"Единое пространство - детский сад, семья. Воспитание финансовой грамотности" (из личного опыта)
материал (старшая группа) на тему

Растрогина Галина Сергеевна

Дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edinoe_prostranstvo.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

"Единое пространство - детский сад, семья. Воспитание финансовой грамотности" (из личного опыта)

Воспитатель Растрогина Г.С.

Вначале мы учим своих детей,

затем мы сами учимся у них.

(Ян Райнис)

 

Главная задача детского сада заключается в том, чтобы воспитать социально адаптированное поколение, дать детям надежную платформу для дальнейшего роста и развития.

Как известно в формировании ребенка основную роль играет семья. К сожалению большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Задача педагога заключается в том, чтобы донести до родителей недостающую информацию. Помочь родителям понять важность сотрудничества детского сада и семьи. Сделать их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса. Для этого необходимо создать единое пространство – детский сад, семья.

В настоящее время поднят вопрос о финансовой грамотности населения. Очень хорошо демонстрирует важность финансовой грамотности для личности и общества высказывание вице-президента Совета по финансовой грамотности при Президенте США Джон Брайант:

«Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».

Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

В нашем детском саду мною впервые была апробирована образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» в старшей группе. Для более успешной реализации программы я стала привлекать родителей. Для них я подготовила консультацию, где рассказала об актуальности обучения финансовой грамотности населения и о том, почему это необходимо делать именно в старшем дошкольном возрасте. Реакция родителей, честно говоря, была ожидаема – кто-то просто посмеялся, кто-то никак не отреагировал, а кто-то вообще сказал, что это детям не нужно.

Несмотря на это я составила перспективный план на учебный год и начала работать. Знакомство детей с котом Белобоком и его рассказами у детей вызвало гораздо больший интерес, чем у их родителей. Ребята с открытым ртом слушали о потребностях, труде. Для родителей в приемной я размещала консультации по воспитанию финансовой грамотности детей, а когда они приходили за детьми рассказывала о их успехах. Родители понемногу начали проявлять интерес к данной программе.

Для большей заинтересованности детей были сделаны фишки, которые они получали за то, что помогли друг другу одеться, заправить кровать, убрать игрушки, полить цветы, с удовольствием дежурили.  Пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» на данном этапе стала достаточно актуальна в нашей группе. В конце каждого дня тот, кто набрал больше фишек получал медаль «Кот Белобок» и всеобщее признание. Родители начали рассказывать, что дети дома стали с удовольствием помогать убирать квартиру, складывать свои игрушки, более бережно относиться к вещам. С каждым днем у ребят появлялось все больше вопросов, которые они задавали родителям.

На занятие по знакомству детей с профессиями я пригласила родителей, где предложила им рассказать о своих профессиях. Вызвались поучаствовать не многое. Занятие было проведено в форме «Поля чудес», где дети крутили барабан, а родители рассказывали о профессии, которая выпадала на барабане. Ребята были в восторге, а родители стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса. На следующий день родители утром, приведя детей в сад, делились своими впечатлениями.

Самое интересное началось, когда мы перешли к изучению раздела «Семейный бюджет». Скептически настроенные родители, до этого с неохотой отвечающие на мои призывы участвовать в процессе формирования финансовой грамотности у детей, все чаще стали интересоваться процессом обучения, подходили за индивидуальными консультациями о том, как привлечь ребенка к распределению семейного бюджета.

И тут родители «созрели» для очередного собрания. У них накопилась масса вопросов: как объяснить ребенку о формировании семейного бюджета; какое участие должен принимать ребенок в финансовых вопросах семьи; как и когда можно поощрять ребенка деньгами. Родительское собрание я решила провести с участием детей. Многие проблемы и возникшие вопросы смогли решить сами дети, чему родители были очень удивлены.

По приглашению родителей мы с ребятами посетили почту, железнодорожный вокзал, библиотеку, пожарную часть, где они рассказали о специфике работы своих предприятий. Экскурсии в магазины с различными товарами позволили более наглядно сформировать представление детей о товаре. Ребята, затаив дыхание, слушали какой путь тот или иной товар проделывает, прежде чем попадает на прилавок, из чего складывается цена товара.

Теперь единое пространство «детский сад – семья» было создано в полном объеме. Ежедневно утро начиналось с рассказов детей и родителей о новых совместных успехах в решении финансовых вопросов семьи. Одна родительница со слезами на глазах рассказала, как ее сын отдал ей деньги, которые копил на велосипед, и предложил купить ей новые сапоги, сказав: «Мама, на улице холодно, а у тебя сапоги порвались. До весны я еще накоплю на велосипед». Дети стали более ответственно подходить к вопросу семейных покупок и к своим запросам.  Другая родительница, приведя утром ребенка в детский сад рассказала, как вечером ее дочь спросила: «Мама, ты можешь мне купить сейчас мороженое, или мне подождать до зарплаты?» Теперь родители не задавали вопрос: «Зачем детям это надо?», а активно участвовали в образовательной деятельности.

На заключительном этапе я провела анкетирование родителей с целью выявления их мнения о необходимости внедрения образования по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте. Анализ анкетирования показал, что родители единогласно признали необходимость внедрения данной программы в образовательный процесс.

Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу не всегда легко, но любой любящий родитель, видя «горящие» глаза ребенка и то как ребенок бежит в детский сад, поймет о необходимости участия в воспитании и образовании детей совместно с детским садом. Задача педагога создать условия для образования единого пространства детский сад, семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Патриотическое воспитание дошкольников в создании единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья»

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитателя  МБДОУ детский сад №31 "Зайчик" комбинорованного вида города Белово....

«Мы -вместе» (создание единого пространства «детский сад — семья»)

В настоящее время актуальной проблемой является установление контактов педагогов дошкольной организации с родителями, повышение педагогической культуры родителей, сообщение им специальных знаний, форм...

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...

Единое пространство сотрудничества с семьей, как главное условие развитие дошкольника (из опыта работы)

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека и очень важный период в становлении личности ребёнка. Детство - это процесс освоения социального пространства, определения в нём себя...