«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное развитие».
статья на тему

Поротникова Милана Валерьевна

Статья адресована музыкальным руководителям и воспитателям детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx20.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» АГО

Статья: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное  развитие».

                                                               Автор:

                                                                          Поротникова

                                                                Милана

                                                                       Валерьевна

                                                                            ст.воспитатель

Асбест, 2017

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом - это угроза духовного оскудения  личности, опасность утраты нравственных  ориентиров. В социуме назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, воспитания в детях потребности в активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности.

Всё начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству.  Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, чтением художественной литературой, театром.

Музыка обладает удивительными свойствами, так до конца и не изученными. Испытав однажды ощущение удивления, наслаждения и восторга от сочетания звуков, человек начинает стремиться в этот удивительный и загадочный мир – мир музыки.  

Как суметь не заблудиться  в этом мире, не пройти мимо самого прекрасного, научиться слушать и слышать всё богатство созвучий   и тем самым сделать свою жизнь красочней и  счастливей?  

Мне думается, что роль проводников в этом мире могут  сыграть педагоги детского сада, а именно  музыкальный руководитель и воспитатель.  

Но, вместе с тем, педагоги детского сада должны учитывать современные тенденции развития нашего общества и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность.  

Сегодня ФГОС ДО требует от практиков высокого внутреннего содержания образовательной деятельности. ФГОС ориентирует педагогов на реализацию программы развития дошкольников в «формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления огромно. Неслучайно и одним из направлений  воспитания дошкольника является художественно - эстетическое направление (ФГОС ДО), эмоциональное развитие ребенка.  В наибольшей степени  это касается музыки, которая  по своей природе, по самому своему содержанию является, как отмечает   В.В. Медушевский «моделью человеческих эмоций».  Музыкальная педагогика во все времена искала пути наиболее эффективного приобщения детей к музыке.    

Свою работу  педагоги детского сада строят на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,  а также с использованием программы И. Каплуновой и  И. Новоскольцевой  «Ладушки».  

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка  к окружающему миру.  

Основным видом деятельности дошкольника, как известно, является игра.  Играя,  ребенок способен познать, воспринять, усвоить, освоить, узнать,  научиться очень многому, причем  в естественной,  непринуждённой,  радостной  форме.  Учитывая это,  в детском саду педагоги  стараются в своей работе создать синтез игры, песни, танца, образа, гармонично связав это в единое целое.  

На своих занятиях и проводимых мероприятиях педагоги стараются создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие  связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны.

Помимо интегрированных и  типовых занятий, педагоги проводят тематические, доминантные и сюжетные.  Но каким бы по виду  занятие не являлось, мы стремимся создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараемся, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать.     Таким  образом:  все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом   является слушание музыки.

Слушание. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т.е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.  Слушая народную, духовную музыку  и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения.

Есть такое  человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Мир поэтических образов,  тексты разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

Музыкально - ритмические  движения  так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку,  в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь  музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.

Кроме этого, в нашем детском саду на протяжении более 10 лет реализуется программа дополнительного образования «Музыкальная шкатулка».   Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

   Заложенная в программу система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы,  учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей, взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду.

   Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкальная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.

Эмоциональная отзывчивость  на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

   Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др.

   Формирование основ музыкальной культуры личности неразрывно связано с развитием художественного вкуса.  При этом весьма существенно, что ценностные ориентиры ребенка проявляются лишь в том случае, если он слушает  произведения высокого искусства. Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, представления об идеале, стремление к совершенству.

  Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, использованием технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципам:

- тематическому,

- концентрическому (цикличности),

- контрастного сопоставления произведений,

- синкретизма,

- адаптивности.

   Указанные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.

В ходе реализации поставленных цели и задач воспитанники детского сада имеют опыт восприятия музыкальных произведений, у них сформировано умение сопереживать музыке, эмоциональная отзывчивость,

развито музыкальное мышление детей (осознание музыкального языка музыки, средств выразительности и др.), развито творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности), сформировано умение детей выражать свои музыкальные  впечатления в исполнительской, творческой деятельности, расширены знания  о музыке, сформирован интерес к музыке, музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки.

В процессе образовательной деятельности по реализации кружка, с детьми проводятся не только типовые занятия, такие как знакомство с инструментами, жанрами, тембрами и т.д., но и организованны очень интересные практические виды деятельности, например: дети «рисуют музыку», что благоприятно сказывается на психологической разгрузке детского, ещё не сформированного организма, или исполнение пьесы с использованием инструментов детского оркестра и т.д.

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет  детей  радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и  научит их творчески преобразовывать окружающий мир.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

«Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.   ...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...