проект "Экологическая тропа"
проект (средняя, старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 «Ромашка»
ЗМР РТ»
Выполнили:
Амирова М.Д., воспитатель высшей категории;
Королева Л.Р., воспитатель 1 категории
2016г.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формированию осознанного поведения в природной среде. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, и нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость, а для этого ребёнку необходимо рассказать, а при возможности показать объекты природы, вызвать интерес к ним. Тогда у ребёнка не возникнет желания ломать, разорять, убивать объекты как живой, так и неживой природы. Именно с такой целью мы и создали свой проект «Экологическая тропа», чтобы ближе познакомить детей с окружающей детский сад природой и вызвать желание помогать ей.
Цель проекта
Ознакомление с объектами природы вблизи детского сада, Формирование элементарных экологических знаний о них и воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
- Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и её отдельных объектах в пределах определённой территории (экологической тропы)
- Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, следовать экологическим правилам в природе в доступных для ребёнка формах
- Накапливать с детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.
Вид проекта Информационно-исследовательский,
игровой, групповой.
Долгосрочный, рассчитан на весь учебный год.
Участники проекта Дети средней, старшей,
подготовительной групп, воспитатели, родители воспитанников, социум.
Ожидаемый результат
- Дети получают знания об основных, доступных для их понимания природных объектах и явлениях.
- У детей развивается внимание, наблюдательность и познавательный интерес к изучению природы, соблюдению правил поведения в лесу.
- Дети учатся использовать полученные знания на практике, у них происходит формирование активной позиции «защитника и друга» природы.
- Появление интереса у родителей к данной проблеме.
Этапы работы над проектом
Предварительный этап:
Мероприятие | Сроки | Ответственные | Примечание |
Выявление уровня экологических знаний детей, их навыков поведения в природе | Сентябрь – октябрь | Воспитатели групп | На основании результатов мониторинга (образоват. область Социально – комму- никативное развитие, раздел «Безопасность» критерий 2). |
Разработка маршрута экологической тропы детского сада с учетом всех требований | Октябрь | Амирова М.Д. Королева Л.Р. | Учитывая включение наибольшего количества объектов природы, их доступность для дошкольников |
Разработка паспорта экологической тропы | Октябрь | Амирова М.Д. | Фотографии объектов, их описание. |
Составление плана мероприятий на экологической тропе. | Сентябрь – октябрь | Амирова М.Д. Королева Л.Р. | Составлен на учебный год для детей со средней по подготовительную группы. |
Практический этап:
Формы работы по проекту «Экологическая тропа»:
- Прогулки
- Экскурсии
- Наблюдения
- Игры
- НОД
План проведения мероприятий на
экологической тропе
Сроки | Название мероприятия | Форма работы | Группа |
Октябрь | 1.Знакомство с экологической тропой 2. Игры на лесной полянке | Экскурсия
Игровая деятельность, прогулка | №6, 4
№8 |
Ноябрь | 1.Берёза - белоствольная краса 2.Деревья поздней осенью | Наблюдение Прогулка - наблюдение | №6,8 №4, 7 |
Декабрь | «В гости к елке» | НОД | №1 |
Январь | «Кто живет в лесу зимой?» | Экскурсия | №6,4 |
Февраль | «Замела метель дорожки» | Прогулка, игровая деятельность | №8,7 |
Март | «Уж тает снег…» | НОД с экспериментальной деятельностью | № 4, №9 |
Апрель | 1.«Всемирный День птиц» 2. «Первоцветы» | Развлечение НОД | №1,4,8 №9,7 |
Май | 1.«Природа просит помощи» 2.«День окружающей среды» | Акция, трудовой десант Итоговое мероприятие: викторина, игры. | №5, 4 №8,1,4 |
Заключительный этап:
«День окружающей среды» - Итоговое мероприятие с детьми разного возраста. В программе: экологическая викторина, игры на природе.
Маршрут экологической тропы МБДОУ № 15
Экологическая тропа проходит по территории детского сада и рядом с ней, вдоль забора, на 25 – 30 метров углубляясь в лес. Длина её составляет примерно 380 метров. Основные критерии выбора маршрута экологической тропы - включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов живой и неживой природы. Для экологической тропы были выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, территория детского сада),отдельные интересные природные объекты. Также продумали, чтобы на тропе встречались последствия отрицательного взаимодействия человека с природой.
Перечень природных объектов
на экологической тропе детского сада
Растения
Деревья: Берёза, тополь, клен американский, клен остролистый, ель, сосна, липа.
Кустарники: Сирень, малина лесная, акация.
Травянистые растения: Крапива, подорожник, одуванчик, цикорий, яснотка, лопух большой, лютик, земляника, просвирник, папоротник.
Живые объекты
Муравьи, жуки – солдатики, божьи коровки, другие насекомые, кроты, дятел, синицы, воробьи, вороны и другие птицы.
Другие природные объекты
Грибы (сыроежки, маслята, ложные опята, бледные поганки, мухоморы) муравейник, кротовины, пень, поваленное дерево, валежник, камни, мох, лишайник, наросты на деревьях.
Отрицательные объекты деятельности человека:
Вытоптанная земля, сломанные ветки, мусор в лесу, пораненные берёзы, вбитые в дерево гвозди, разбитое стекло, кострища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189289-1359305945.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-317915-1613528113.jpg)
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-193130-1362504266.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-841386-1478251829.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186939-1573481749.jpg)
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....