"Русская народная культура как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
материал на тему

Мацнева Ирина Владимировна

Сообщение из опытп работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matsneva_opyt_raboty.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение   из   опыта   работы  

«Развитие музыкальных    творческих    способностей

детей   дошкольного   возраста  средствами русской народной культуры»

                             

Мацнева И.В.,

музыкальный руководитель

МДОУ д/с № 14 «Тополек»

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Если эту заповедь предков в душе сбережет,
То радость и счастье с собой принесет.

Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Именно народная музыка  с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности.

Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Поэтому одна из задач моей деятельности –

обогатить детей знаниями о русской народной культуре, культуре Южного Урала.

Проблема развития музыкальных способностей дошкольников средствами народной культуры в наше время очень актуальна, так как остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения, суть которого в том, чтобы посеять,  взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Теоретической базой опыта является  учение Б.М. Теплова о способностях. В своих работах он дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. 

Цель моей работы:

• Развитие музыкальных способностей детей через приобщение  к музыкальной народной культуре.

Задачи работы представлены на слайде:

• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;

• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;

• Развитие и совершенствование музыкальных навыков и умений, умения проявлять свои творческие способности;

Также задача моей работы -  развитие у детей общей музыкальности, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих музыкальных  способностей.

Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества. В своей работе использую  наглядные и наглядно-слуховые методы, словесные, метод целостного восприятия, развитие творческого мышления и воображения, игровые, метод элементарного музыцирования.

Педагогические условия для развития творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности

 

Методы.

Методические приёмы.

1. Наглядные и наглядно - слуховые

1. Показ:  картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов.

3. Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении.

2. Словесные

1. Образный короткий рассказ о музыкальном произведении.

2. Беседа.

3. Пояснение..

3. Метод целостного восприятия

Синтез музыки, поэзии, изобразительного искусства.

4. Развитие творческого мышления и воображения

3. МВО (метод вокальных объектов).

4. ВМП (воспроизведение маленькими потешками).

5. Игры на развитие музыкального мышления: "

6. Работа со сказкой.

5. Игровые

1. Музыкально - дидактические игры на развитие музыкальных способностей.

2. Творческие задания.

6. Метод элементарного музыцирования.

1. Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения.

2. Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др.

3. Участие в шумовом оркестре.

Для развития музыкальных способностей использую, современные образовательные технологии представленные на слайде :

Современные образовательные технологии, используемые в музыкальной деятельности.

Название используемой технологии

Группы, в которых используется технология

Имеющийся/прогнозируемый результат

Пальчиковая гимнастика

Средние, старшие подготовительные

Развитие речи, творческих способностей

Ритмические игры

Старшие, подготовительные

Развитие чувства ритма,

Игровой массаж

Средние, старшие, подготовительные

Релаксация, развитие фантазии, двигательных навыков

Развивающие музыкально - дидактические игры

Все возрастные группы

Развитие музыкальных навыков

Экспериментирование со звуками

Все возрастные группы

Обогащение слушательского опыта

Песенная  импровизация

Средние, старшие, подготовительные группы

Развитие певческих и творческих способностей

«Хор рук»

Средние, старшие, подготовительные

Развитие слухового внимания

Танцевальная импровизация

Старшие, подготовительные

Развитие танцевальных и творческих способностей

Интегративная деятельность

Все возрастные группы

Развитие интегративных качеств

Пластические этюды

Старшие, подготовительные группы

Развитие пластичности, чувства ритма

 

Развитие музыкальных способностей средствами народной культуры  проходит по следующим направлениям:

Работа с детьми по формированию певческих навыков.

Решение этой задачи предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Особое место в репертуаре  принадлежит народным песням.  Сам характер народных песен (обилие гласных, «поющийся» текст, простой ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы, интересное содержание) способствуют выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных,  делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Учитывая особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, использую унисонное пение с детьми при исполнении уже ранее выученных попевок.

Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, трудом. Формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка - муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота), незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки и др.). Дети  проявляют живой интерес, к содержанию , прослушивая русские  народные мелодии: «Барыня», «Камаринская»,  «Ах, ты, береза», «Зимушка-зима», «Коробейники»; быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «Сеяли девушки яровой хмель», «Во поле береза стояла», «А я по лугу», «Уж как яль свою коровушку люблю», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие.

Детям младшего возраста давались коротенькие байки (колыбельные), потешки, прибаутки, плясовые мелодии со словами.

 В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера. Фиксирую внимание детей на характере песни, а также  предлагаю его определить самим детям. Это песни напевные, задушевные ( «Коровушка», «Прялица»,); легкие, подвижные ( «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем»); шуточные ( «Тень-тень, потетень», «Где был, Иванушка?»); задорные, плясовые ( «Ах, вы, сени», «Как у наших у ворот»).

Многие народные песни использовали в качестве распевок. Пели с детьми в разных тональностях: «Две тетери», «Андрей — воробей», «Лиса по лесу ходила», «Сорока- сорока». Песни «Кукушечка», «Гуси» пели с солистами.

Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара.
           Естественной  формой  исполнения  народной  песни  является   выражение  ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает мне развивать у детей воображение, активизировать их творческие проявления.

Включение    фольклорного    материала    в    праздники,  развлечения, самостоятельную деятельность.

         Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности.

Ребенок, участвуя  в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, наиболее полно проявляет свои музыкальные и творческие способности.

Знакомство с русскими народными играми.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. В процессе работы знакомила детей с народными играми: «Плетень»,  «Кто у нас хороший?»,  «Капуста», «Огородники», «Заинька серенький» и другие.

Со старшими дошкольниками часто пользовались считалками для выбора водящего на игру (игровыми зачинами). Считалки давали возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр.

Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, детям очень нравятся и они с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай», «Кошки-мышки» и др. В народных играх, плясках, хороводах дети характеризовали какой-то персонаж (медведя – в игре «У медведя во бору», кота – в игре «Кот Васька» и т.д.), изображали картинки жизни (в хороводе «На горе-то калина» гуляли, ломали калину, рвали ветки, вязали их в пучки и складывали около дорожки).

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре не детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух, внимание. В наш репертуар игры на музыкальных инструментах входят: «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Лиса по лесу ходила», «Кукушечка», «Во поле береза стояла», «Частушки», «Курочки и петушки», «Ах, вы сени» и другие.

Дети старших групп учились играть народные песенки, попевки, плясовые мелодии на ложках, бубнах, трещотках . Детям нравилось исполнять лирические, спокойные произведения – «Во поле береза стояла»;

подвижные, веселые мелодии – «Ой, там на горе», «Как под горкой под горой»; задорную, напевную «Калинку». Игра на детских музыкальных инструментах использовалась и в игровой деятельности детей.

На занятиях дети знакомились со звучанием оркестра. Им давались и раскрывались понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».

Следующее направление работы : Танцевальное творчество

На музыкальных занятиях дети познакомились  с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоили эти движения, я стала включать их в пляски «Кадриль», «Светит месяц»,       «Сударушка»,  шуточный танец «Яблочко», «Березка», «Русский сувенир», «У самовара» и другие.

Народному творчеству мы посвящали тематические концерты «Родные напевы», «Времена года», «Уральские просторы»,  «Казачьи забавы», которые оставили в душе ребенка глубокий след, радость общения с природой через песню и народную музыку, и поэтическое слово.

Проводя с детьми работу по ознакомлению с народным творчеством, стараюсь не забывать и о классической музыке, где знакомлю детей с композиторами М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.  

Успешное развитие музыкальных способностей детей невозможно без помощи и активного участия родителей. Для привлечения родителей к совместной работе проводились индивидуальные беседы и консультации «Развитие музыкальных способностей дошкольников в семье»,  родители принимали участие в праздниках, оформлены информационные листы для родителей, начала работу «Музыкальная гостиная для родителей». Тема первой встречи «Край родной – земля Уральская»

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, повысился интерес к музыке.

Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с детьми способствовали развитию у детей музыкальных способностей, художественного вкуса; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности....

Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...

"Картотека русских народных игр" как средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.

В наше время особо остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение культурных традиций, поэтому так важно знакомить детей с культурой своего народа, с народной муз...

Консультация для родителей "Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей детей 5-7 лет"

Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....

Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...