Проект "С чего начинается Родина"
материал по теме

Давыдова Вера Леонидовна

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольной  группы

 «С чего начинается РОДИНА?»

Практико-ориентированный (внедренческий) проект

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фирстовская средняя общеобразовательная школа»

Большеуковского района

Омской области

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольной  группы

 «С чего начинается РОДИНА?»

Практико-ориентированный (внедренческий) проект

    Воспитатель дошкольной группы:

                                                             Давыдова Вера Леонидовна

                                                         

с. Фирстово, 2017

                                                                              «Без памяти – нет традиций,

Без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности,

Без духовности – нет личности,

Без личности – нет народа»

(Г. Н. Волкова)

Актуальность темы:

      В последние годы с введением в действие закона РФ «Об образовании» идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все больше общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.


     Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей по которой ходил не раз,  где катался на велосипеде.

Гипотеза:

Не следует ожидать от детей, взрослых форм проявления любви к родной Родины, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории нашего села, района, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил с. Фирстово, начнут проявлять интерес к событиям этой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

1. наблюдение;

2. совместные игры;

3. анкетирование;

4. познавательные игровые занятия;

5. экскурсии;

6. беседы.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель группы.

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; умение видеть прекрасное и гордиться им; формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

  • Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, культурному наследию своего народа.
  • Толерантное отношение к представителям других национальностей.
  • Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатом его труда, родной земле, традициям, защитникам Отечества, государственной символики, общественным праздникам.
  • Расширить знания детей о малой Родины.
  • Воспитывать у детей любовь к природе желание беречь и защищать её.
  • Планирование проектной деятельности.

Предварительная работа:

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

• подбор исторической литературы;

• подбор произведений народного творчества;

• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

• подготовка разного вида бросового материала;

• подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

• дидактические игры;

• выставки книг, рисунков, поделок.

Этапы проведения реализации проекта:

1) Информационно – накопительный:

• изучение интереса детей для определения целей проекта;

• сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

• обращение к специалистам.

2) Организационно – практический:

• проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество); «История России,  Омска»; «Наша с. Фирстово  – прошлое и настоящие»; «Моя Родина – Фирстово!»; «Защитники Отечества!»; «Земля – планета, на которой мы живем!»; «Береги свою планету!»;

• Оформление дидактических игр по краеведению: «Бабушкин сундучок»; «Карта моей малой Родины»; «Вот моя улица, вот мой дом родной».

• Художественно-эстетическое развитие ( изобразительная деятельность)

 «Мой дом, моя крепость».

• Разучивание стихов и песен.

• Оформление уголка «мини – музея» в русских традициях.

• Оформление «Экологической галереи», «Маршрута безопасности движения».

• Экскурсии в музей имени «МИ Рассказова», посещение картиной галереи «Завьялов центр» и экскурсии по селу Фирстово.

• Создание газеты «Утром солнышко встает в детский сад меня зовет».

3) Контрольно – рефлексивный:

• Подведение итогов.

• Беседа

Создание условий реализации проекта:

• интерес детей и родителей;

• методические разработки,

• интеграция со специалистами детского сада.

• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).

Работа с родителями:

• словотворчество с родителями «Сочини частушку о селе Фирстово»

• осуществить совместный проект детей, родителей, воспитателей «С чего начинается Родина?».

• анкетирование родителей по основным вопросам нравственного духовно-патриотического воспитания детей:

1.Согласны вы с тем, что особенности труда, воспитателя накладывают отпечаток на его нравственность?

2. С какого возраста дети начинают понимать обращение на вы? Вы учите этому своих детей?

3. Почему дети на слова одного педагога реагируют сразу, а другого не слышат?

4.Как влияет стиль отношений взрослых на нравственное воспитание детей?

5. Как вы понимаете высказывание: «Дети – наше эхо, наше зеркало?»

6. Как вы думаете, кого видят в воспитателе дети?

7.Как вы считаете, правильно ли ставить задачи нравственно – патриотического и духовного воспитания, начиная с раннего возраста?

8. Является ли проблема нравственно - патриотического и духовного воспитания актуальной в наше время?

• совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества», «Масленица».

• участие детей и родителей в акции по защите и охране окружающей среды.

• участие в конкурсе поделок из природного материала «Волшебные ручки».

Работа с детьми:

• занятия;

• детская проектная деятельность;

• беседы;

• экскурсии;

• детская исследовательская деятельность;

• фотовыставки;

• игры;

• конкурсы;

• праздники и развлечения.

Планируемый результат:

Итоговым результатом является:

• диагностика, в которой учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-тематических мероприятиях, других видах деятельности;

• умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

• освоение доступных знаний об истории родного Отечества;

• приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;

• проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

• Соблюдение ребенком основных нравственных норм и правил:

- Старайся делать добро!

- Бойся обидеть человека!

- Люби и прощай людей!

- Поступай, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

- Познай мир и себя!

- Стремись найти свою цель в жизни!

- Не ленись и не ищи оправдания своим слабостям!

- Лучше отдай свое, чем отдай чужое!

Стратегия осуществления проектной деятельности:

 «Подлинная встреча» с культурным наследием с. Фирстово,  раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать некоторые суждения и оценки. Создать развивающею среду в группе. Оформить  мини – музея  что позволит дать представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах, познакомиться  с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т. д., песнями и танцами. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д.) дать возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных особенностей.

Предложения по возможному использованию проекта.

Проект можно использовать в любой группе детского сада, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье; испытывать гордость и уважение за свою Родину, русскую культуру, язык, традиции, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Информационный ресурс

1.М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

2. Омское Прииртышье: программа для дошкольников образовательных организаций / Борцова Л.В., Гаврилова Е.Н.,  Зенова М.В., Чернобай Т. А. и др.- Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014.-32с.

3. Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья. Хрестоматия/ Сост.: Борцова Л.В., Дедер Т.В.,  Мочанова  Е.Г.  и др.; отв.ред.: Л.В. Борцовой. – Омск: БОУДПО « ИРООО», 2015.-92с

4. Введение в мир культуры Омского Прииртышья. Хрестоматия/ Сост.: Е. Н. Гаврилова, Т.В. Васильева, И.А. Коломацкая, А.Ф. Кутузова , И.Н. Лисникова и др. ; отв. ред. Е.Н. Гаврилова. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2015.- 72с

5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Программное содержание Воспитывать любовь к родному краю; Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя гражданином своей страны; Расширять и закреплять зн...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...