Моя педагогическая философия
статья по теме

Солодянкина Ирина Анатольевна

Эссе на конкурс "Педагог года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_konkurs.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

Музыкальный руководитель в детском саду – это уникальная профессия, требующая от людей особых личностных качеств. Глубина и сложность, а главное, значимость моей профессии в настоящее время далеко не оценены и принижены. От музыканта в детском учреждении чаще всего ждут развлечений, праздников, анимации, а не ежедневного введения   воспитанников в мир музыкального искусства. А ведь «музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа  говорит с душою», -  говорил Б. Ауэрбах.

Сегодняшние дети живут в новой информационной среде, проводят очень много времени у компьютеров и, при этом испытывают большие трудности с реальным общением. Поэтому очень важным для меня стало развитие эмоциональной сферы воспитанников, способности чувствовать и понимать других людей, взаимодействовать  через приобщение к музыке. И я на этом пути становления чувствую себя настоящим проводником и помощником, и от меня зависит, откроется ли ребёнку волшебная дверца в музыкальный Мир, или останется закрытой.

Мой путь в профессию был  очень естественным, с одной стороны, и, всё же, не таким прямым и однозначным. Мама моя была дошкольным работником (воспитателем, методистом, затем заведующей детским комбинатом из 12 групп) в г. Красноярске. Поэтому я выросла в детском саду – и это не просто слова. Так как с раннего детства я тянулась к музыке, различным музыкальным инструментам, стремилась на них научиться играть, то ни для кого не стало сюрпризом, что свою профессиональную деятельность начала как преподаватель по классу аккордеона и руководитель оркестра в Детской музыкальной школе. Вскоре меня попросили временно поработать музыкальным руководителем в детском саду. Постепенно временная работа превратилась в основную, а основная – во временную.

Специфика работы в музыкальной школе была  немного другая: один на один с учеником, а не с ватагой разных, своеобразных индивидуальностей. Очень отличался и возраст детей, которых  приходилось обучать. Но опыт индивидуальной работы мне очень пригодился в детском саду, ведь приходилось подбирать «ключики» к каждому ребёнку.   Пригодилась и специализация: организация и работа в оркестре, умение играть на различных музыкальных инструментах.

И  это меня захватило и увлекло! Каждый раз нужно было придумывать: а чем ещё удивить, заворожить эти, как губки впитывающие, юные умы, как подружить их с музыкой, чтобы она открылась им, как и мне когда-то? Здесь само искусство пришло мне на помощь. Ведь как сказал великий И.-С. Бах, «цель музыки – трогать сердца людей».

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Так устроен человек, что любой его опыт должен быть присвоен, а не только освоен. Синкретическая деятельность с танцами, игрой, пением, в которой дети сами принимают участие, наиболее близка им именно потому, что восприятие детей не расчленено, а целостно.

Для этого мне понадобился не только опыт работы, наблюдения за детьми, непосредственно получение  дошкольного образования. Мне пригодились Любовь к детям,  Увлечённость музыкой и Способность к Творчеству. Мне многие могут возразить, что обязанности музыкального руководителя требуют владения самыми разнообразными компетенциями: в первую очередь педагогическими, психологическими, организаторскими, творческими, не забудем ещё владение ИКТ-технологиями. Да, я с этим, несомненно, согласна и регулярно участвую в различных семинарах, вебинарах, работе методического объединения и т. д. Не годится педагогу отставать от своих воспитанников, нужно «быть на одной волне» с ними, быть мобильным, современным,  всегда на несколько шагов впереди!

Для меня важно сформировать коммуникативный опыт решения разнообразных проблем в игровой форме, чтобы преодоление трудностей вызывало чувство удовлетворения, радость, повышало самооценку и уверенность в своих силах. И работа с детским шумовым оркестром направлена именно на это. От простого манипулирования погремушкой в ритм музыки в младшем дошкольном возрасте, постепенно осваивая различные инструменты, воспитанники ощущают себя настоящими музыкантами, солистами, дирижёрами и даже композиторами в старшем дошкольном возрасте.

На решение этой проблемы направлено и взаимодействие с родителями. Ещё до введения стандартов ФГОС начала применять нестандартные формы работы с родителями наших воспитанников: совместное музицирование на инструментах, танцы и хороводы, сценки, кукольные театры, совместные с детьми театральные постановки. И время доказало правильность такого подхода: нужно видеть радость и гордость в глазах  у детей за своих родных. Вместе всегда лучше, дружнее, сокровеннее… Это соучастие или сопричастие детей и родителей в музыкальной, художественно-эстетической деятельности - очень важный момент в моей работе.

Музыкальное воспитание детей – это очень тонкая и сложная работа. Но этим она меня и привлекает: педагог-музыкант должен быть не только профессионалом, но и широко образованным человеком, находящимся в постоянном поиске и самосовершенствовании. Ведь плоды моего труда, как и труда любого педагога – это не сиюминутное достижение, успех, а далеко отсроченная во времени любовь к знаниям, умение и, главное, желание их получать, развиваться, расширять свой кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Моя педагогическая философия "ЭССЕ"

Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...