Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Савина Елена Николаевна

Календарно - тематическое планирование на тему "Зима" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zima.docx45.24 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

Од в режимных моментах

Создание развивающей среды

Взаимодействие с родителями

Понедельник.

Познавательное развитие.    (ФЦКМ)9.10 - 9.40

Коммуникативная деятельность. (озн. с х/л) 9.50 - 10.20

Пересказ рассказа

Н.Калининой "Про снежный колобок".

Цель: Учить передавать текст связно, последовательно, выразительно, без вопросов воспитателя.

Ход занятия см Ушакова стр61.

Музыкальная деятельность.                

Утро. Беседа с детьми «Что интересного заметили по дороге в д/с?» Цель: учить побуждать детей делиться своими впечатлениями, следить за построением предложений.

 Рассматривание иллюстраций и фото зимних пейзажев.

Д/И «Зимние месяца» Цель: выучить с детьми зимние месяца (Матвей, Полина.,Лиза.)

Д/И «Один –много» Цель: упражнять в образовании мн.ч. имен сущ.  (ворона –вороны)

Дежурство по столовой, по занятиям.

Прогулка.

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу — хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам...

Н. Асеев

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам  в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

Воспитатель задает детям вопросы.

  За каким месяцем идет декабрь?

   Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

Какие защитные свойства у снега?

       Найдите на нашем участке приметы зимы.

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры:

Игра в снежки.

Цель: закреплять навыки в метании предметов.  

Прыжки на одной ноге.

Цель: воспитывать чувство равновесия.

Индивидуальная работа:  Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

Вечер. 

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь. Декабрь»

Настольно-печатная игра «Времена года» (лото) Цель: учить играть по правилам.

П.и. «Передай мяч»- умение передавать мяч друг другу.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Прогулка.

Наблюдение за ветром

Цели:расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы. Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)Самостоятельная игровая деятельность детей.

.Подвижные игры 

«Кто самый меткий?».

Цели:

упражнять в метании предметов;

развивать глазомер.

 «Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

Следить чтобы дети отвечали полными предложениями.

Внести фото и пейзажи.

Внести игру.

Провести игру.

Вынести игровой материал.

Внести рассказ. Чтение, беседа по вопросам.

Напомнить правила игры.

Внести мячи.

Вынести игровой материал.

Памятка для родителей. Тема: «Способы изготовления кормушек».

Вторник.

Познавательное развитие.    (ФЭМП Занятие 8

Программное содержание

• Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10.

• Закреплять умение составлять число 10 из единиц.

• Совершенствовать навыки измерения величины предметов; познакомить с зависимостью результатов измерения от величины условной меры.

• Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.

Дидактический наглядный материал

Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 10 шт. для каждого ребенка), счетные палочки, плоские геометрические фигуры.

Изобразительная деятельность (лепка/аппликация). 9.50 - 10.- 40

тему: Зима в поселке.

Цель. Формировать умение обобщать представления о времени года , расширять знания о зимних признаках; Закреплять навыки в разрезании полоски, сложенную в несколько раз,

Симметрично располагать дома, 
Правильно обрезать уголки прямоугольника.

Раздаточный материал: прямоугольники из цветной бумаги, полоски разноцветные, квадраты из цветной бумаги, клей, кисточка для клея, клеенка, подставка для кисточек, салфетки, ножницы. 

Двигательная деятельность. 

Занятие 1
Цель. Упражнять детей в ходьбе с различными положениями рук, в беге врассыпную; в сохранении равновесия при ходьбе в усложненной ситуации (боком приставным шагом, с перешагиванием). Развивать ловкость в упражнениях с мячом.

Оборудование: мячи, мешочки, кегли, кубики.

Утро. Беседа с детьми «Чем зима нас удивляет» Цель: закреплять знания детей о зиме.

Хороводная игра «Как на тоненький ледок».

Упражнять детей в умении рисовать деревьев по схеме последовательного рисования.

Д/И «Когда это бывает?»  Цель: закрепить приметы времен года, определить приметы начала зимы. 

Труд по столовой Цель: учить детей самостоятельно накрывать столы к завтраку.

Прогулка.

.Наблюдение за воробьем

Цели: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время.

Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми беседу. Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)    Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)

Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

3.Подвижные игры 

«Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.

«Встречные перебежки».

Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Метание вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

Вечер. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Красная горка» (из сборника «Лесные были»)

Работа в тетрадях «Продолжи узор» Цель: упражнять в ориентации на листе бумаги в клетку.

Свободное творчество в изоцентре, по замыслу. Цель: учить детей самостоятельно придумывать  творческий замысел.

Прогулка. Продолжать наблюдение за признаками зимы (декабрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

  • Солнце в декабре светит, но не греет.
  • Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.
  • Год декабрем кончается, а зима начинается.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Не велик мороз, да краснеет нос.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Подвижная игра

«Казаки-разбойники».

Задачи: развивать ловкость, быстроту движений.

Подвижная игра

«Ловишки с мячом».

Задачи: Совершенствовать выполнение основных видов движений. Развивать крупную моторику рук, повышать подвижность суставов, быстроту реакции, ловкость, воспитывать целеустремленность.

Внести картинки о зиме.

Выучить с детьми слова.

Показ и объяснение.

Внести картинки - времена года.

Вынести игровой материал.

Внести рассказ.

Подготовить задание в тетрадях.

Подготовить необходимое оборудование.

Вынести игровой материал.

Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Зима,зима!»

Среда.

Коммуникативная деятельность (ПкОГ). 9.10 -9.40

Согласный звук н.

См МаханеваМ.Д. стр32.

Цель: знакомство детей со звуком и буквой н. Умение находить звук в слове, и определять его местонахождение в слове.

Изобразительная деятельность (рисование

Тема: «Зимний пейзаж»Программное содержание:

1.Учить передавать в рисунке картину зимнего пейзажа.

2.Закрепить умение рисовать деревья, животных используя разные приёмы и материалы, для создания выразительности рисунка: гуашь, восковые карандаши, тычок жесткой полусухой кистью.

Сначала подумайте, как вы расположите деревья на листе, животное, где у вас будет. Стволы деревьев, ветки, чем будете рисовать? (восковыми карандашами, акварелью). Контур животного можно нарисовать графитным карандашом. Сильно нажимать на карандаш не надо. Зелёные иголки на ёлке изобразим жёсткой полусухой кистью. Для того чтобы показать какая шубка у зверей мягкая, пушистая. Мы выберем жёсткую полусухую кисть. Её мочить в воде не надо сразу набираете гуашь, только ворсом и ударяете по контуру животного, держа палку вертикально, пока весь контур не заполните. Дорисуете детали животного потом акварелью и тонкой кистью. Белый пушистый снег на деревьях изобразим, когда высохнет краска в последнюю очередь.

А сейчас каждый из вас нарисует свою зиму, снежную и настоящую, такую, которой любите вы её. Например, дома, покрытые снегом, разные деревья и кустарники, лесные звери и птицы, играющие дети. Приступаем рисовать, будьте внимательными и аккуратными с красками.

Двигательная деятельность(ритмика) 15.00 - 15.30

Занятие 2.
Цель. Упражнять детей в ходьбе с различными положениями рук, в беге врассыпную; в сохранении равновесия при ходьбе в усложненной ситуации (боком приставным шагом, с перешагиванием). Развивать ловкость в упражнениях с мячом.

Оборудование: мячи, мешочки, кегли, кубики.

Утро. Ситуативный разговор «Что может произойти ,если не подкармливать птиц зимой?»

Д/И «Я начну, а ты продолжи» Цель: упражнять в умении описывать птицу.

Индивидуальная работа. Упражнять Таисию, Костю в умении составлять рассказ по картине.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка. .Наблюдение за рябиной.  Цели:

расширять знания о рябине;продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.Какие на вкус ягоды рябины зимой?Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?

2.Исследовательская деятельность

Сравнить ягоды до мороза и после.

3.Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: оказывать помощь дворнику.

4.Подвижная игра

«Кто скорее добежит до флажка?».

Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу.

«Раз, два, три — беги!».

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

5.Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели:продолжать отработку техники прыжка в длину с места; использовать зрительные ориентиры.

Вечер.

Чтение сказки «Снегурочка». Цель: познакомить детей с новой сказкой.

П/И «Сбей кеглю» - упражнять в меткости, развитие глазомера.

Сюжетно-ролевая игра:«Больница» (сюжет: «Оказание первой помощи при травмах» - закрепить и обобщить знания детей о травмах подстерегающих зимой, об оказании первой помощи.

Прогулка. Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:

      Вышит снег красивой строчкой,

      Словно белая сорочка.

      Папу я зову во двор:

      - Погляди, какой узор!

      Смотрит папа сверху вниз:

      - Тут письмо тебе, Денис!

      Пишут птицы и зверюшки:

      «Сделай нам, Денис, кормушки!»

Игры детей с выносным.

Подвижные игры

« Мороз, Красный нос»

Задачи: развивать двигательную активность на пр «Стоп».

Задачи: способствовать совершенствованию игровых действий детей, формировать умение сопоставлять свои действия с правилами игры. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

 

Создание ситуации.

Внести картинки - птицы.

Внести сюжетную картину.

Вынести игровой материал.

Внести сказку с иллюстрациями.

Внести мячи и кегли.

Внести атрибуты к игре.

Организовать игру, помочь детям распределить роли между собой.

Вынести игровой материал.

Консультации для родителей по привитию навыков безопасного поведения дошкольников на зимней дороге

Четверг.

 Познавательное развитие.    (ФЭМП). 9.10 - 9.40

Занятие 8

Программное содержание

• Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10.

• Закреплять умение составлять число 10 из единиц.

Работа в тетрадях.

Коммуникативная деятельность. 9.50 - 10.20

Тема"Здравствуй Зимушка - Зима".

Цель.Учит детей составлению короткого рассказа с опорой на сюжетную картинку. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными.

См Аджи А.В. стр 98. Практическое пособие.

Двигательная деятельность. 10.25 - 11.05

Занятие 3**
Задачи.
 Повторить ходьбу в колонне по одному"с остановкой по сигналу воспитателя; упражнять детей в продолжительном беге (продолжительность до 1,5 минуты); повторить упражнения в равновесии, в прыжках, с мячом.
Оборудование: кегли. мячи. скакалки.

Утро. Беседа с детьми «Встреча календарной зимы» Цель: закрепить представление о зимних явлениях, влияющих на жизнь и поведение птиц и животных.

Закрепление обратного счета от 10 (Матвей К, Иван, Милана).

Д/И «Счетные палочки» Цель: упражнять в умении составлять изображение из счетных палочек.

Дежурство на занятиях. Цель: учить готовить рабочее место к занятиям. Д/И, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

Прогулка.

Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цели:на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

  • Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
  • Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
  • Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

♦ Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.

Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по

веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)

  • Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
  • Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)

.Трудовая деятельность

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

 Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

 

.Подвижные игры 

«Птицы и кукушка».

Цели:развивать ловкость, быстроту;выполнять характерные движения по содержанию игры.

 

«Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

4.Индивидуальная работа

 Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

 Вечер. Чтение художественной литературы: Ушинский «Четыре желания». воспитание интереса к чтению.

Д/И «Скажи наоборот» Цель: упражнять детей в подборе слов-антонимов.

П/И «Третий лишний» - развитие двигательной активности.

Сюжетно - ролевая игра Тема: «Школа»

Задачи:

Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитывать у детей желание учиться. 

Прогулка. Наблюдение «Рассматривание коры деревьев»

Задачи: конкретизировать и углубить представления детей о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (растения не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые); воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним.

Подвижные игры

«Белки в лесу».

Задачи: упражнять детей в выполнении прыжка с возвышенности на обозначенное место. Развивать ловкость, быстроту реакции.

 «Два Мороза».

Задачи: совершенствовать выполнение детьми основных движений при беге с увертыванием.

Внести картинки для беседы.

Внести счетные палочки для счета и игры.

Создание игровых центров.

Вынести игровой материал.

Внести рассказ.

Подготовить слова для игры.

Закрепить правила игры.

Внести атрибуты к игре.

Организовать игру.

Вынести игровой материал.

Беседы с родителями «Общение детей со сверстниками»

Пятница.

Познавательное развитие  (ПИД). 9.10 - 9.40Воздух - невидимка» Задачи: 
обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах– развивать интерес кисследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы. Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём. 
Дети: Воздух. 
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?
Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
Воспитатель: А почему мы его не видим? 
Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.Опыт 1.  «В стакане есть воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? 
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.Опыт 2. «В стакане есть воздух и он невидим»Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
 

Изобразительная деятельность (рисование)

 Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

Программное содержание. Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы.

Ход занятия см Комарова.

Музыкальная деятельность.                 10.25 - 10.55

Утро. Ситуативный разговор «Как нам сберечь здоровье зимой?»

Беседа с детьми  «У меня есть лучший друг» Цель: воспитывать у детей дружеское отношение к другим детям.

Упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (Игорь. Наташа, Настя).

Разучить пальчиковую гимнастику «Кормушка».

Игры детей с конструктором - развитие творчества, умение возводить совместные постройки и обыгрывание ее.

Прогулка.

Наблюдение лед на лужах.

Задачи: формировать у детей умение устанавливать связь между температурой воздуха и состоянием воды. Актуализировать их знания о свойствах льда (прозрачный, хрупкий).

Трудовая деятельность

подкармлевание зимующих птиц.

Задачи:  Побуждать детей аккуратно насыпать корм, подбирать его в соответствии с тем, какие птицы прилетают на участок, следить за порядком. Воспитывать ответственность, любовь к пернатым.

Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге.

Задача: воспитывать чувство равновесия

Подвижная игра

«Палочка-выручалочка».

Задачи: совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, соотносить свои действия с действиями других игроков, водящего.

Подвижная игра

«Казаки-разбойники».

Задачи: развивать ловкость, быстроту движений.

Вечер. Отгадывание загадок времена года - развитие логического мышления.

Театрализованная деятельность «Три поросенка»-развитие интереса к театрализованным играм, умение брать на себя роль персонажей, передавать характер героев сказки.

Хозяйственно –бытовой труд в группе: привлечь детей к мытью игрушек, стирке кукольного белья. Цель: воспитывать трудовые навыки.

Прогулка. Наблюдение

снежный покров.

Задачи: обратить внимание детей на то, что снежный покров не везде одинаков, предложить пояснить, почему, Обобщить представления о том, как можно измерить высоту снежного покрова.

Самостоятельная игровая деятельность.

Подвижная игра

«Ловишки с мячом».

Задачи: Совершенствовать выполнение основных видов движений. Развивать крупную моторику рук, повышать подвижность суставов, быстроту реакции, ловкость, воспитывать целеустремленность.

Создание проблемной ситуации.

Создание эмоционального настроя, желание рассказывать о своих друзьях.

Разучить слова игры.

Внести конструктор.

Вынести игровой материал.

Подготовить загадки.

Внести атрибуты для театрализованной деятельности.

Внести оборудование необходимое для труда.

Вынести игровой материал.

Создание папки-передвижки «Родителям будущих первоклассников».

Зимушка зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...