Статья "Приобщение дошкольников к народным истокам в аспекте реализации ФГОС ДО"
статья по теме

Блохина Наталья Михайловна

 Приобщение детей к истокам народной культуры - одна из первостепенных задач современной дошкольной педагогики, для нас важно сохранить народные традиции, обычаи, промыслы, сделать так, чтобы наши дети знали свою культуру и гордились ею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Блохина Н.М.

воспитатель

МБОУ СОШ № 30

структурное подразделение – детский сад

Реализация ФГОС ДО через приобщение дошкольников к народным истокам

Фундаментом развития человека, который закладывается практически с рождения ребенка, является дошкольный период, определяющий старт всех человеческих помыслов и начал. Как правило, этот возраст соотносится с быстрым вхождением в социум и формирует у детей первичные представления о себе, природе и обществе, расширяя эмоциональный опыт познания.

В современном обществе есть опасность растерять то, что годами создавали наши предки. Часто современные дети не знают, как жили русские люди, как отдыхали и как работали, о чем размышляли, во что верили, какие праздники отмечали, с какими игрушками играли.

 Приобщение детей к истокам народной культуры - одна из первостепенных задач современной дошкольной педагогики, для нас важно сохранить народные традиции, обычаи, промыслы, сделать так, чтобы наши дети знали свою культуру и гордились ею.

Очевидно, что приобщение детей к истокам народной культуры способствует нравственному, гражданскому познавательному развитию, это богатейший пласт для речевого, художественного, эстетического и социального развития детей. Современные требования к содержанию дошкольного образования, предметно-развивающей образовательной среде дошкольной образовательной организации, содержащиеся в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, и реализуемые через 5 основных образовательных областей, сделали необходимым создание в детском саду условий для патриотического, гражданского воспитания детей, которое невозможно без приобщения дошкольников к традициям и обычаям своего народа.

Культуру России нельзя осмыслить вне истории народного искусства, таящего в себе истоки духовных ценностей народа, способного раскрыть этические и художественные начала, эстетический вкус и многое иное. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Большое значение в осуществлении художественно-эстетического воспитания детей мы придаем народному искусству.

Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, мы исходим из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей.

Эффективными средствами приобщения детей к истокам народной культуры являются элементы этнографической культуры, вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа: устное народное творчество, музыкальный фольклор, народные праздники и игры, народное декоративно-прикладное искусство.

Нами была разработана программа кружка дополнительного образования «Волшебная мастерская».

Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками.

Цель: овладение детьми  умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техниками "пластилинография" и "оригами" для самостоятельного и творческого создания композиций. Мы также используем работу с соленым тестом, декупаж, знакомство и изготовление народных кукол.

В настоящее время традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Ценность народной куклы - содержание в ней родовой информации. В народных куклах живет память наших предков, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к культуре и традициям своего народа. Совместно с детьми нами изготавливаются куклы-травницы, обереги, фольклорные персонажи. Изготовление каждой куклы сопровождается фольклорными песнями, сказками, играми.

Различные виды народного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции народа, более чем другие виды искусства, отвечают идее интегрированного, взаимного их использования, что само по себе отвечает природе ребенка, которая требует цельности, законченности во всем.

Таким образом, в нашей дошкольной образовательной организации созданы все условия для функционирования и развития системы этнокультурного образования, которая представляет собой процесс приобщения детей к традиционному наследию своего народа.

Литература

  1. Божинская, Т.Л. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании... дисс. канд. философ, наук., Краснодарский ун-т МВД России, 2010. - 166 с.
  2. Лузина Е.М. Модель организации работы по приобщению детей к русской народной культуре // В сборнике: Непрерывное профессиональное художественное образование в условиях диалога культур: современные подходы и перспективы развития - 2015 Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции. Хабаровск, - 2015. - С. 136-144.
  3. Рогозина Е.А. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 51-52.
  4. Тюлепаева, Э.Р. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста... дисс.канд. пед. наук, Челябинский госуд. педагог. ун-т.,2011. - 214 с.
  5. Чанжалова Г.В., Белова Е.В. Знакомство детей дошкольного возраста с историей, традициями и культурой родного края // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 6 (54). - С. 18-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных форм организации работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образов...

Семинар-практикум «Новые, в том числе активные, технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС".

в материале представлены современные формы наглядной информации для родителей,активные методы работы с родителями....

«Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС ДО».

Консультация для педагогов о применении новых технологий при работе с родителями...

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО  ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...