Проект "С чего начинается Родина"
материал по теме
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольной группы
«С чего начинается РОДИНА?»
Практико-ориентированный (внедренческий) проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Фирстовская средняя общеобразовательная школа»
Большеуковского района
Омской области
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольной группы
«С чего начинается РОДИНА?»
Практико-ориентированный (внедренческий) проект
Воспитатель дошкольной группы:
Давыдова Вера Леонидовна
с. Фирстово, 2017
«Без памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа»
(Г. Н. Волкова)
Актуальность темы:
В последние годы с введением в действие закона РФ «Об образовании» идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все больше общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей по которой ходил не раз, где катался на велосипеде.
Гипотеза:
Не следует ожидать от детей, взрослых форм проявления любви к родной Родины, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории нашего села, района, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил с. Фирстово, начнут проявлять интерес к событиям этой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
1. наблюдение;
2. совместные игры;
3. анкетирование;
4. познавательные игровые занятия;
5. экскурсии;
6. беседы.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатель группы.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; умение видеть прекрасное и гордиться им; формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, культурному наследию своего народа.
- Толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатом его труда, родной земле, традициям, защитникам Отечества, государственной символики, общественным праздникам.
- Расширить знания детей о малой Родины.
- Воспитывать у детей любовь к природе желание беречь и защищать её.
- Планирование проектной деятельности.
Предварительная работа:
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
• подбор исторической литературы;
• подбор произведений народного творчества;
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
• подготовка разного вида бросового материала;
• подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
• дидактические игры;
• выставки книг, рисунков, поделок.
Этапы проведения реализации проекта:
1) Информационно – накопительный:
• изучение интереса детей для определения целей проекта;
• сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
• обращение к специалистам.
2) Организационно – практический:
• проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество); «История России, Омска»; «Наша с. Фирстово – прошлое и настоящие»; «Моя Родина – Фирстово!»; «Защитники Отечества!»; «Земля – планета, на которой мы живем!»; «Береги свою планету!»;
• Оформление дидактических игр по краеведению: «Бабушкин сундучок»; «Карта моей малой Родины»; «Вот моя улица, вот мой дом родной».
• Художественно-эстетическое развитие ( изобразительная деятельность)
«Мой дом, моя крепость».
• Разучивание стихов и песен.
• Оформление уголка «мини – музея» в русских традициях.
• Оформление «Экологической галереи», «Маршрута безопасности движения».
• Экскурсии в музей имени «МИ Рассказова», посещение картиной галереи «Завьялов центр» и экскурсии по селу Фирстово.
• Создание газеты «Утром солнышко встает в детский сад меня зовет».
3) Контрольно – рефлексивный:
• Подведение итогов.
• Беседа
Создание условий реализации проекта:
• интерес детей и родителей;
• методические разработки,
• интеграция со специалистами детского сада.
• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).
Работа с родителями:
• словотворчество с родителями «Сочини частушку о селе Фирстово»
• осуществить совместный проект детей, родителей, воспитателей «С чего начинается Родина?».
• анкетирование родителей по основным вопросам нравственного духовно-патриотического воспитания детей:
1.Согласны вы с тем, что особенности труда, воспитателя накладывают отпечаток на его нравственность?
2. С какого возраста дети начинают понимать обращение на вы? Вы учите этому своих детей?
3. Почему дети на слова одного педагога реагируют сразу, а другого не слышат?
4.Как влияет стиль отношений взрослых на нравственное воспитание детей?
5. Как вы понимаете высказывание: «Дети – наше эхо, наше зеркало?»
6. Как вы думаете, кого видят в воспитателе дети?
7.Как вы считаете, правильно ли ставить задачи нравственно – патриотического и духовного воспитания, начиная с раннего возраста?
8. Является ли проблема нравственно - патриотического и духовного воспитания актуальной в наше время?
• совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества», «Масленица».
• участие детей и родителей в акции по защите и охране окружающей среды.
• участие в конкурсе поделок из природного материала «Волшебные ручки».
Работа с детьми:
• занятия;
• детская проектная деятельность;
• беседы;
• экскурсии;
• детская исследовательская деятельность;
• фотовыставки;
• игры;
• конкурсы;
• праздники и развлечения.
Планируемый результат:
Итоговым результатом является:
• диагностика, в которой учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-тематических мероприятиях, других видах деятельности;
• умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
• освоение доступных знаний об истории родного Отечества;
• приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;
• проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
• Соблюдение ребенком основных нравственных норм и правил:
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Стремись найти свою цель в жизни!
- Не ленись и не ищи оправдания своим слабостям!
- Лучше отдай свое, чем отдай чужое!
Стратегия осуществления проектной деятельности:
«Подлинная встреча» с культурным наследием с. Фирстово, раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать некоторые суждения и оценки. Создать развивающею среду в группе. Оформить мини – музея что позволит дать представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах, познакомиться с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т. д., песнями и танцами. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д.) дать возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных особенностей.
Предложения по возможному использованию проекта.
Проект можно использовать в любой группе детского сада, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье; испытывать гордость и уважение за свою Родину, русскую культуру, язык, традиции, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Информационный ресурс
1.М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
2. Омское Прииртышье: программа для дошкольников образовательных организаций / Борцова Л.В., Гаврилова Е.Н., Зенова М.В., Чернобай Т. А. и др.- Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014.-32с.
3. Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья. Хрестоматия/ Сост.: Борцова Л.В., Дедер Т.В., Мочанова Е.Г. и др.; отв.ред.: Л.В. Борцовой. – Омск: БОУДПО « ИРООО», 2015.-92с
4. Введение в мир культуры Омского Прииртышья. Хрестоматия/ Сост.: Е. Н. Гаврилова, Т.В. Васильева, И.А. Коломацкая, А.Ф. Кутузова , И.Н. Лисникова и др. ; отв. ред. Е.Н. Гаврилова. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2015.- 72с
5. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Программное содержание Воспитывать любовь к родному краю; Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя гражданином своей страны; Расширять и закреплять зн...
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"
Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...