«Духовно – нравственное воспитание дошкольников».
методическая разработка (младшая группа) на тему

Беспалова Ирина Александровна

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников».

«Как ищут деревья в лесу своими корнями

плодородную почву, сплоченную из

пластов давно упавших листьев, так и

народ живет теми духовными устоями,

которые создавались от доблести,

геройства, стремлений, страданий и

надежд предшествующих поколений.

В этом заключается живительная сила,

которую исчезнувшие поколения

выработали для поколений грядущих…»

Александр Селянинов.

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности.

Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, религиозной, этнической.

В одном из ежегодных Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент России В.В. Путин отметил, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.

В рамках реализации постановления губернатора области от 9 декабря 2004 г. № 224 «О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи», в целях воспитания в обществе духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины, в области разработана концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области». Концепция призвана способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа, каждого жителя Белгородской области.

В частности в ней сказано, что возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной социальной политики. Её новое понимание закреплено в действующей Конституции России, в правовых актах Российской Федерации. По сути, пересмотрена сама концепция развития всей государственной социальной системы (в том числе образования, культуры, здравоохранения), в которой чётко определены новые принципы, утверждающие гуманистическую и демократическую ориентацию в работе социальных институтов разных уровней.

Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности и на национальных основах, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что, по сути, является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями.

И в связи с этим переосмысливается роль православия в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Ознакомление детей с основами православной культуры является составной частью работы по ознакомлению их с культурно-историческими ценностями и традициями народа, обращению к духовным истокам, что, в конечном счете, способствует формированию гражданственности и патриотизма.

Начиная с 1992 г. в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которых должны закладываться с самого раннего детства. За сравнительно небольшой период времени православное дошкольное воспитание прошло серьезный путь, отражающий поиски различных подходов к организации, формам и содержанию деятельности ДОУ. Опыт православного воспитания детей дошкольного возраста имеется в ДОУ Владимирской, Московской, Калужской, Псковской областях, в городах Новосибирск, Саратов, Санкт-Петербург и др. И все же в масштабе целой страны, к сожалению, образовательных учреждений, которые бы использовали православную культуру в воспитании детей, очень мало. Ощущается нехватка в инструктивно-методических материалах, конкретных пособиях по организации работы ДОУ, воспитательно-образовательной работы с детьми, семьями. Педагоги сталкиваются с такой проблемой, как замена в некоторых программах дошкольного воспитания раздела «нравственное воспитание» на «социальное развитие».

В 1993 г. авторами православной педагогики впервые была разработана «Концепция православного дошкольного воспитания», которая позволила развить систему православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как: «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста» А.Алексеевой, «Основы христианской культуры» Афанасьева С., «Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье» Алексеева Н.М., «Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе» Феоктистова Т.Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом. Над программой для детей старшего дошкольного возраста «Православная культура» работали специалисты Курского педагогического университета, под руководством профессора Меньшикова В.М. Ряд комплексных и парциальных авторских программ, ориентированные на культурные традиции, представлены на Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ: «Рождение и воспитание здорового ребенка», «К здоровой семье через детский сад», разработанные Санкт-Петербургской медицинской Академией постдипломного образования и т.д.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей и подростков является актуальной в системе образования Чернянского района. Распоряжением главы местного самоуправления №371 от 23.11.2005 года утверждена районная подпрограмма по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи «С верой в Отечество» на 2006 – 2008 годы, которая стала ориентиром в работе учреждений образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Коллективом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида» в соответствии с областными и районными документами, с учетом методических норм и требований разработана программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Отчий 
край – Святое Белогорье», которая определяет основные направления работы коллектива по названной проблеме.

Программа «Отчий край - Святое Белогорье» является результатом многолетней работы педагогического коллектива и представляет собой оригинальную педагогическую технологию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Основным стержнем программы является Концепция воспитательной системы духовного становления личности детей дошкольного возраста.

    В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.

        Так что такое духовно-нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.

       Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

       Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень  важно заниматься духовно-нравственным  воспитанием детей с раннего возраста.

       Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?

        Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

       Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

        В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть,  Карлсон,  который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми; медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.

       Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

      Ещё я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe.docx99.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников».

«Как ищут деревья в лесу своими корнями

плодородную почву, сплоченную из

пластов давно упавших листьев, так и

народ живет теми духовными устоями,

которые создавались от доблести,

геройства, стремлений, страданий и

надежд предшествующих поколений.

В этом заключается живительная сила,

которую исчезнувшие поколения

выработали для поколений грядущих…»

Александр Селянинов.

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности.

Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, религиозной, этнической.

В одном из ежегодных Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент России В.В. Путин отметил, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.

В рамках реализации постановления губернатора области от 9 декабря 2004 г. № 224 «О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи», в целях воспитания в обществе духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины, в области разработана концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области». Концепция призвана способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа, каждого жителя Белгородской области.

В частности в ней сказано, что возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной социальной политики. Её новое понимание закреплено в действующей Конституции России, в правовых актах Российской Федерации. По сути, пересмотрена сама концепция развития всей государственной социальной системы (в том числе образования, культуры, здравоохранения), в которой чётко определены новые принципы, утверждающие гуманистическую и демократическую ориентацию в работе социальных институтов разных уровней.

Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности и на национальных основах, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что, по сути, является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями.

И в связи с этим переосмысливается роль православия в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Ознакомление детей с основами православной культуры является составной частью работы по ознакомлению их с культурно-историческими ценностями и традициями народа, обращению к духовным истокам, что, в конечном счете, способствует формированию гражданственности и патриотизма.

Начиная с 1992 г. в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которых должны закладываться с самого раннего детства. За сравнительно небольшой период времени православное дошкольное воспитание прошло серьезный путь, отражающий поиски различных подходов к организации, формам и содержанию деятельности ДОУ. Опыт православного воспитания детей дошкольного возраста имеется в ДОУ Владимирской, Московской, Калужской, Псковской областях, в городах Новосибирск, Саратов, Санкт-Петербург и др. И все же в масштабе целой страны, к сожалению, образовательных учреждений, которые бы использовали православную культуру в воспитании детей, очень мало. Ощущается нехватка в инструктивно-методических материалах, конкретных пособиях по организации работы ДОУ, воспитательно-образовательной работы с детьми, семьями. Педагоги сталкиваются с такой проблемой, как замена в некоторых программах дошкольного воспитания раздела «нравственное воспитание» на «социальное развитие».

В 1993 г. авторами православной педагогики впервые была разработана «Концепция православного дошкольного воспитания», которая позволила развить систему православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как: «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста» А.Алексеевой, «Основы христианской культуры» Афанасьева С., «Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье» Алексеева Н.М., «Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе» Феоктистова Т.Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом. Над программой для детей старшего дошкольного возраста «Православная культура» работали специалисты Курского педагогического университета, под руководством профессора Меньшикова В.М. Ряд комплексных и парциальных авторских программ, ориентированные на культурные традиции, представлены на Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ: «Рождение и воспитание здорового ребенка», «К здоровой семье через детский сад», разработанные Санкт-Петербургской медицинской Академией постдипломного образования и т.д.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей и подростков является актуальной в системе образования Чернянского района. Распоряжением главы местного самоуправления №371 от 23.11.2005 года утверждена районная подпрограмма по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи «С верой в Отечество» на 2006 – 2008 годы, которая стала ориентиром в работе учреждений образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Коллективом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида» в соответствии с областными и районными документами, с учетом методических норм и требований разработана программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Отчий 
край – Святое Белогорье», которая определяет основные направления работы коллектива по названной проблеме.

Программа «Отчий край - Святое Белогорье» является результатом многолетней работы педагогического коллектива и представляет собой оригинальную педагогическую технологию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Основным стержнем программы является Концепция воспитательной системы духовного становления личности детей дошкольного возраста.

    В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.

        Так что такое духовно-нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.

       Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

       Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень  важно заниматься духовно-нравственным  воспитанием детей с раннего возраста.

       Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?

        Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

       Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

        В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть,  Карлсон,  который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми; медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.

       Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

      Ещё я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

https://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/3dmaya.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Презентация на тему "Формирование нравственных ценностей ребёнка через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников".

Формирование нравственных ценностей ребёнка  через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...