Рекомендации к организации развивающей среды для реализации содержания музыкального воспитания детей 3-7 лет
статья на тему

Львова Екатерина Александровна

Рекомендации к организации развивающей среды для реализации содержания музыкального воспитания детей 3-7 лет

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рекомендации к организации развивающей среды для реализации содержания музыкального воспитания детей 3-7 лет

 

Создание развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием реализации целей и задач музыкального воспитания. Среда в широком понимании слова – это «жизненное» пространство, окружающее ребенка в детском саду, способствующее в той или иной степени раскрытию его потенциала и позволяющее педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс. Данные рекомендации в основном имеет ввиду организацию развивающей среды, стимулирующей раскрытие музыкальных способностей ребенка, его творческих возможностей.

С точки зрения современных принципов музыкальная развивающая среда должна отвечать требованиям свободы, доступности, открытости и многообразия и, в то же время, она должна способствовать решению всего многообразия программных задач образовательной области «Музыка».

Одним из главных принципов реализации программного содержания музыкального развития детей является непосредственная личная причастность ребенка к процессу творения, исполнения, слушания и переживания музыки в своем опыте. Это оказывается возможным лишь при создании соответствующей среды и освоения детьми способов действия в ней.

Первое, что обеспечит создание подобной творческой музыкально насыщенной среды, будут детские музыкальные инструменты. Очевидно, что инструменты должны быть простыми, доступными для освоения ребенком способов звукоизвлечения. Такими инструментами является все разнообразие шумовых, а также некоторые звуковысотные инструменты (ксилофоны и металлофоны), которые развивают у детей также звуковысотный, ладовый и гармонический компоненты слуха.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента — главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность игровых, творческих манипуляций являются главными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Желательно обеспечить наличие разнообразных шумовых и ударных инструментов, среди которых: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности (это самые древние народные инструменты, дошедшие к нам из глубины веков).

Разнообразие ярких, необычных музыкальных инструментов побуждает детей под руководством педагога творить, используя для этого звуки. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение побуждают детей к простейшей импровизации.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых они самостоятельно могут извлечь звуки. В роли музыкального инструмента для них с одинаковым успехом может выступать и концертный рояль, и простая расческа.

Важным элементом развивающей музыкальной среды является наличие танцевально-игровой атрибутики: различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов, веночков, листиков. веточек, корзиночек, и др. Слушая музыку, импровизируя музыкально-ритмические движения, дети должны иметь возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные свойства предмета.

Для обыгрывания песен, организации различных музыкально-дидактических игр необходимо наличие разнообразные детских и театральных игрушек: кукол, зверушек, персонажей известных мультфильмов, и др.

В понятие музыкально-насыщенная среда входит не только оборудование разнообразными инструментами и дидактическим материалом, но и та музыка, которая здесь звучит. Важно, чтобы музыкальный инструмент, на котором играет педагог, был правильно настроен, а сам педагог был профессионально подготовленным музыкантом, способным к непосредственному художественному исполнению музыки (вокальной и инструментальной).

В настоящее время педагоги-музыканты преимущественно используют фонограммы различных музыкальных произведений для слушания музыки и музыкально-ритмических движений. Одно из важнейших требований – это подбор художественных музыкальных произведений и качество воспроизведения музыки.

Развивая музыкальный кругозор детей, важно знакомить их с лучшими образцами музыки: это и детский фольклор народов мира, и классическая музыка (наиболее яркие и доступные по продолжительности звучания части произведений), и музыка современных композиторов разных жанров и стилей.

Особое место в обогащении музыкально-слухового опыта детей играет детский игровой фольклор: потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, игровые песенные припевы, хороводы, а также богатейший раздел древних календарных песен, дошедших до нас со времен язычества.

Все перечисленные жанры составляют своеобразную детскую «модель мира», где есть рай и ад, дом и чужбина, Земля и Солнце, привидение и Кикимора, вера в единство с природой и сжигание соломенных кукол, ряжение и катание с ледяных горок.

Музыку мировой музыкальной культуры во всем ее многообразии педагогу необходимо целенаправленно собирать — дети обязательно должны ее слышать, под нее двигаться, по возможности - петь, играть в ансамблях, использовать в детских театральных постановках. Дорога в искусство только начинается от родного порога, затем человек должен выйти в свободное пространство мировой культуры и научиться жить в нем.

Таким образом, возможность и активность музыкально-творческих действий детей зависит от среды, в которой происходит развитие и обучение. Для успешного творческого процесса необходимо обеспечить открытость пространства взаимодействию и свободному поиску. Насыщенная, разнообразная материальная среда содержит в себе множественные возможности для действий в ней, чем и создает условия творчеству.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье

рекомендации родителям детей дошкольного возраста по организации развивающей среды...

Методические рекомендации к организации развивающей среды в ДОУ. (Ознакомление дошкольников с историей и традициями жителей Кубани).

Создание условийдля активной познавательной деятельности и приобщения детей к истории и традиции народа....

Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье

Основные принципы построения общения с детьми....

Организация и обогащение предметно-развивающей среды для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В рамках темы по самообразованию, было важным фактором начинать обогощать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей....

Рекомендации по организации развивающей среды в условиях дошкольного учреждения, с целью развития математических способностей детей.

Рекомендации по организации развивающей среды в условиях дошкольного учреждения, с целью развития математических способностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содер...

Рекомендации по организации развивающей среды для детей в домашней обстановке для развития познавательной активности

Рекомендации по «организации развивающей среды всемье для познавательной активности детей» Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи ввоспитании определено тем, что...