Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе. Тема "Формирование умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Программное содержание:

1.    Выявить свойства глины и камня. Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия (основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа)

2.     Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе практического исследования. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

3.     Знакомить с вариантами использования камня и глины. Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, художественно-эстетическое восприятие.

 

Оборудование: мелкие цветные камни, глина, стаканы с водой, деревянные палочки, дощечки с глиной, салфетки.

Методические приёмы:

1.    Сюрпризный момент: пришло письмо от Знайки, в котором он предлагает детям познакомиться с природными материалами и узнать их свойства.

2.     Загадки о глине и камне.

3.     Лаборатория для знакомства со свойствами глины и камня(опыты).

4.    Опыты с глиной и камнями.

5.    Дидактическая игра «Что из чего сделано?» (карточки с изображением предметов, сделанных из глины и камня).

6.    Составление композиции из разноцветных камешков на глиняных дощечках (подарок для Знайки).

7.     Вопросы воспитателя по выполнению разных композиций на дощечках (индивидуальная работа с детьми).

8.     Рефлексия.

 

Ход деятельности.

Воспитатель:

  -Нам сегодня пришло письмо.

  -Как вы думаете, от кого? (от Знайки)

  -Как вы догадались? (на конверте изображен Знайка. Он часто присылает нам письма.

   Воспитатель читает письмо:

«Дорогие ребята! Предлагаю вам познакомиться с природными материалами и узнать их свойства. А с какими, вы узнаете, отгадав загадки».

1.    Если встретишь на дороге,

То увязнут сразу ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.                     (Глина)

 

2.    Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.                (Камень)

 

Воспитатель: - Отгадали верно. Где мы можем узнать о свойствах этих природных материалов? Как?

Дети: - Узнать о свойствах можно в нашей лаборатории. Для этого нужно провести опыты.

(Дети идут в лабораторию группы. На столе для каждого ребёнка-по два стакана с водой. Возле каждого стакана небольшой камень и кусочек пластичной глины, палочки для размешивания, салфетки).

Воспитатель: - Возьмите в руки камень, потрогайте его, какой он? (твёрдый, холодный, сухой).

-Надавите пальцами на камень. Он изменил свою форму? (нет)

-Попробуйте разделить камень руками на части. Получилось? (нет)

-Почему? (он твёрдый)

-Теперь возьмите глину. Потрогайте её, какая она? (мягкая, пластичная, похожа на пластилин).

-Надавите пальцами на глину. Она изменила свою форму? (да)

- Попробуйте разделить глину руками на части. Получилось? (да)

- Теперь соедините кусочки в один. Смогли мы это сделать? (да)

- Почему? (глина пластичная).

- Проведём еще один опыт. Возьмите в руки камень, опустите его в стакан с водой. Его видно в воде? (да)

- Вода изменила свой цвет? (нет)

- Какая вода? (прозрачная)

- Возьмите палочку, попробуйте размешать камень в воде. Надавите на него. Изменила вода цвет? (нет)

- Камень растворился в воде? (нет)

- Возьмите глину. Опустите её в стакан с водой. Что произошло с глиной в воде? (ничего)

- Размешайте глину. Надавите на неё палочкой. Что произошло с водой? (вода стала мутной)

- Глину в воде видно? (нет)

- Почему? ((глина растворилась в воде).

- Где человек использует глину и камень, мы узнаем, поиграв в игру.

Возьмите карточки. Посмотрите, что на них изображено. (на карточках изделия из глины и камня).

На правую доску будем прикреплять карточки, на которых изображены глиняные изделия, на левую-каменные. (дети проговаривают: «Мост сделан из камня, значит он каменный. Кружка сделана из глины, она-глиняная»)

Обратите внимание, как разнообразно можно использовать эти природные материалы, какие красивые изделия получаются из глины и камня.

- Что еще можно сделать из глины и камня?

- Подойдите к мольберту, посмотрите, какие красивые панно можно сделать из глины и камня!

- Знайка прислал нам эти фотографии. Что на них изображено? (панно из глины и камня)

- Какие композиции вы здесь видите?

- Закроем глаза и представим, какую композицию вы хотели бы составить. Представили? (да)

- Открывайте глаза. Мы сейчас сделаем панно, сфотографируем, рассмотрим сами и пошлём фотографии Знайке.

 Дети садятся за столы. У каждого дощечка, на неё нанесён слой глины, который сверху накрыт влажной салфеткой. Рядом стоят тарелки с мелкими разноцветными камешками.

 Воспитанники выкладывают композицию из камней на глине.

После того как дошкольники закончили работу, они рассматривают композиции вместе с педагогом. Он спрашивает, что изобразили.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО «Познание». НОД (ФЦКМ). КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группе Тема: «Удивительные пузыри»

ОО «Познание».  НОД (ФЦКМ).КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группеТема: «Удивительные пузыри»Цель: Познакомить детей со способами образования мыльных пузыре...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Увлекательное путешествие

Развитие и закрепление представлений о свойствах воды, её использовании....

Конспект по экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Снег и лед»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждениеДетский сад «Аленушка» с. Кызыл- Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебный мир магнита ».

Познакомить с понятием «магнит».Сформировать представление о свойствах магнита.Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.Во...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему:«Волшебный магнит ».

учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь дет...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебный магнит ».

Сформировать представление о свойствах магнита.Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.Воспитывать доброжелательные отношения, учить ...