Cтатья "Лэпбук в музыкальном воспитании дошкольников"
статья на тему

Губина Алена Владимировна

Cтатья "Лэпбук в музыкальном воспитании дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-lepbuk-v-muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov.docx441.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании

 дошкольников

Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.

Одним из универсальных способов реализации деятельного подхода в музыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества взрослых и детей является использование лэпбука.

        В дословном переводе с английского языка «Лэпбук» (lapbook)  значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это достаточно новое средство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том числе  и в музыкальной.

       Если быть точнее, то лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук представляет собой картонную папку с различными кармашками, вкладками, мини-книжками и другими интересными окошками,  где в компактном виде представлены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Сама по себе такая папка привлекает детей-дошкольников и позволяет преподнести детям нужный материал в занимательном виде.

Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.

Цель использования лепбука: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.

Основные задачи:

1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).

4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.

5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

 

             Использование лэпбука в музыкальном воспитании

(из опыта работы)

Очень удобно использовать лэпбук как форму организации «Центра музыкального развития» на группе, изготовленный в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определённой группы. Лэпбук используется в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности детей в группе в режиме дня (старший дошкольный возраст).

                                            Составляющие лэпбука.

Музыкально-дидактическое пособие лэпбук «В мире музыки» создан для детей старшего дошкольного возраста. Представляет собой картонную папку формата А 4, состоящую из четырех страниц.

На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.

  • Музыкально-дидактическая игра «Три кита».
  • Музыкальная грамота.
  • «Ритмические загадки»: карточки с ритмическим рисунком.
  • Диск с музыкальными произведениями для слушания.
  • Карточки с изображением эмоций и иллюстраций к музыкальным произведениям, портреты композиторов.
  • Музыкальная азбука – «Назови нотку».
  • Круги Луллия.
  • Загадки о музыке.
  • Игровое поле.

                         Описание возможностей использования лэпбука

«В мире музыки».

Музыкально-дидактическая игра «Три кита»

Данный дидактический материал представляет картинки -  три кита музыки и конверт с набором карточек с изображением различных музыкальных жанров: танец, песня, марш.

 Цель:

обогащать музыкальный опыт детей и развивать умение определять жанр музыкального произведения в процессе слушания музыки. 

Взрослый предлагает ребенку прослушать отрывок музыкального произведения. Ребенок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения.

Музыкальный репертуар (представлен на диске)

Примечание.

Игра может использоваться как в организованной образовательной деятельности с дошкольниками, так и детьми самостоятельно вне музыкальных занятий в игровой деятельности.

 «Ритмические загадки»

Цель: развитие у детей чувства ритма.

Из конверта ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоятельно играет ритм на металлофоне, деревянных палочках, либо прохлопывает его в ладоши.

«Слушаем музыку»

(взаимодействие со взрослым)

В верхней части третьей страницы расположен диск с музыкальными произведениями, картинки, соответствующие данным произведениям, портреты композиторов, картинки с различным выражением настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе отражающих характер музыки.

Цель: развитие памяти и музыкального слуха.

Взрослый предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение. Ребенок называет произведение, находит соответствующую ему картинку и композитора, написавшего эту музыку.

Можно провести игру на определение настроения музыки.

Цель: развитие умения детей определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.

Ребенок слушает произведения различного характера и дает характеристику каждому прослушанному отрывку произведений, выбирая при этом соответствующую карточку с эмоцией.

«Круги Луллия» 

«Музыкальные профессии», «Подбери пару», «Назови нотку», «Угадай чье произведение?».

«Музыкальные загадки»

 Загадки о музыке, музыкальных профессиях. 

«Игровое поле».        

На последней странице расположено игровое поле, правила игры, фишки и игральный кубик. В игре принимают участие два – три ребенка. Каждый по очереди бросает кубик, выполняет фишкой необходимое количество ходов. На желтом кружочке – музыкальные задания, красный кружок – пропусти ход, синий – три хода вперед.

Алгоритм изготовления лэпбука по музыкальному воспитанию

  1. Определение темы,  типа лэпбука (групповой, индивидуальный, подгрупповой), назначение (форма музыкального центра, результат проектной деятельности, дидактическое пособие или игра).
  2. Содержание (что дети должны освоить или закрепить, обобщить и т.д.).
  3. Выбор формата лэпбука (А4, А3, альбомная или книжная ориентация, количество страниц) и изготовление чертежа- разметки лэпбука (продумывание формы, количества кармашков, окошек, мини-книжек, активных вкладок и т.д. и их расположение).
  4. Изготовление всех намеченных элементов.
  5. Объединение изготовленных элементов в единую папку-лэпбук.
  6. Применение лэпбука в работе  с детьми.

Преимущества использования лэпбука:  

  1. Лэпбук даёт возможность  обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.
  2. Благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индивидуальных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности.
  3. Дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятельность.
  4. Вовлекая детей в процесс оформления лэпбука, мы помогаем ему в приобретении навыка сбора и организации материала. А это закладывает хорошую основу для школьного обучения (написание проектов, рефератов, сообщений и т.д.)
  5. Лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме, особенно в разновозрастных группах (есть возможность подбирать задания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей).

       Так как процесс изготовления лэпбука является достаточно трудоёмким и требует чёткого представления о конечном продукте,  для его оптимизации  был выработан определённый алгоритм, который приходит в помощь при создании этой универсальной папки-книжки:

Результативность применения лэпбука в музыкальном воспитании

дошкольников

       В результате применения лэпбуков при построении воспитательно-образовательного процесса  в области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной деятельности нами получены положительные  результаты:

  1. Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.
  2. Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
  3. У воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации учебного материала.
  4. Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

        J:\Лэпбук\DSCF0175.JPG        hello_html_359a5ed7.jpg

        J:\Лэпбук\DSCF0176.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"

"Музыкальные  шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология  развития  творческого  слушания  музыки, формирование  основ  музыкальной  культуры  у  детей ...

«Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников»

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях...

Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.

Краткое содержание консультации:1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника2. Классификация игр3. Музыка и движение4. Музыкальные игры, их задачи, виды5. Примеры музыкальных игр...

Методическая разработка (для музыкальных руководителей) "Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников"

Конспект методического объединения музыкальных руководителей района по теме: «Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников»...