Мастер-класс «Ознакомление детей с национальной культурой»
статья на тему

Мы живём в многонациональной стране. По статистическим данным в нашей Самарской области насчитывается свыше 15 разных национальностей. С течением времени, с наступлением эпохи компьютерного прогресса традиции, накопленные веками, на сегодняшний день, к сожалению, перешли на второстепенный план. В настоящее время большое место отводится на освоение нововведений: в культуре, искусстве, образовании, производстве. Но хотелось бы сохранить то, что накапливалось нашими предками веками и передавалось из поколения в поколение. Ведь как сказал известный педагог-исследователь В. В. Зеньковский: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chteniya.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Январские педагогические чтения

Мастер-класс

«Ознакомление детей с национальной культурой»

Ст.воспитатель Белова

Мы живём в многонациональной стране. По статистическим данным в нашей Самарской области насчитывается свыше 15 разных национальностей. С течением времени, с наступлением эпохи компьютерного прогресса традиции, накопленные веками, на сегодняшний день, к сожалению, перешли на второстепенный план. В настоящее время большое место отводится на освоение нововведений: в культуре, искусстве, образовании, производстве. Но хотелось бы сохранить то, что накапливалось нашими предками веками и передавалось из поколения в поколение. Ведь как сказал известный педагог-исследователь В. В. Зеньковский: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа».

Согласно ФГОС педагог в своей профессиональной деятельности решает такие  задачи как:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве;
  • формирование о духовных ценностях нашего народа.

На настоящий момент дошкольники осведомлены о государственных праздниках, памятных датах: новый год, международный женский день, день защитника отечества. Если говорить о народных праздниках, обычаях, созданными нашими предками, то представления о них очень скудные, размывчатые, а то и вовсе отсутствуют. В связи с этим передо мной возник вопрос – знают ли сами родители обычаи, традиции своего народа, чтобы передавать их своим детям?

Было проведено анкетирование родителей воспитанников, данные которых дало основание считать, что у родителей имеются зыбкие и неточные представления о культуре своей нации, но вместе с тем они проявляют большое желание, чтобы её изучали их дети. Это и стало первым шагом моей работы по данной теме.

В рамках работы с детьми были выделены основные принципы, на основе которых она строилась:

  • эмоциональная окрашенность мероприятий;
  • предметное содержание окружающего мира;
  • разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;
  • наглядность (лучше в реальном виде);
  • участие родителей в образовательной работе;
  • деятельностность образовательного процесса.

Учитывая принципы работы, использованы самые разнообразные методы и приёмы:

Наглядные - рассматривание иллюстраций, игрушек, экспонатов и т.д.

Практические - опытническая деятельность, творческие задания и упражнения, моделирование, анкетирование и др.

Исследовательские - прогулки и экскурсии по родному селу, позволяющие узнать новое о родных местах.

Игровые – дидактические и подвижные игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.

Словесные - рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, заучивание произведений малого фольклорного жанра, пояснение, объяснение.

В процессе взаимодействия с детьми использую личностно-ориентированный подход. Мною учитываются личностное отношение детей к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, особенности развития психических процессов. Каждый ребенок может выбрать тот материал, который привлекает его. Весь материал расположен в свободном доступе на столах в аккуратных небольших коробочках. Дети могут использовать изобразительный материал (цветные карандаши, краски, кисточки, баночки для воды, салфетки и т.д.), шаблоны русской национальной одежды из белой бумаги (рубахи, сарафаны, юбки, брюки),  которые ребёнок может украсить характерными узорами. Для этого  он может воспользоваться альбомом «Русский орнамент», в котором предоставлены элементы русского узора. Раскрашенную одежду дети одевают на картонные силуэтные куклы мужского и женского пола (взрослые и дети). Имеются листы с изображением дымковских (олешек, барыня-водоноска, барыня-щеголиха, птица), хохломских (ложки, ковшик, бочонки) и городецких (разделочные доски, шкатулки, подносы) изделий для самостоятельной деятельности детей. Ребёнок может выбрать и расписать их.

В своей педагогической практике использую метод проектов, реализуя краткосрочные творческие, познавательные, игровые проекты с целью активизация воспитательного процесса, выявления талантливых детей и формирование у них интереса к исследовательскому поиску. Так, весной организовался познавательный краткосрочный проект «Народная игрушка». Проект реализовывался в течение недели. В ходе её реализации дети узнали о разновидностях игрушек прошлого, то есть из чего они сделаны, кто их создавал для детей, а также получили возможность в реальности поиграть с ними: тряпичной и соломенной куклой, деревянной лошадкой, медведем, глиняными игрушками народных мастеров. На этапе осуществления данного проекта родителям оказывалась методическая помощь (индивидуальные консультации, папка-передвижа «Игрушка из прошлого»). Проект завершился выставкой народных игрушек, которые были выполнены детьми дома совместно с родителями.

Считаю очень важным познакомить детей с русским национальным костюмом, т. к. наша страна многонациональна. Дети часто (на телевидении, на концертах или других мероприятиях) сталкиваются с национальной символикой разных народов – герб, флаг, орнамент на предметах, символ определённого народа. С помощью разных методов и приёмов я хочу показать детям красоту и неповторимость русской национальной одежды. В основном, конечно же, это наглядные и практические методы: подбор иллюстраций, подлинных предметов одежды, их примерка, сравнение повседневной и праздничной одежды, изготовление некоторых предметов для кукол с последующим обыгрыванием («Кукла наряжается на праздник», «Мама одевает дочку»). Чтобы дети запомнили и узнавали узор, характерный русской национальности я создала альбом «Русский орнамент». Руками родителей были сшиты национальные костюмы для кукол в музейный уголок, а также для повседневной игры в кукольном уголке.

В современном мире педагог должен владеть ИКТ-технологиями, для активизации  познавательных интересов дошкольников. Разработанная мною дидактическая мультимедийная игра «Ждём гостей» помогает детям обобщить знания о культуре и быте русского народа и закрепить их.

С начала учебного года в нашей группе периодически организовывались выставки:

  • «Посуда», где были представлены предметы старинной посуды (деревянные ложки, ковш, самовар, чугунок);
  • «Национальный костюм», на которой были выставлены куклы (мальчик и девочка) в национальных костюмах, альбом «Русский орнамент», вышитые тканные изделия;
  • «Игрушки из прошлого», которая состояла из тряпичной куклы, соломенных птиц, деревянных лошадок, а также игрушек народных мастеров: филимоновские, дымковские.

 Экспозиция мини-музея периодически меняется и обогащается. Изученные нами темы рассматривались с учётом возрастных возможностей детей.

В дальнейшем работа по ознакомлению детей с национальной культурой  будет продолжена с учетом интересов воспитанников и родителей. Работа по ознакомлению детей с национальной культурой помогает воспитанию в детях любви к истории и культуре народов России, формировать и развивать знания о народных традициях, декоративно-прикладного творчества. Данная работа является эффективным способом развития самостоятельности, творческой инициативы, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Ознакомление детей с национальной культурой»

На настоящий момент дошкольники осведомлены о государственных праздниках, памятных датах: новый год, международный женский день, день защитника отечества. Если говорить о народных праздниках, обычаях,...

Мастер-класс "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экпериментирование"

Цель данного мастер-класса: дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения её на практике....

Мастер-класс «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов»

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования по изобразитеьной деятельности и воспитателей общеобразовательных групп, в котором  содержатся методические приёмы для ознакомления детей ср...

Мастер-класс «Ознакомление детей с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий»

Мастер-класс «Ознакомление детей с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий» ....

Мастер-класс "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Предложенные в публикации приемы по знакомству детей с родным городом, помогут педагогам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и...

Мастер – класс «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время стала все более заметной постепенное возрождение нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страд...