Коментарии к слайдам "Развитие певческих умений у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи"
презентация на тему

Лупанова Лариса Павловна

В коррекционной работе по формированию детской речевой моторики, голосового аппарата, дыхательной системы все взаимосвязано и подчинено общим физиологическим процессам. В логопедическом детском саду пение используется как коррекционное средство  и имеет большое значение для развития детей с ОНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pevch_umeniy.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                Комментарии к слайдам

1 СЛАЙД

Я, Лупанова Лариса Павловна, работаю в МКДОУ компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Тему своей разработки «Развитие певческих умений у детей старшего возраста » считаю актуальной для всех детей, а тем более для детей с недостатками речи. В коррекционной работе по формированию детской речевой моторики, голосового аппарата, дыхательной системы все взаимосвязано и подчинено общим физиологическим процессам. В логопедическом детском саду пение используется как коррекционное средство  и имеет большое значение для развития детей с ОНР.

2 СЛАЙД

В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная, исполнительская культура,  а с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами.

На слайде представлена модель певческих умений и навыков, необходимых для формирования певческой культуры.

3 СЛАЙД

Исследования ученых выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека.  Проблемой коррекционного  влияния музыки на детей занимались многие специалисты, в том числе Ветлугина Н.А, Медведева Е.А, Волкова Г.А., Щербакова Н. и др.

Пение, певческая деятельность  оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развитие его психических функций, а также на психофизиологические процессы, такие как дыхание, кровообращение.

В процессе пения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и глубокое дыхание.  Развитие у детей координации голоса и слуха, способствует совершенствованию детской речи.

Певческая деятельность влияет  на  умственное развитие ребенка. Расширяется детский кругозор, увеличивается объем знаний об окружающей действительности. Песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

4 СЛАЙД 

На следующем слайде представлены некоторые особенности в развитии для детей с общим недоразвитием речи.

5 СЛАЙД

В начале учебного года  проводим диагностическое обследование детей по рекомендациям Э.П. Костиной.   Мониторинг речевого развития проводится логопедом  по методике Т.Б.Филичевой.

На слайде представлены  результаты обследования певческой деятельности детей и просодических компонентов речевой системы, которые характеризуют интонационную выразительность речи.

6 СЛАЙД-  

Изучение психолого-педагогической литературы  и анализ результатов обследования детей группы позволили определить основные направления музыкально-корреционного воздействия,  поставить цель и задачи.

Цель методической разработки:

Развивать певческие умения у детей с общим недоразвитием речи.

 Задачи сформулированы на слайде.

  1. СЛАЙД

Певческую деятельность осуществляем через следующие формы организации и самоорганизации детей:

  • Непосредственно-образовательную деятельность «Музыка».
  • Музыкально-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов.
  • Самостоятельную певческую деятельность детей.
  • Совместную музыкальную деятельность детей и родителей в семье.

8   СЛАЙД

Нами составлен алгоритм педагогического процесса, который включил в себя три этапа.

Первый этап -  подготовительный, включает тематическое планирование, создание дидактических условий.

Одним из главных условий приобщения детей к пению является создание музыкальной среды  с большим количеством  пособий по восприятию, исполнительству и песенному творчеству. Музыкальная среда продумана и систематизирована. Воспитатели имеют план и рекомендации музыкального руководителя по взаимодействию с детьми в нерегламентированной  музыкальной деятельности.

9 СЛАЙД

 Взаимодействие со специалистами ДОУ.

Мы работаем в тесном сотрудничестве с воспитателями и специалистами.

Каждый специалист, действуя в своём направлении, работает на общую цель, выполняя государственный стандарт дошкольного образования, реализуя комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у ребенка.

10 СЛАЙД  

При участии учителя-логопеда и музыкального руководителя составляем план работы на год, определяем роль каждого в процессе занятий с детьми. Педагогический процесс осуществляем на основе комплексно-тематического планирования. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда определяется задачами в певческой и речевой деятельностях. Итогом коррекционно-педагогической и музыкально-воспитательной работы являются коррекционные музыкально-игровые занятия, обобщающие несколько лексических тем.

11 СЛАЙД

2 этап -  основной.

Организация совместной деятельности педагога с детьми в процессе содействия певческой деятельности.

Методика приобщения к пению предполагает три этапа: восприятие песни, воспроизведение, творчество. Мы используем рекомендации программы «Камертон», в которой конкретизируются задачи по целостному и дифференцированному восприятию певческого репертуара. Репертуар должен быть понятен, доступен по возрастным и индивидуальным возможностям. В процессе планирования продумываем логику (этапы) усложнения каждой дидактической задачи и репертуара. Придерживаемся принципа последовательности, постепенности, а также принципа индивидуально-ориентированного подхода к детям. Охрана детского голоса на первом месте. Увеличение объема песен за счет повтора знакомого репертуара. Чем дольше песня будет «на слуху» у ребенка, тем быстрее и качественнее он ее усвоит. Большое внимание уделяем выразительности исполнения, используя вербальные и невербальные средства выразительности.

Певческая деятельность характерна разнообразием видов.

12 СЛАЙД  

В процессе обучения пению используем различные коррекционные методы и приемы. Кратко представлю систему упражнений.

Упражнения на дыхание (на развитие певческого и речевого дыхания, продолжительности выдоха).

Певческие навыки связаны с певческой установкой. В дыхательной гимнастике используем воображаемые предметы, раздаточный материал. Игровое упражнение «ах!» на эмоции удивления обеспечивает физиологическим запасом кислорода и поднимает мягкое небо, что является основой правильного звукообразования.

Упражнения на дикцию, артикуляцию. 

Для устранения скованности артикуляционных мышц, развитие подвижности моторики, мимики используем скороговорки, речевые игры с ритмом, игровую артикуляционную гимнастику. Пение начинается с артикуляции. Большое значение имеет правильный показ и внимание к каждому ребенку.

 Музыкально-дидактические игры, упражнения для распевания (на гласных, на  коротких попевках) способствуют развитию музыкального слуха и голоса,   чистоте интонации.

Эмоциональное содержание упражнений, выразительная мимика, разнообразные движения способствуют выработке у детей более естественного звучания голоса.

Творческие и импровизационные игры «Допой фразу», «Ответь на музыкальный вопрос», «Спой голосом разных животных» развивают восприятие, внимание, память и воображение.

Реализуя метод осознанности и активности используем метод пластического моделирования : «музыкальный конструктор» Костиной Э.П, «нотный стан» по руке, дирижерские жесты.

При разучивании текста песен  используем игры с руками, пальчиковые игры.  Недостатки слухового внимания у детей компенсируем за счет зрительных и моторно-двигательных рецепторов. В музыкально-педагогической деятельности широко используем наглядно-зрительные, условно-схематичные приемы.

13 СЛАЙД

Певческая деятельность осуществляется не только на музыкальных занятиях, но и в других видах детской деятельности. Она тесно связана с театрализацией.

Атмосфера театрально-игровой деятельности, подготовка к спектаклям, коллективность переживания – все это благотворно для ребенка с проблемами для адаптации в макросоциальной среде. Участие в спектакле позволяет проявить свои способности в разных видах музыкально-художественной деятельности.

 Необычная атмосфера, костюм, зрители, создание ситуации успеха – позволяет ребенку чувствовать себя в другом качестве.  В процессе творческой игры-сказки дети приобретают опыт различных вариантов передачи образа. Придумывают песенки-импровизации для своих героев. Вживаясь в создаваемый образ, включается эмоциональное воображение, и дети начинают петь и говорить более выразительно, отчетливо.

   Кружок «Волшебный занавес»  имеет большой опыт работы. Дети, родители и педагоги получают большое удовлетворение от сотворчества. Мы радуемся за успехи детей. На слайде представлен список театрализованных представлений, показанными участниками кружка «Волшебный занавес» для разных зрителей.

14 СЛАЙД 

 3 этап - cамостоятельная деятельность, связь с социумом, работа с родителями.

Основными условиями, когда песня проникает в повседневную жизнь детского сада, является согласованность действий воспитателя и музыкального руководителя.

В самостоятельной деятельности дети проявляют полученные навыки в разных видах музыкально творческой деятельности. Используют различные средства, атрибуты, пособия. Игровые действия сопровождаются пением, напеванием, музицированием. Полученные впечатления передаются в рисунках. Лучшие рисунки представлены на выставках: «Наши сказки», «Театр и дети» и др.

Наши дети  особо нуждаются в обеспечении эмоционального комфорта,  ярких впечатлениях и контактах с социумом. Мы поддерживаем тесную связь с учреждениями образования и культуры города.  Дети  принимали участие в городских фестивалях детского музыкального творчества: «Веселые нотки», «Саровский калейдоскоп».

 Мы используем различные формы сотрудничества с семьей: совместные праздники и развлечения, консультации, беседы, родительские собрания, анкетирование, наглядные средства.  Привлекаем родителей к активному процессу воспитания детей.

15 СЛАЙД

Проведенная работа позволила проверить и систематизировать ряд методических приемов, развивающих певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность применения приемов подтвердилась показателями качества пения.

У детей сформирован навык правильного пения. Они поют  любимые песни с душой,  желанием. Включают песенное творчество в игровую деятельность. С удовольствием выступают перед зрителями. У всех ребят улучшилась музыкальная память, дети стали более эмоциональными.

Анализ конечного результата  работы  показывает динамику развития певческих умений детей, что подтверждает сравнительная диаграмма.

16 СЛАЙД

Вывод:

  1. Сформированы основы вокально-хоровой культуры у детей с общим недоразвитием речи, что способствовало качеству музыкального образования дошкольников, формирования устойчивого интереса к музыкальному искусству.
  2. Выросла познавательная активность, дети стали более эмоциональны, раскрепощены, что способствовало повышению самооценки, развитию  коммуникативных качеств в общении со взрослыми и детьми.
  3. Различные методы и приемы коррекционно-музыкального воспитания способствовали коррекции вторичных отклонений в познавательной деятельности, особенности в речи, эмоционально-волевой, личностных сферах. Это подтверждает диагностика речевого развития.
  4. Наработан материал, который может быть использован педагогами ДОУ компенсирующего вида.

17 СЛАЙД

Литература:

  1. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. Костина Э.П. - Н.Новгород, 2008
  2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития  речи у детей. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова Москва «Просвещение», 2009
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, Москва, 2004
  4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Пение и логопедия. Учебно-методическое пособие для педагогов, логопедов, музыкальных руководителей детских садов и родителей.Т. Овчинникова –  С.-Петербург «Союз художников», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение речевых процессов у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложен вариант обследования коммуникативной стороны речи по четырем параметрам:- звукопроизношение,- фонематическое восприятие,- лексико-грамматические средства речи, - связная речь...

Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Тема: «Насекомые».

Цель - закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые»....

Интеллектуальный конкурс "Знайка" на тему "Овощи и фрукты" для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

Вашему вниманию предлагается конкурс для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему "овощи и фрукты". В конкурсе учавствуют дети двух параллельных групп. Конкурс проводится...

Опыт работы "Развитие певческих умений у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи"

Представлены этапы вокально-хоровой работы, виды певческой деятельности, упражнения. В коррекционной работе по формированию детской речевой моторики, голосового аппарата, дыхательной системы все взаим...