Конспекты коррекционно-развивающих занятий (тревожность,низкая самооценка)
план-конспект занятия на тему

Конспект содержит игры и упражнения по развитию уверенности в себе, снятию эмоционального напряжения, преодолению тревожности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kor-razvivayushchie_zanyatiya.docx47.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающих занятий по развитию уверенности в себе, снижению тревожности, снятию эмоционального напряжения.

Занятие № 1

Тема: Эмоции

Цель: развивать эмпатию, снять эмоциональное напряжение, снизить агрессию.

Задачи: 

1. Формировать позитивное отношение со сверстниками.

2. Снять эмоционального напряжения

3. Обучить детей эффективным способам общения.

Оборудование: коробочка с картинками, шарф.

Содержание.

1.Вступительная часть.

Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся. Повернитесь к соседу и скажите «Я рад тебя видеть!».

2.Основная часть.

Упражнение «Это я, узнай меня»

Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

Игра «Корзинка»

Для игры необходима корзина или мешочек, откуда будет вытягиваться задание-жребий. Задание представляет собой картинку, изображающую сцену насилия. Игрок, вытянувший картинку, получает от психолога задание, в ходе выполнения которого должен так изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста. Например, участник вытянул картинку, изображающую драку двух подростков, и продемонстрировал ее всем играющим; психолог тут же дает ему задание: что надо сказать, чтобы ребята помирились? Участник отвечает: «Предложить им сыграть в футбол» – и передает ход следующему ребенку.

Игра «ЖУЖА»
«Жужа» сидит на стуле с шарфом в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь дотянуться шарфом до детей.
Примечание: психолог следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

Упражнение «Знатоки чувств»

Психолог спрашивает детей, много ли они знают чувств. Это будет конкурс знатоков чувств.

Нужно взять мяч и передавать его по круг. Тот, у кого в руках мяч, должен назвать одну эмоцию (положительную или отрицательную) и передать мяч следующему. Повторять сказанное раньше нельзя. Тот, кто не может дать ответ, покидает игру. Оставшийся – самый большой знаток чувств!

Упражнение «Кулачок»

Психолог дает ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку, приятный сувенир. Просит сжать кулачок крепко-крепко, подержать кулачок сжатым, а затем раскрыть его - рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка.

3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия. Похвалить детей.

Занятие № 2

Тема: Коммуникация

Цель: преодолеть комплексы и страхи, возникающие в процессе общения, обеспечить психологическую разгрузку участников.

Задачи:

  1. Развивать умение устанавливать контакт друг с другом.
  2. Воспитывать умение уважительно относится к другому.

Оборудование: бейджики, бумага, маркеры, карандаши.

Содержание.

1.Вступительная часть.

Добрый день, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем с небольшой разминки.

2.Основная часть.

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Упражнение «Любимый герой»

Каждый участник вспоминает своего самого любимого героя из фильма, сказки, спектакля, телепередачи и пишет имя своего героя на бейдже, чтобы окружающие могли его прочитать и понять о ком идет речь, так же добавляется источник из которого этот герой взят (Питер Паркер, «Человек паук»). Далее участники по очереди рассказывают о герое, почему именно он их привлекает, какие качества больше всего нравятся в нем и какие, может быть, не нравятся. На каждого участника отводится в среднем 2 минуты.

Игра «Капля, речка, океан»

Энергичная игра, для проведения которой требуется значительное «жизненное» пространство и большое количество игроков. Действие сопровождается динамичным музыкальным фоном.

Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой зоне. Каждый игрок – это капелька. Психолог дает команду: «Объединиться по двое». Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. «Все в общий круг», – командует психолог, и все игроки образуют большой хоровод.

Игра «Возьми и передай»

Игроки равномерно размещаются по игровому пространству. Психолог начинает двигаться по комнате, каким угодно образом. Затем он передает импульс ребенку, который сразу же его принимает и начинает двигаться по комнате. Когда другой начинает двигаться, первый застывает. Следует помнить о том, чтобы «передать» импульс.

Упражнение «Комплименты»

Дети встают в круг и по очереди говорят, за что следует похвалить соседа.

3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия. Похвалить детей.

Занятие № 3

Тема: Тревожность

Цель: преодолеть негативные переживания, снизить эмоциональное напряжение, развить чувственное восприятие.

Задачи: 

  1. Знакомство ребенка с адекватным способом снятия эмоционального напряжения,
  2. Научить приёмам снятия физического и психоэмоционального напряжения: релаксационные техники, физ. минутки, творческая деятельность.
  3. Развивать познавательные процессы и творческие способности: внимание, зрительную память, воображение.

Оборудование: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4, 7 мелких предметов различной фактуры.

Содержание.

1.Вступительная часть.

Давай приступим к занятию.

2.Основная часть.

Упражнение «Добрый – злой, веселый – грустный»

Психолог предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т.д.)?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Психолог делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Ребенку предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Идёт обсуждение вместе с психологом. После чего психолог предлагает несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым.

Вопросы для обсуждения:

Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.

Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?

Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?

Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?

Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?

Упражнение «Ласковые лапки»

Психолог подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Ребенку надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия. Похвалить детей.

Занятие № 4

Тема: Уверенность

Цель: отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы, снизить чувство тревожности.

Задачи: 

  1. Помочь детям справиться с собственными страхами;
  2. Обучить методам релаксации и саморегуляции;
  3. Повысить уверенность ребенка в себе и своих силах.

Оборудование: игрушка в обертке.

Содержание.

1.Вступительная часть.

Ребята, вы сегодня здоровались друг с другом? Давайте поприветствуем своего соседа милой улыбкой.

2.Основная часть.

Игра «Явное и скрытое»

Психолог кладет посреди круга предмет, завернутый в многослойный целлофан. «Это очень простая вещь, но она скрыта. Давайте попробуем догадаться, что это такое». Можно провести анализ рассуждений посредством вопросов: «Почему ты думаешь, что это… (название предмета)? Может ли это быть чем-то другим? Чем, например?»

Психолог предлагает добровольцу снять один слой целлофана и снова спрашивает: «Что это за предмет?» Дети могут отвечать все вместе.

Слой снимается за слоем, и каждый раз взрослый задает тот же вопрос.

Когда участники, наконец, разворачивают последний слой обертки, психолог спрашивает: «Когда вам было страшнее: до того как вы развернули предмет, а он двигался или после того как вы узнали, что это такое? Почему? Если бы мы были одни, испугались бы мы сильнее или слабее, чем вместе с товарищами?»

Игра «Кенгуру»

Участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.

Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.

Упражнение «Я сильный – я слабый»

Психолог предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью выполняется следующие упражнения.

Психолог просит одного ребенка протянуть руку вперед. Затем своей рукой пробует опустить руку ребенка вниз. Ребенок должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь психолог предлагает сделать то же самое, но ребенок должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...

Следует объяснить, что поддерживающие слова помогают справиться с трудностями и побеждать.

Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон – стульчик. Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Упражнение «Коробка переживаний»

Психолог показывает небольшую коробочку. Предлагает отправить ее по кругу, чтобы собрать неприятные для детей переживания и заботы. Можно попросить их сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом психолог говорит, что заклеит ее и унесет, а вместе с ней исчезнут и их неприятные переживания.

3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия. Похвалить детей.

Занятие № 5

Тема: Уверенность

Цель: отработать навыки уверенного поведения, повысить уверенность в себе.

преодолеть застенчивость.

Задачи:

  1. Развивать уверенность в себе.

Оборудование: лист А4, простой карандаш.

Содержание.

Вступительная часть.

Попробуй сегодня представить себя знаменитостью. И давай сыграем в такую игру.

2.Основная часть.

Упражнение «Я – звезда»

Ребенок выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Психолог пытается угадать, кого изобразил ребенок. Затем ребенок и психолог меняются местами.

Вопросы для обсуждения: Сложно ли  было выбрать для себя роль значимой и известной звезды? Что схожего между тобой и выбранной звездой? Какие чувства возникли у тебя в ходе презентации? Где было легче, показывать или отгадывать?

Игра «Интервью»

Ребенок представляет себя знаменитостью. Психолог задает вопросы, обращаясь к нему по имени-отчеству, просит рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Игра «Отражение в зеркале»

Психолог предлагает повторять жесты ребенку, при этом изображать его двойника в зеркале. Несмотря на кажущуюся простоту этой игры, победить в ней нелегко. Ребенок наверняка будут путаться при необходимости, скажем, наклониться влево, когда взрослый нагибается вправо.

Упражнение «Лепестки»

Психолог просит ребенка нарисовать цветок с лепестками  «цветок» и поговорить о том, что написано в каждом лепестке. При желании можно разукрасить цветными карандашами.

Лепестки:

  • Три вещи, которые мне нравятся
  • Три вещи, которые мне не нравятся
  • Человек, которым я восхищаюсь
  • Что бы я хотел сделать
  • Чем я горжусь

3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия. Похвалить детей.

Занятие № 6

Тема: Эмоции

Цель: снизить агрессивность и ослабить негативные эмоции, учить ребенка распознавать оттенки различных эмоций, настроений и выражать на своем лице различные эмоции, используя выразительные движения мышц лица.

Задачи:

  1. Формировать понятие о чувствах и эмоциях;
  2. Развивать умение адекватно выражать свои эмоции, развивать способность понимать состояние другого человека через  вербальное отражение эмоционального состояния.

Оборудование: не требуется.

Содержание.

1.Вступительная часть.

Здравствуй, Лера! Сегодня мы будем говорить о эмоциях, показывать мимикой и жестами самые разнообразные эмоции.

2.Основная часть.

Упражнение «Спаси птенца»

Психолог говорит: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, УЛЫБНИСЬ ЕМУ И НЕ ГРУСТИ, ОН ЕЩЕ ПРИЛЕТИТ К ТЕБЕ!»

Игра «Тренируем эмоции»

Психолог просит ребенка нахмуриться как:

- осенняя туча;

- рассерженный человек;

- злая волшебница;

Улыбнуться как:

- кот на солнце;

- само солнце;

- как хитрая лиса;

- как радостный ребенок;

- как будто ты увидел чудо!

Позлиться, как:

- ребенок, у которого отняли мороженое;

- как два барана на мосту;

- как человек, которого ударили;

Испугаться, как:

- ребенок, потерявшийся в лесу;

- заяц, увидевший волка;

- котенок, на которого лает собака;

Устать, как:

- папа после работы;

- человек, поднявший тяжелый груз;

- муравей, притащивший большую муху.

Упражнение «Угадай мое настроение»

Для этой игры потребуются картинки с изображением сказочных героев, у которых разное выражение лица, разное настроение: это могут быть персонажи из сказок «Красная шапочка», «Золотой ключик или приключение Буратино» или «Чипполино». Ребенок вытягивает любую карточку. Его задача заключается в том, чтобы назвать этого героя, сказать из какой он сказки и какое у него выражение лица.

3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия. Похвалить детей.

Занятие № 7

Тема: Уверенность

Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочению детского коллектива, обучать детей приемам снятия эмоционального напряжения, снижения агрессивности и ослабления негативных эмоций.

Задачи:

  1. Установить положительный эмоциональный настрой в группе. 
  2. Развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние другого человека. Развивать умение понимать друг друга без слов, работать в паре, сотрудничать.
  3. Развивать у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка в группе.
  4. Учить воспитанников находить в своих товарищах, положительные черты характера, находить слова для передачи этих качеств.
  5. Развивать творческое мышление и воображение.

Оборудование: клубок, платок.

Содержание.

1.Вступительная часть.

- Здравствуйте, ребята! А вы сегодня здоровались друг с другом?

Давайте, каждый из вас найдет себе друга. Встаньте лицом друг к другу. А поздороваемся мы  так:

Здравствуй, друг  (Дети пожимают друг другу руки)

Как ты тут? (Дети похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (Дети теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (Дети складывают руки на груди)

Ты пришел! (Разводят руки в сторону)

Хорошо! (Обнимаются)

2.Основная часть.

Скажите ребята, а может ли человек прожить на свете без друзей? Почему?

Бывает ли так, что вы ссоритесь?

     

Упражнение «Самый лучший»

Психолог: «А часто ли мы говорим другу приятные слова?

Сейчас каждый из вас по очереди будет садится на красивый стульчик. А остальные дети будут говорить, какие качества вам в вашем друге нравятся. Начинаем со слов «Ты самый лучший потому, что….»

Упражнение «Подарок другу»

Психолог: Вы любите получать подарки? А дарить подарки  любите? Сейчас каждый из вас на время превратится в волшебника и сможет сделать любой, даже самый необычный подарок другу.

Дети бросают друг другу мяч и называют подарки, которые хотят подарить, начиная со слов: «Я дарю тебе…».

По окончании упражнения психолог выясняет у детей, что понравилось больше: дарить подарок или получать его.

Упражнение «Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона.  «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него.  «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Психогимнастика «Клубочек»

Дети садятся в круг, психолог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и передает клубочек своему соседу, говоря ему при этом добрые, ласковые слова, комплименты: «Ты у нас красивый, умный, веселый и ласковый». Участник, получивший клубочек, в свою очередь обматывает нитку вокруг пальца и передает клубочек следующему участнику игры, своему соседу, говоря ему так же ласковые слова. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к психологу. Можно в конце игры сказать «волшебные» слова: «Будем дружными всегда, не будем ссориться никогда!»

Психогимнастика «Найди друга!»

Одному участнику игры завязывают глаза и подводят к нему другого участника. Задача участника с завязанными глазами узнать, кто перед ним стоит. Узнавать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.

Игра «Принц-на-цыпочках»

Психолог говорит детям: «Представьте, что мы все находимся во дворце у принцессы-на-цыпочках. Все мы – придворные дамы и господа». Взрослый выбирает, кто будет принцессой-на-цыпочках. «Все дамы и господа занимают свое место»: каждый ребенок выбирает себе любое место на ковре, садится  и закрывает глаза. «А теперь принцесса-на-цыпочках будет набирать себе свиту»: принцесса проходит на цыпочках  по коврику, между детей, и дотрагивается до кончика носа участников. Тот, до кого она дотронулась, открывает глаза, встает в ее свиту: встает за принцессой, кладет ей руки на плечи и начинает ходить за ней тоже на цыпочках. Дальше «Принцесса-на-цыпочках» дотрагивается до носа следующего участника и тот тоже встает за ней, кладет руки на плечи впереди стоящему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все придворные дамы и господа не окажутся в свите принцессы. Затем она благодарит свою свиту: «Благодарю вас, господа!»

3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия. Похвалить детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Конспект коррекционно-развивающего игрового занятия по сказке «Репка»

Занятие направлено на создание условий для формирования познавательной и речевой активности детей средствами театрализованной и музыкальных игр....