Музыкальные способности
методическая разработка на тему

Баранова Марина Александровна

доклад на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст доклада18.52 КБ
Файл презентация942.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Музыкальные способности ребенка»

Слайд 2

Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.

Слайд 3

Музыкальные способности подразделяют на:

- специальные (исполнительские, композиторские);

- общие - необходимые для осуществления любой музыкальной деятель-ности.

Слайд 4

В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три:

- музыкальный слух;

- чувство ритма;

- музыкальная память

Музыкальный слух -  способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков - высоту, громкость, тембр, а также ощущать функциональные связи между звуками в музыкальной системе и в музыкальных произведениях. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и другие виды слуха). 

Чувство ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее  важных  задач музыкальной педагогики и  в  то  же  время  –  одна  из наиболее сложных.

Музыкальная память -  способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал.

Слайд 5

Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

  • Беседа с ребенком
  • Определение общей музыкальности ребенка
  • Тестирование музыкальных способностей

1.  Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а вернуться  к нужной вам теме время от времени.

  • Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.
  • 1) Определение  эмоциональности и артистизма  ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Так, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определение интереса ребенка к музыке и творчеству. Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет 

1) Сохранение интереса к музыке.

2) Ребенок легко и на долго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять». Всё это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.

С помощью тестов можно определить наличие музыкального слуха и чувство ритма.

Тесты  позволяют нам проверить:

  • музыкальный слух ребенка,
  • музыкальную память,
  • «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
  • диапазон голоса ребенка,
  • может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).

Слайд 6

Как развивать музыкальные способности у ребенка? Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детском саду. Развивая с рождения музыкальные способности ребенка, мы не только закладываете фундамент для того, чтобы он мог с легкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создаём ему отличную возможность для быстрого обучения иностранным языкам, занятий танцами, учебы в общеобразовательной школе.

Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.

1. Слушание музыки. Для начала это могут быть самые простые песенки, затем музыкальная аудио запись.

Слайд 7

2. Работа над ритмикой. Это может быть ритмичная ходьба под маршевую музыку, бег под подвижную легкую музыку, выполнение плясовых движений под веселую плясовую.


Слайд 8 
3. Развитие слуха. Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, его слух считают абсолютным. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Работу над формированием можно начинать с простой погремушки, затем постепенно добавлять  колокольчики и другие музыкальные игрушки. Эффективный прием: рассказывание сказки, пение песен с передачей интонаций: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.


Слайд 9
4. Развитие способностей к музицированию. “Ансамбль”. Вы играете мелодию на каком-нибудь музыкальном инструменте (не обязательно на пианино, можно на “самоделках”), а ребенку предлагаете играть на бубне или барабане (при этом не обязательно петь).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальные способности детей Музыкальный руководитель Баранова М.А.

Слайд 2

Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.

Слайд 3

Музыкальные способности подразделяют на: -специальные (исполнительские, композиторские); -общие- необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности .

Слайд 4

В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: - музыкальный слух; - чувство ритма; - музыкальная память

Слайд 5

Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами: Беседа с ребенком Определение общей музыкальности ребенка Тестирование музыкальных способностей

Слайд 6

Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления. 1. Слушание музыки.

Слайд 7

2. Работа над ритмикой

Слайд 8

3. Развитие слуха.

Слайд 9

4. Развитие способностей к музицированию .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Музыкальные способности. Определение. Характеристика трёх основных музыкальных способностей (по Теплову)

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психо...

Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.

Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...

Музыкальные способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

 Музыкальные  способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного  возрастаВ научной р...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...