ТРИЗ в познавательной деятельности и развитии воображения у детей.
консультация (средняя группа) на тему
ТРИЗ в детском саду в последнее время стало актуальной. Сейчас уже ни кто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. ТРИЗ помогает решить следующие задачи: осуществлять системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром, формировать системное мышление воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность, учить знать и любить себя, воспитывать экологическую культуру, развивать творчество, воображение, в разнообразной деятельности и придавать занятиям играм комплексный характер.
ТРИЗ в детском саду в последнее время стало актуальной. Сейчас уже ни кто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. ТРИЗ помогает решить следующие задачи: осуществлять системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром, формировать системное мышление воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность, учить знать и любить себя, воспитывать экологическую культуру, развивать творчество, воображение, в разнообразной деятельности и придавать занятиям играм комплексный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ в познавательной деятельности и развитии воображения у детей.
Чаганова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №81» ЭМР.
Аннотация.
ТРИЗ в детском саду в последнее время стало актуальной. Сейчас уже ни кто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. ТРИЗ помогает решить следующие задачи: осуществлять системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром, формировать системное мышление воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность, учить знать и любить себя, воспитывать экологическую культуру, развивать творчество, воображение, в разнообразной деятельности и придавать занятиям играм комплексный характер.
Даже мгновенное озарение может
Стать той первой искрой,
Из которой рано или поздно
Возгорится пламя творческого поиска.
В. Шаталов
Главная цель ТРИЗ – это формирование у детей творческого мышления, т.е воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет убрать боязнь перед новым неизвестным, дает возможность почувствовать собственную значимость для окружающих, и удовольствие от самостоятельно выполненной работы. Познавательная деятельность детей осуществляется во всех разделах работы с детьми. Развитие творческих способностей ребенка – это развитие воображения и гибкого нестандартного мышления, Для проведения большинства познавательных занятий ненужно специального оборудования. Самое главное - это желание играть и немного фантазии и воображения и тогда все, что нас окружает - мебель, посуда, камешки и листики – превращаются в какие угодно сказочные элементы. Самое главное вызвать интерес к занятиям, мотив к творческой деятельности, предать познавательному содержанию чуть- чуть сказочную необычность, усилить впечатление. Придумать сюжет непросто не только для ребенка, но и для взрослого. Многие сюжеты нам подсказывают сказки, различные книги, мультфильмы. Важно чтобы они были близки и понятны детям, пробуждали творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали ориентироваться в мире знаний. Например, можно поиграть в путешествия и походы: поход в лес, путешествия по сказкам и т.д. Прежде чем провести занятие на развитие познавательных способностей следует продумать его цель и задачи в соответствии с программой и уровня подготовки детей. Одной из главных задач при проведении таких занятий является формирование таких качеств мышления, как системность и диалектичность. Под системностью мышления подразумевается способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей, а диалектичность мышления –это способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их. Для развития этих качеств на занятиях используются различные приемы, среди которых: мозговой штурман, эмпатия, метод фокальных объектов, методика моделирования маленькими человечками. Конечно, перед каждым воспитателем стоит много задач, но прежде всего – это развитие речи ребенка. Главное научить его четко излагать свои мысли. Особое значение в реализации этой задачи предается обогащению словарного состава языка.
Для воспитания культуры детей, развития воображения можно использовать следующие приемы:1) разыгрывание с детьми на занятиях и вне их различных сценок с использованием кукол. 2) разыгрывание различных сценок без использования кукол;3) проведения игр на импровизацию диалогов; 4) проведения игр с предметами быта. Например, детям предлагается выбрать предмет и рассмотреть его, подумать, на что он похож, представить, чем раньше был этот предмет и где он находился, сочинить и рассказать небольшую историю о предмете. Включение пантомимики помогает ребенку понять внутренне состояние различных героев и предметов, очеловечить их чувства. Все это является тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и развития речи ребенка.
Применяя прием прямой аналогии, воспитатель учит детей рассматривать и находить похожие по внешним признакам предметы. Используя словесную аналогию, педагог у детей развивает воображение, мышление, фантазию. Если педагог использует в своей работе ТРИЗ, то свою работу надо начинать с методов активизации, которые позволяют раскрепостить мышление, дать волю фантазии и воображению. Снять психологическую инерцию мышления у детей помогает метод фокальных объектов. Это упражнение помогает развивать и речевые навыки: дети учатся подбирать определения, согласовывать слова.
Таким образом, ТРИЗ в познавательной деятельности и в развитии воображения у детей способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. Используя элементы ТРИЗ, у детей обогащается круг представления, растет словарный запас, развиваются творческие способности, фантазия и воображения. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учиться отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения, что очень пригодиться ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Литература: 1.Страунинг А.М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Издательство: Обнинск,1996г.
2. Сидорчук Т.А «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/14/picture-677161-1602700067.jpg)
Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме: «Необычные приключения утенка»
Школа родителей. Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель: про...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ (РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ) для детей 2-3 лет
Данное календарно – тематическое планирование по образовательной области «Познание» составлено на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/31/picture-422982-1459452396.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей подготовительной группы с элементами ТРИЗа « Головные уборы».
Коспект занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/22/picture-624436-1429698431.jpg)
Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-534002-1416468193.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и физическому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «День Победы» для детей второй младшей группе . Автор: Кочергина Елена Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад
Конспект непосредственно-образовательной деятельности предназначен для детей второй младшей группы. НОД носит характер познавательного и физического развития детей. Занятие основную цель преследует: п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-88729-1519097357.jpg)
“Игра как средство развития познавательной деятельности и способ общения детей и взрослых”
Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их, как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/29/picture-1251430-1590754867.jpg)
Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома
Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...