытого общества.

Реализация идеи открытости порождает необходимость разработки стратегии открытого образования, внедрение которой, как отмечает Певзнер М.Н., приводит к инновационным изменениям в образовании и в значении образования в жизни современного общества, что способствует достижению  главной цели образования (8. С.15).

Сегодня открытость образования понимается исследователями по-разному: как бесконтактное обучение на основе использования информационных образовательных технологий и ресурсов, как образование, обеспечивающее свободный доступ к информации и овладение комплексом необходимых компетенций в различные периоды жизни человека, как вариативное разноуровневое, опережающее образование.

Осуществление обучения по любому типу открытого образования  требует пересмотра взглядов на функции, сущность, характеристики, элементы и взаимосвязи между элементами процесса обучения, учета условий, в которых осуществляется процесс обучения. При этом происходит перерастание процесса обучения в образовательный процесс, для которого характерна открытость (О.В. Акулова, В.О. Букетов, О.М. Зайченко и др.).

М.Н. Певзнер, Н.П. Рыбникова, А.Г. Щирин  отмечают, что открытость образовательного процесса обеспечивает комплексность взаимодействия образовательного процесса со средой, динамику его  развития как целостной системы и присутствует в каждом элементе образовательного процесса.

        П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына выделяют ряд особенностей современного образовательного процесса.

П.И. Пидкасистый отмечает в качестве особенностей современного образовательного процесса единство, взаимопроникновение преподавания и учения, при чем изменение одного влияет на другое. Высшая цель преподавания заключается в развитии сущностных сил ученика (10. С.60).

А.П. Тряпицына. отмечает, что «Единство преподавания и учения возникает тогда, когда главная цель и предназначение деятельности учения – развитие собственных сил ученика, самореализация его личности посредством усвоения социального опыта» (17).

П.И. Пидкасистый и В.А. Сластенин выделяют следующие особенности современного образовательного процесса, определяющие его инновационный характер:

  1.  динамичность – циклическое движение обучения во времени по спирали.
  2.  вероятность отклонения от запланированного результата;

3) это триединый процесс, характеризующийся усвоением опыта, воспитание качеств поведения, физического и умственного развития, свойствами которого выступают: двусторонний характер взаимодействия педагога и ученика; направленность на гармоничное развитие личности; единство содержания и процессуальной (технологической) стороны; взаимосвязь цели – содержания – средств – результата; реализация расширяющихся функций развития, обучения и воспитания, которые осуществляются через различные источники получения информации, определяемые новыми возможностями коммуникационных и информационных технологий, расширяющимися возможностями образовательной среды, позволяющей осуществлять наиболее полно индивидуальное развитие личности.

Наличие указанных свойств позволяет говорить о том, что понятие  «образовательный процесс» наполняется новым смыслом, обогащается новыми характеристиками, такими, как целостность, открытость, индивидуализация, направленность на использование возможностей информационной образовательной среды и другие.

Компонентами образовательного процесса выступают: цель – учебная информация – средства коммуникации педагога и ученика – формы деятельности – результат. Все компоненты системы взаимозависимы, что позволяет определить образовательный процесс как сложную целостную систему, которую В.А. Сластенин определяет через связи и единство между целью обучения, деятельностью учителя, деятельностью ученика с одной стороны, и содержанием, методами, материальными средствами обучения, организационными формами, с другой стороны (15. С.57).

Сегодня не существует единого взгляда на содержание термина «образовательный процесс».

Различные трактовки определения понятия «образовательный процесс» приводит В.А. Ясвин в рамках рассмотрения понятия  «образовательная среда». Так, например, он приводит определение  В.В. Рубцова, в котором под образовательным процессом понимается «трансляция социального опыта во времени истории и воспроизводство устойчивых форм общественной жизни в пространстве культуры» (25. С.12).

Согласно точки зрения Э.Н. Гусинского, которую так же приводит В.А. Ясвин, образовательный процесс – это «процесс приобщения личности  к культуре, достояние личности, с одной стороны, и всего культурного наследия, с другой» (25. С.13).

Сам В.А. Ясвин понимает под образовательным процессом «процесс специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу» (25. С.14).

На основании проведенного анализа сущностных характеристик и особенностей образовательного процесса, мы склоняемся к следующему определению понятия «образовательный процесс». Под образовательным процессом будем понимать целостную систему взаимосвязанных компонентов (цель-результат, учебное содержание, формы организации. образовательные технологии, способы оценки достижений учащихся), которая сама является компонентом открытой информационной образовательной среды, и использующей в своей реализации возможности, предоставляемые средой.

Таким образом, характеристиками инновационного образовательного процесса выступают: открытость; целостность; реализация в условиях открытой информационной образовательной среды; индивидуализация и деятельностный характер образовательного процесса.

Реализация инновационного образовательного процесса предусматривает использование новых образовательных технологий и ИКТ, отвечающих современным требованиям.


1.2 Возможности образовательных технологий в реализации инновационного образовательного процесса

Как было рассмотрено в предыдущем параграфе образовательные технологии выступают компонентом образовательного процесса и одновременно инструментарием, посредством которого организуется деятельность учащихся и деятельность учителя в условиях открытой информационной образовательной среды.

Анализ и осмысление научной литературы по проблемам новых образовательных технологий позволяет выделить в качестве наиболее эффективных для общеобразовательной школы таких технологий, как проектные и исследовательские технологии, технологии организации дискуссии, технологии критического мышления, технологии коллективных способов обучения и др. Использование названных технологий сопряжено с активным применением ИКТ, сетевых технологий.

В основу образовательных технологий  открытого обучения  положены методы, позволяющие  получать информацию в виде неосознанного знания, умения или навыка, подобно  тому,  как не осознает человек свое умение дышать, ходить, читать. Информация становится понятной и осознаваемой. Новые методы позволяют учить творчеству, которое становится признаком любой деятельности учащегося, и он уже не может делать свою работу по-другому, каким бы делом ни занимался. Это достигается организацией различных видов совместной деятельности учащихся разных возрастов и учителя, направленных на индивидуализацию восприятия картины мира каждого ученика, развитие их живого знания на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы.

Использование новых образовательных технологий способствует развитию образного, критического мышления, коммуникативных навыков общения, снятия негативных моментов при возникновении напряжения в общении, стимулирует  поиск  выхода из сложных ситуаций, вырабатывает навыки самостоятельного решения проблем. Это  ведет к самосовершенствованию личности ученика, укреплению чувства уверенности в своих силах, способствует формированию устойчивой психики молодого человека и нравственной  манеры поведения.

Использование названных технологий в образовательном процессе позволяет выстраивать взаимодействие между учителем и учеником на принципах сотрудничества и поддержки, включающих консультирование, установку на самостоятельную работу, помощь каждому ученику в выстраивании индивидуального образовательного маршрута, индивидуализацию обучения посредством изменения подходов к системе оценивания достижений учащихся.

Дидактическое взаимодействие обучаемых с преподавателями и со средствами обучения посредством сетевых технологий предусматривает проведение сетевых консультаций в режиме on-line, с применением телефона, электронной почты, видео- и телеконференций. Для организации самостоятельной работы педагоги учат школьников владеть методами планирования и организации самостоятельной работы с различными источниками информации, учебным материалом, навыками самообразования с использованием компьютеров, имеющих выход в компьютерные сети.

Использование возможностей телекоммуникационных сетей через проведение видео- и телеконференций позволяет внедрять проектно – коммуникационные методы оценки знаний и умений учащихся, которые дают возможность преподавателям лучше узнать учеников, детально проверить уровень их подготовки.

Использование возможностей новых информационных технологий позволяет использовать в процессе работы над проектами и исследвоаниями мультимедийные обучающе-контролирующие учебные курсы, сетевые учебно-методические интерактивные комплексы, электронные (компьютеризированные) мультимедийные учебники, лекции, хрестоматии, в которых  представлен структурированный набор фрагментов из альтернативных учебных пособий, статей, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров (ситуаций) для поддержки различных видов занятий.

Применение новых образовательных технологий позволяет реализовать междисциплинарных подход в обучении посредством создания учебных проектов, интегрирующих знания из разных областей, позволяющих создать наиболее полные, целостные представления об изучаемых явлениях, создании разнообразных наборов основных и дополнительных образовательных программ, дающих ученику возможность выбора уровня получаемого образования, конкретной программы и способов её освоения. Реализация новых технологий невозможна без использования компьютерных и коммуникационных технологий, которые создают следующие возможности для реализации инновационного образовательного процесса:

  1. обеспечивается широкий доступ к учебным ресурсам за счет кооперации учебных заведений различного уровня, создания образовательных округов и университетских комплексов, объединяющих средние общеобразовательные, средние специальные, и высшие учебные заведения;
  2. становится возможным широкое внедрение элементов дистанционного и открытого обучения, базирующихся на информационных технологиях обучения;
  3. предоставляются возможности учащимся осваивать образовательные программы по индивидуальным образовательным маршрутам, в соответствии с индивидуальными возможностями и целями;
  4. обеспечивается широкая поддержка самостоятельной работы школьников благодаря использованию разнообразных  электронных ресурсов;
  5. создаются  условия для нерегламентированного  общения учащихся  с педагогами посредством современных коммуникационных технологий;
  6.  обеспечивается благоприятная атмосфера при общении педагогов и учеников и возможности творческого подхода к решению проблем при использовании средств новых информационных технологий;
  7. предоставляется возможность использования  множества обучающих  материалов, содержащих различные точки зрения на существо изучаемой проблемы через  использование возможностей медиатек, электронных библиотек, сети Интернет;
  8. стимулируется любознательность учащихся через создание  условий для формирования, развития, тренировки быстроты, гибкости, оригинальности и точности мышления при работе с разнообразными источниками информации, представленной в разных видах;
  9. обеспечивается многовариантность предоставления информации через -текст, графику, звук, видео, благодаря развитию систем электронных ресурсов, средств мульти- и гипермедиа, что позволяет развивать правополушарное мышление, а для тех учащихся, которые заведомо отдают предпочтение образной информации, является просто необходимым;
  10. становятся доступными современные электронные издания (обучающие, моделирующие программы);
  11. обеспечивается развитие креативной деятельности учащихся при использовании материалов электронных конференций, виртуальных семинаров и форумов, участии в телекоммуникационных проектах;
  12. обеспечиваются условия для выбора получения образования в очной, очно-заочной или заочной формах; освоения  образовательных программ в режимах on- и off-line;
  13. создаются условия для самообразования учителей, осуществления научно-методической работы, повышения квалификации, обмена опытом педагогов через возможности, предоставляемые виртуальными методическими объединениями, международными проектами, и другими телекоммуникационными мероприятиями.

Новые компьютерные технологии предоставляют так же весьма широкий спектр возможностей для реализации проектной, исследовательской деятельности школьников, среди которых можно выделить:

  • виртуальное пространство гипертекстов с использованием гипертекстового режима (HTML), поддерживаемого всеми WWW- серверами и  WEB-страницами учебных серверов;
  • мультимедийные обучающе-контролирующие программы  на CD-ROM;
  • электронные (компьютеризированные) мультимедийные учебники;
  • предметно-ориентированные среды;
  • компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий;
  • инструментальная система «БРИГ», разработанная в лаборатории «Мультимедиа» Института Информационных технологий, которая позволяет изготавливать мультимедийные программные средства  учебного назначения преподавателю-предметнику, не знакомому с программированием;
  • гипермедиа - это сочетание гипертекста и мультимедиа (информация в виде графики, звука, анимации и т.д.);
  • сетевые учебно-методические комплексы с использованием инструментальных средств в  системе   on-line в среде Интернет, системы создания и редактирования учебных курсов в виде вебстраниц,  представляющие  учебный материал в среде гипермедиа;
  • средства обучения посредством E-mail, Usenet, IRC, Iphone;
  • программные средств  учебного назначения, созданные с помощью
    прямого программирования на языке высокого уровня C, Pascal, Delphi (в том числе на JAVA для сетевых вариантов);
  • компьютерные видеосистемы, типа Perception Video Recorder (PVR), позволяющие осуществлять запись живого видео на жесткий диск компьютера, воспроизведение с него анимации, нелинейный аудио-, видеомонтаж анимации и живого видео в реальном времени с вещательным качеством;
  • системы средств новых информационных технологий: телефона, электронной почты, видео- и телеконференций.

        Анализ образовательной практики позволил сделать вывод, что перечисленные возможности инновационных образовательных технологий и ИКТ активно используются многими образовательными учреждениями для организации учебно-познавательной деятельности школьников, а так же для организации работы с педагогами и родителями, что и будет рассмотрено во второй главе исследования.

Выводы по 1 части

1. В условиях глобальных инновационных изменений современного общества образовательный процесс так же приобретает характеристики инновационного процесса и характеризуется переориентацией на формирование личностных качеств обучающегося средствами предмета, главным приоритетом выступает самоопределение ученика, развитие творческой активности и самостоятельности; выстраиванием индивидуального маршрута человека; открытостью, связями с открытой информационной образовательной  средой;

2. Реализация инновационного образовательного процесса становится возможной при использовании инновационных образовательных технологий, к числу которых относятся проектные, учебно-исследовательские технологии, технологии организации дискуссии, технологии коллективного обучения, технология развития критического мышления. Использование новых образовательных технологий связано с использованием ИКТ, которые предоставляют широкие возможности для более эффективного их применения.

Часть 2 Практика использования образовательных технологий в инновационном образовательном процессе школы

2.1 Практика использования образовательных технологий в организации учебно-познавательной деятельности школьников

Анализ педагогической практики использования новых образовательных технологий и ИКТ в работе школ России позволил сделать вывод о том, что наиболее распространенными в настоящее время являются проектные технологии, которые используются при организации как урочной, так и внеурочной деятельности учащихся.

Приведем результаты использования проектной технологии в системе урочной и внеклассной работы в Московской школе № 995.

Данный выбор обусловлен актуальностью задач, решаемых в рамках этого проекта педагогами школы. Общеизвестно, что сегодня одной из целей образовательного процесса является выполнение требований нового государственного стандарта, декларирующего овладение школьниками личностными и метапредметными результатами, развитие социальной активности и гражданского сознания. Именно эти задачи успешно решались в ходе работы над межпредметным социальным проектом «Моя родина – Москва».

Проект был направлен на изучение традиций, истории, прошлого, настоящего и будущего своего города; его возможностей и проблем; знакомство с интересными людьми, проживавшими ранее и проживающими в настоящее время в городе, изучение природы своей родины, места в экономике области и района.

Для участия в проекте была создана смешанная группа учащихся школы в количестве 15 человек. В эту группу вошли 3 ученика 3 класса начальной школы, 8 человек учеников 5-9 классов и 4 ученика 10 класса. Участие в проекте осуществлялось на добровольной основе. Кроме учеников школы в проекте приняли участие 3 родителей учащихся школы, 1 учитель начальной школы, 1 учитель от основной школы и 1 учитель от 10 класса. Руководство проектом осуществлялось заместителем директора школы по воспитательной работе.

Работа над проектом включала подготовительный, основной, заключительный этапы. В конце учебного года была проведена общешкольная презентация проекта с приглашением жителей района.

По каждому направлению работы были разработаны задания, основа которых была составлена руководителем проекта, и которые могли дополняться и корректироваться учениками – участниками проекта по ходу работы над заданиями. Задания были разработаны с учетом возраста участников и дифференцированы по уровню сложности. Промежуточные результаты работы над проектом обсуждались на совместных встречах рабочей группы проекта один раз в месяц. К работе над проектом были привлечены родители учащихся, которые вошли в группы, изучающие место района в экономике области и региона, изучающие природу родного края.

Основными результатами реализации проекта явились освоение новых знаний из области истории, литературы, географии, биологии, информатики; приобретение опыта поиска и отбора информации в сети Интернет,  изготовления компьютерных презентаций; вовлечение школьников в реальные, близкие и понятные им дела, связанные со своей родиной обогащение духовной сферы личности, улучшение своего психического, социального и физического здоровья. Данные результаты получены на основании анализа школьной документации, продуктов творческой деятельности учащихся, опроса учеников и учителей школы.

Анализ положительных и отрицательных сторон реализации данного проекта, проведенный посредством анкетирования и бесед с учениками, учителями, родителями и просто жителями поселка позволяет в качестве достоинств выделить такие преимущества как:

  • развитие учебно-познавательной сферы учеников – участников проекта, поскольку в процессе работы над проектом они изучили и осмыслили большое количество научной и учебной информации, приобрели опыт работы с разными источниками информации и опыт обработки информации, учились представлять информацию в разных формах и видах;
  • развитие самостоятельной творческой деятельности детей, поскольку ученикам предоставлялась возможность самостоятельного отбора информации, её представления и оформления заданий, в том числе с использованием средств ИКТ;
  • организация учебно-познавательной деятельности школьников с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей разного возраста, их состояния здоровья и познавательных интересов, поскольку каждый ребенок находил свое дело в процессе работы над проектом, которое позволяло ему максимально проявить свои способности и достоинства;
  • повышение статуса учеников, как в своих собственных глазах, так и в глазах сверстников, учителей и других взрослых за счет того, что многие ученики проявлялись с неожиданной положительной стороны в процессе работы над проектом, что свидетельствует о высоком воспитательном потенциале реализации этого совместного проекта;
  • повышение психологической комфортности в школе и установление дружеских, равноправных взаимоотношений с педагогами и другими взрослыми за счет  неформального общения, в которое ступали ученики со взрослыми и учителями в процессе совместной деятельности;
  • повышение гражданского сознания детей, их социальной активности, чувства уважения к старшим, своим соседям по поселку, поскольку воспитание гражданского сознания и уважения и любви к своему Отечеству начинается с формирования гордости, любви и уважения к своей родине;
  • приобретение опыта совместной командной работы, развитие навыков коммуникации.

 К недостаткам реализации проекта можно отнести трудности по преодолению инертности, устоявшегося равнодушного отношения к социальным проблемам и вопросам, как у школьников, так и у их родителей, и у некоторых педагогов школы, что выдвигало угрозу превращения важных и полезных дел в мероприятие «для галочки». Другим ограничением являлись трудности с организацией общих встреч детей и взрослых из-за проблем выбора времени встреч, поскольку не все могли собираться в одно время.

Приведенные результаты реализации проекта могут являться примером реализации инновационного образовательного процесса в школе, поскольку в ходе работы над проектом были использованы инновационные образовательные технологии: проектная технология как основа реализации проекта; технология развития критического мышления в процессе работы над заданиями - поиске, отборе, обработке и анализе информации; технология организации дискуссии в процессе организации общих встреч рабочей группы проекта; коллективные способы обучения в процессе совместной работы над заданиями учеников разного возраста; ИКТ и компьютерные технологии в процессе работы над заданиями, оформлении результатов работы и итоговой презентации проекта на общешкольном мероприятии.

Другим примером инновационности может являться тот факт, что работа над проектом иллюстрировала единство урочной деятельности (освоение новых знаний по учебным предметам обеспечивало овладение учениками предметными результатами), внеклассной межпредметной и метапредметной деятельности (интеграция знаний из разных областей и овладение универсальными учебными действиями) и воспитательной деятельности (овладение личностными результатами).  


2.2 Практика использования инновационных технологий в организации работы с педагогами и родителями

Реализация инновационного образовательного процесса предусматривает не только организацию взаимодействия между учителем и учениками, но и организацию взаимодействия между педагогами, а так же между педагогами и родителями учащихся.

Приведем результаты проведения педагогического совета и родительского собрания с использованием технологии организации  дискуссии в школе № 995 Москвы, посвященные обсуждению проблемы перехода на новые формы организации образовательного процесса и новые способы оценки достижений учеников.

Проведение мероприятий предполагало предварительную подготовку, в которой участвовали все участники образовательного процесса администрация, члены методического совета и родительского комитета школы, учителя и родители-активисты.

Проведение мероприятий включало несколько этапов: планирование, проводимое администрацией; подготовку, проводимую методическим советом и родительским комитетом; собственно сами мероприятия; рефлексию и последействие.

Подготовка к мероприятиям предполагала информационную деятельность по оповещению о месте и времени их проведения, список рекомендуемой литературы, высказывания выдающихся педагогов, деятелей, статьи из периодической литературы, материалы передового педагогического опыта по проблеме использования новых форм организации образовательного процесса, советы по теме мероприятий, бюллетени. Информация была размещена на информационном стенде и на сайте школы. Так же было проведено анкетирование, интервью с педагогами, учащимися, родителями; заседание методического совета и родительского комитета, на которых были выработаны планы проведения мероприятий, выбраны ведущие, жюри, определены составы участников, распределены информационная и консультационная деятельность между членами методического совета и родительского комитета.

В ходе подготовки к мероприятиям были подготовлены компьютерные презентации, иллюстрирующие выступления участников.

Ниже представлена технологическая карта проведения педсовета-дискуссии и родительского собрания – дискуссии.

Технологическая карта педсовета и родительского собрания в форме-дискуссии.

I. Планирование

(администрация)

  1. Анализ работы школы, предложения
  2. Проблема, тема
  3. Вопросы дискуссии

II. Подготовка (методсовет/родительский комитет)

  1. План проведения
  2. Уточнение состава участников, выбор ведущего, жюри
  3. Изложение исходной информации, объявления.
  4. Информация: общие правила проведения дискуссии
  5. Составление вопросов, указание литературы, консультации для выступающих

III. Ход дискуссии (мероприятие)

  1. Представление участников, занимающих различные позиции
  2. Изложение 1-й точки зрения
  3. Изложение 2-й точки зрения
  4. Вопросы сторонникам 1-й точки зрения
  5. Ответы сторонников противоположной точки зрения
  6. Вопросы сторонникам 2-й точки зрения
  7. Ответы сторонников противоположной точки зрения
  8. Заключительные доказательства точек зрения сторон
  9. Заключение жюри

IV. Рефлексия

V. Последействие

  1. Итоги, обобщение руководителей
  2. Принятые решения
  3. Реализация решений
  4. Контроль за реализацией решений

Основными результатами проведенных мероприятий с использованием технологии организации дискуссии явились получение достоверной информации о позиции всех участников образовательного процесса о планируемых инновационных изменениях в практике работы школы; доведение до сведения родителей и педагогов преимуществ этих изменений, а так же рисков и ограничений, сопровождающих данное нововведение; обмен мнениями по проблеме.

 Данные результаты получены на основании анализа результатов опросов участников мероприятий, бесед с администрацией, анализа школьной документации.

Анализ преимуществ и недостатков выбранной технологии, проведенный на основании результатов анкетирования и бесед с родителями и педагогами, а так же с администрацией школы позволил сделать следующие выводы.

К преимуществам данной технологии можно отнести организацию коммуникативного взаимодействия на принципах сотрудничества, партнерства, в режиме диалога, когда обсуждение важных вопросов происходит в «живой» форме, на реальных примерах; вовлечение участников мероприятий в активную познавательную деятельность, как в процессе подготовки к мероприятию, так и в ходе мероприятия; возможность высказывания своего аргументированного мнения по обсуждаемым вопросам.

К недостаткам или ограничениям использования технологии организации дискуссии можно отнести большую трудоемкость подготовки мероприятий; сложности в создании благоприятной психологической обстановки в процессе проведения мероприятия; проведение этапа последействия таким образом, чтобы было обеспечено выполнение принятых решений; необходимость системной работы с родителями и педагогами по подготовке к инновационным изменениям в образовательном процессе для преодоления риска формального отношения к подобным мероприятиям.

Приведем пример подготовки педагогического коллектива к инновационным изменениям в практике работы школы для избегания названного риска.

В школе № 995 Москвы используется система поощрений учителей, компонентом которой является разработанный в школе перечень возможных номинаций для награждения педагогов на итоговом педагогическом совете, который является завершающим этапом рассмотренной выше технологии по подготовке коллектива к инновационным изменениям в школе.

Приведем возможные примеры номинаций.

  • «Участие в системе непрерывного педагогического образования»; (Постоянное повышение квалификации через семинары, курсы на базе СПбАППО, РГПУ им. А.И.Герцена, районных ИМЦ и других образовательных учреждений)
  • «Организация системы педагогического просвещения» (организация или активное участие в педагогических советах, семинарах, мастерских, методических днях, творческих отчетах и т.п.)
  • «Участие в опытно-экспериментальной работе школы»;
  • «Участие в работе над значимыми для школы проблемами «(Указывается название проблемы)»
  • «Создание материально-технической базы для плодотворной работы»;
  • «Создание атмосферы психологического комфорта» и др.

Подобную систему поощрений возможно разработать для родителей учащихся, продумав номинации для награждения.

Приведенные примеры использования технологии организации дискуссии в практике работы школы с учителями и родителями могут являться подтверждением широких возможностей использования образовательных технологий в организации инновационного образовательного процесса современной школы.

Выводы по части 2

1. Проектные технологии являются наиболее распространенными образовательными технологиями, используемыми в практике организации инновационного образовательного процесса. Их использование способствует достижению требований государственного образовательного стандарта и может обеспечивать овладение учащимися не только предметными, но и метапредметными и личностными результатами при условии, что реализуемые в школах проекты объединяют в себе урочную, внеклассную и воспитательную деятельность со школьниками, включают школьников в разнообразные виды деятельности.

2. В инновационном образовательном процессе образовательные технологии могут эффективно использоваться для работы с педагогическим коллективом и родителями учащихся при проведении различных мероприятий, обеспечивая достижение поставленной цели и получение ожидаемых результатов от инновационных изменений, повышая психологическую комфортность и заинтересованность всех участников образовательного процесса при условии системной работы по подготовке их к инновационным изменениям.


Заключение

В результате проведенного исследования была достигнута цель, поставленная в начале работы, и решены задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели:

1) Проанализирована педагогическая литература и результаты современных научных исследований по проблемам инновационного образовательного процесса, системных изменений, характерных для современного образовательного процесса и его отдельных компонентов.

2) Проведено теоретическое обоснование инновационного образовательного процесса школы, уточнено определение образовательного процесса и сформулированы характеристики инновационного образовательного процесса, к которым можно отнести открытость; целостность; реализация в условиях открытой информационной образовательной среды; индивидуализация и деятельностный характер образовательного процесса.

3) Проанализированы возможности образовательных технологий для использования в инновационном образовательном процессе школы, которые заключаются в обеспечении условий для включения школьников в различные виды учебно-познавательной деятельности, а так же для организации взаимодействия с педагогами и родителями школьников.

4) Обоснована эффективность использования образовательных технологий для решения задач инновационного образовательного процесса в массовой практике работы школы при условии создания единой системы учебной, внеклассной и воспитательной деятельности учащихся и системы подготовки педагогов и родителей к внедрению инноваций в образовательный процесс школы.

Проведенное исследование выявило ряд вопросов, которые обусловливают дальнейшее исследование проблемы, например, внедрение инновационных форм организации образовательного процесса с использованием новых образовательных технологий в массовую педагогическую практику.


Список литературы

  1. «Школа – 2020. Какой мы её видим?».доклад рабочей группы Совета при  президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. М.,2008. – 45с.
  2. Бордовская Н.В.Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектировании. СПб., 2007. – 289с.
  3. Винокурова С.И., Дубовицких Т.Ю., Кирюшина Т.Н. Образование взрослых: Методические рекомендации по организации образования и профессиональной подготовки взрослого населения. – Самара: Профи, 2008. -280с.
  4. Галушкина М. До последнего учителя // Эксперт. – 2008. – №40 (629)/13 октября.
  5. Ковалева Т.М. Инновационная школа аксиомы и гипотезы. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж' Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.
  6. Компетенткостный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий /Пол редакцией В.Г.Зарубина и Л.А. Громовой, СПб., 2007.-470с.
  7. Образование для всех – императив качества. «Всемирный доклад по мониторингу ОВД, 2005». Резюме. Изд-во ЮНЕСКО. – 2005. – 45  с.
  8. Певзнер М.Н., Зайченко О.М., Букетов В.О., и др. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия. - Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007. - 316с
  9. Петухова О.В. Взаимодействие школ образовательного округа как условие организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Авт. к.п.н. - СПб., 2005. - 20с.
  10. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 604с.
  11. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики.- М.,1993 (с.58)
  12. Пригожин А.И. Нововведение: Стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики.- М.,1989.-456с.
  13. Рекомендации научно-практического симпозиума «Компьютерное моделирование в обучении точным наукам» // Педагогическая информатика, 2004. №1, С.89-92.
  14. Самохина В.М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки в процессе самоопределения. Авт. к.п.н. - Чебоксары, 2004. - 21с.
  15. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия»., 2002. - 576с.
  16. Сластенин В.А. Учитель в воспитательной системе//Моделирование воспитательных систем: Теория – практике.- М., 2005.-269с.
  17. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. В сб.: Инновационные процессы в образовании.II. Интеграция российского и западноевропейского опытов. - СПб., 1997. С.3-27.
  18. Туликов К. И. Социальные технологии и технологическое представление обществе // Социальные технологии: сущность, виды и роль в современном обществе  Материалы Межвуз. науч -пракг. конф / Под ред. Р. Б. Канаева. Уфа, 2009. С. 8.
  19. Тыщенко О.Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении. Авт. к.п.н. - М., 2003. - 19 с.
  20. Фельдштейн Д.И.. Актуальные направления психолого- педагогических исследований /В сб. сборнике Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний: состояние и проблемы М.2008. -168с.
  21. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М.М.Поташника.- М, 1994. -354с.
  22. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой.- М.,2002.-167с.
  23. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.- М.,1991.-231с.
  24. Якушина Е.А. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. 2008. №4. С.55-62.
  25. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365с.
  26.  Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная

школа. - 2005. - № 6. - с. 33. 

 27. Вохмянина, С. М. По системе Марии Монтессори/ С. Н. Вохмянина// Педагогический вестник. - 2002. - № 8 (299). - с.7.

28. Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире/ Л. С. Гребнев// Образование. 2005. - № 3. - с. 4. 

29. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование. - 2002. - №5. - с.94.

30.Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. - с. 8.

31. Иванова, Н. Ф. План реализации преемственности между детским садом, начальным и средним звеном школы/ Н. Ф. Иванова// Завуч. - 2004.- № 5. - с 
32. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду/ Р. Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2003.
33. Каменский, А. К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. - 2006. - № 3. - с.93.
34. Караковский, В. А. Ошибки в управлении воспитательной системой/ В. А. Караковский// Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе - 2006. - № 5. - с.19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ"

Содержание.1.Введение2.Понятие “инновация“  3.Теоретическая основа педагогической инновации4.Заключение 5.Список использованной литературы....

Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности

Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повы...

Инновационные образовательные процессы.

Инновационные образовательные процессы....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, КАК СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА, КАК СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

«Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс».

Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...