Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания «Мандала, как способ саморегуляции»
материал на тему

Ситникова Елена Викторовна

Профилактика профессионального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vygoranie_psihologov.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания                                                     педагогов-психологов Северного округа

«Мандала, как способ саморегуляции»

Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов-психологов.

Задачи:

  • знакомство участников с приёмами самопомощи;
  • привитие интереса к изготовлению обереговых кукол;
  • создание игровой куклы по традиционной технологии;
  • развитие индивидуальных задатков и творческих способностей;
  • развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • укрепление веры в личный потенциал;
  • развитие групповой сплоченности коллектива педагогов-психологов;
  • создание благоприятных условий для продуктивной работы над собой;
  • развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию;
  • оптимизация самооценки педагогов;
  • настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Ожидаемые результаты:

• повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;

• раскрытие внутренних потенциалов личности педагога;

• повышение мотивации педагогов-психологов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

Продолжительность – 3 часа.

Ведущий тренинга: педагог-психолог МБДОУ №171 Ситникова Елена Викторовна.

Оборудование: бейджики, фломастеры, запись музыки, пряжа разных цветов; шампура – 25 и 30 см.; слайды; видео для релаксации; видео «Мандала»; столы, стулья по количеству участников.

Предварительная работа:

Включить видео для релаксации «Зимняя сказка». Участники рассаживаются на места по желанию.

Ход арт-занятия:

Здравствуйте, уважаемы коллеги! У нас сегодня с вами необычная встреча. Сегодня у нас тренинг по профилактики эмоционального выгорания. Буду его вести я, педагог-психолог МБДОУ №171 Ситникова Елена Викторовна. Тренинг –  способ обретения не только теоретических, но и практических знаний. Он подразумевает активное обучение и активное участие всех участников.

Обычно тренинги проводятся в круге. Тогда каждый участник видит другого. Здесь равное положение относительно других. Все видят вас, когда вы говорите, и вы говорящего.

1.        Бейджики. Для начала я предлагаю вам взять бейджики и написать на них свои имена, так как вы бы хотели, чтобы вас здесь называли. Это нужно чтобы не путаться. Давайте поможем друг другу.

     2. Правила. На любом занятии с элементами тренинга есть правила участия в группе. Правила озвучиваются:

- Правило эмоциональной открытости. Если участник чувствует или думает что-то «здесь и сейчас», то ему необходимо это озвучить группе. Выразить, сделать это достоянием группового опыта;

- Правило «здесь и теперь». Главное то, что вы испытываете прямо сейчас в группе. Важны актуальные переживания;

- Правило «СТОП». Всегда можно не говорить о том, о чем больно говорить;

- Правило «Я - высказывания». Все сказанное должно быть от своего имени;

- Правило участия. Нет главных, наблюдателей, «оценщиков» и т.п.;

- Правило «Нет советов». Нельзя давать советы. Совет это ваш личный способ действия, он может не подходить для другого человека. Совет даже может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика, может быть воспринято как ограничение свободы личности;

- Правило личного вклада. Больше проявляйте личную активность. Больше вашего участия – больше обратной связи – больше опыта и пользы для вас – больше возможностей для вашего личностного роста. В итоге больше опыта для всей группы;

- Правило запрета на диагнозы или оценки. Оценка поступков других членов группы воспринимается как ограничение личностной свободы. Это порождает тревогу других, может привести к закрытости членов группы, стремлению поступать исходя из принципа желательности;

- Правило конфиденциальности. Рассказывать о поведении участников в группе, когда вы вне группы неприемлемо. Групповые процессы обсуждаются в группе, а не за ее пределами.  

- Правило выключенного мобильного телефона.

3. Вводная часть. Теперь я попрошу каждого высказаться по кругу, отвечая на вопросы:

- С каким настроением, с какими мыслями вы пришли на тренинг?

- Что бы вы хотели получить по завершению сегодняшнего тренинга?

4. Игра-тренинг «Полотно счастья».

Педагог.

В поисках счастья, любви и удачи

Ткет человечество тысячи лет

Шелк, гобелен, сатин и вельвет.

Каждый прядильщик, ткач и портной

Втайне мечтает о жизни иной:

«Выпрясть бы нам нити удачи,

Выткать бы ткань и сшить из нее

Счастья костюм иль надежды пальто!

В этом наряде любой человек

Будет удачлив и счастлив весь век».

Только пока непонятно, где взять

Нити удачи, чтоб ткань из них ткать.

Это под силу, скажу по секрету,

Только мечтателям, юным поэтам,

Верящим в сказку, игру, доброту.

Осуществим же мы эту мечту.

5. Сюжет первый «Нити Удачи».

Педагог. Дорогие друзья! В моих руках моток обыкновенных шерстяных нитей. Такие нитки есть в каждом доме. Но сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Удачи.

Предлагаю участникам сесть в круг поплотнее, так, чтобы чувствовать плечо друг друга.

Звучит спокойная, приятная музыка.

Педагог. Закройте глаза и представьте, что ваша самая заветная мечта сбылась и какой бы ни была ваша мечта, она осуществилась.

Рассмотрите себя поподробнее. Себя - победителя, самого счастливого на свете человека. Сейчас в ваших руках окажется моток нитей; подержите его в своих руках, сотворивших чудо -реализовавших свою собственную мечту. Поднесите этот моток к пылающим от радости щекам. Прижмите его к своему сердцу, переполненному счастьем. Пусть нити пропитаются вашей удачей, запомнят ваше дыхание и биение сердца. Осторожно и бережно передайте этот моток стоящему рядом с вами человеку. Пусть он подержит в своих руках моточек, прижмет к сердцу, поднесет к своим щекам, а затем так же бережно передаст другому. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного счастливого человека к другому, становится мотком Нитей Удачи.

6. Сюжет второй «Полотно Счастья».

Педагог. В моих руках Нити Удачи. В их памяти запечатлены все ваши мечты и, самое главное, - ваша уверенность в том, что все задуманное вами обязательно свершится. Теперь при помощи этих нитей мы с вами сможем соткать Полотно Счастья. Я передаю моток стоящему рядом участнику со словами, выражающими мое восхищение его добротой и отзывчивостью. Он принимает из моих рук моток Нитей Удачи, натягивает нить, соединяющую нас, обматывает ей свой указательный палец левой руки и передает моток своему соседу. При этом говорит ему слова признательности, благодарности или восхищения. Таким образом моток нитей движется по кругу, образуя канву нашего Полотна Счастья. Мы все связаны друг с другом Нитями Удачи, и теперь пора приступать к ткачеству. С какими мыслями, желаниями, чувствами и эмоциями мы будем ткать это полотно, таким оно и выйдет из наших рук. Передавать моток вы можете любому игроку, при этом произнося добрые и теплые слова в его адрес.

7. Сюжет третий «Тайны Полотна Счастья».

Педагог. Сбылась давняя мечта человечества. Мы с вами создали Полотно Счастья. Оно реально существует, трепещет и живет в наших руках. Что вы чувствуете, держа его в руках? Что оно вам напоминает? Рассмотрите его, пожалуйста, внимательно, не торопясь, не упуская никаких деталей, ведь в наших руках - чудо. Опустите Полотно Счастья на пол, не запутав нитей. Освободите свои пальцы от нитей, стараясь не нарушать форму их переплетений.

8. Сюжет четвертый «Обереги».

Педагог. У наших ног - Полотно Счастья. Как не хочется с ним расставаться. Давайте разрежем на части наше полотно и кусочки раздадим всем. Эти нити становятся вашими личными талисманами, оберегами. Эти нити вы вплетете сегодня в свои мандалы-обереги. Все позитивное что сегодня произносили, о чем думали, мечтали; вся наша энергия (сильнейшая энергетика) будет всегда с вами.

9. Мини-лекция: Оберег "Божье Око" и Мандала.

В славянской традиции  существует оберег «Божье око». В древней славянской культуре люди опасались сглаза, порчи, а особенно сглаза маленьких детишек, над кроватью вешался этот самый оберег "око бога". Славяне верили, что яркий и привлекающий внимание оберег заберет на себя негативную энергию случайного взгляда зашедшего в помещение человека. "Божье око" оберегает и всех остальных жильцов дома от недоброго взгляда.

Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Своего рода праикона наших предков. Око не только являлось украшение интерьера, нарядным брелком или элементом декора одежды. Этот предмет силы, который защищает его обладателя.

Делается этот оберег на основе равностороннего креста, основы праиконы. Такой крест - один из древнейших символов солнца. Вешается он напротив двери в помещение, так, чтобы его было видно когда входишь. Считалось, что всяк вошедший и увидевший Божье око, забывает про свои дурные мысли и ничем не может навредить хозяевам дома.

Защитными свойствами обладает сама конструкция ока. Это излучающий живой деревянный солнечный крест, плотно уложенные рядами витки натуральных цветных нитей, символизирующих вечность, и красная точка в центре. Око божье, Всевидящее око, Неусыпающее Око, Недреманное око один из самых добрых и сильных дарованных образов нашими предками. Оно как защитный экран бережно и тактично укрывает мир его обладателя, чтобы душа могла зреть и развиваться под присмотром божественных родителей.

Самое интересное, что подобные обереги от сглаза встречаются в различных культурах и даже называются одинаково: Ojos de Dios, Намка - тибетские мандалы, Хорло - древнебуддийский знак, символизирующий вечность, солнце, круговорот жизни.

«Божье око» у славян имеет четырехлучиковую квадратную форму. Однако и славянские обереги Божье око иногда состояли из восьми лучей. Часто на славянских оберегах вешались кисточки и помпоны.

«Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света» Это также и  четыре стихии-помощницы: Огонь, Воздух, Вода, Земля.

При сотворении Божьего Ока необходимо руководствоваться прежде всего своим желанием, т.к. человек интуитивно чувствует, в какой поддержке он нуждается и оберег через усиление определённого цвета дает ему это.

Нет специальных рекомендаций и канонов, в каком порядке располагать цвета «Божьего Ока». Мастерица делает это по своему усмотрению, вкладывая в оберег свои пожелания близкому человеку.

        Само слово "Мандала" в переводе с санскрита означает: круг, диск, колесо, кольцо, сфера, шар.

В мандале обязательным компонентом является Центр. Так как Вселенная создавалась из Центра, откуда творение распространялось во всех направлениях. Круг – означает связь с бессознательным. Все, что создается силой природы – круглое. Форму круга имеет структура галактики, Земли, строение атома.

         В психологии мандалу впервые начал использовать Карл Густав Юнг (швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Первую свою мандалу он нарисовал в 1916 году.

Существуют разные формы мандал: круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники.

Размер Мандалы может быть любым – от небольшой картинки в несколько сантиметров до архитектурного сооружения.

Также существует еще один вид так называемых Данмал – Данмала — Это данмалы, сделанные из природного материала: листиков, лепестков, шишек, веточек…

Мандалы рисуют, выкладывают из камней и цветного песка, плетут из ниток, бусин и бисера, выкладывают из ягод, фруктов, овощей, шишек, желудей, листьев, семян, ракушек. Возможно создание мандалы из пластелина. Делают из крупы и вышивают. Это может быть и настенный оберег, и подвеска, и брелок для ключей.

        Мандала встречается часто: на одежде, посуде, в витражах церквей, в архитектуре зданий. На Руси — в украшении прялок, изб, орнаменте вышивок.

МАНДАЛЫ В ПРИРОДЕ

Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой; например, до наших дней дошел Календарь древней цивилизации Майя, выполненный в форме мандалы; Земля, какой она видится из космоса - тоже. Компас - мандала; так можно считать мандалой и снежинку, шишка, паутина, человеческая клетка под микроскопом, молекула воды под микроскопом, раковина Наутилус, радужная оболочка  глаза человека.  

Научные исследования показали, что структуры мандалы и сетчатки человеческого глаза похожи, поэтому, когда мы смотрим на мандалу, в мозгу происходят активные преобразовательные процессы — создание мандал и их рассматривание помогают восстановить как физическое, так и психическое равновесие между правым и левым полушариями мозга.

Структура мандалы прослеживается в уральском Аркаиме. 

В природе вокруг нас везде присутствуют Мандалы. Круги и квадраты, спирали...
Форма цветка и круги на воде от брошенного камня.
Солнце и цветы. Спил дерева и даже Сама Земля.

Что делают мандалы

Активизируют заложенную духовную информацию в ДНК человека. 
Выводят на поверхность сознания различные блоки и помогают освободиться от них, освобождая наш внутренний потенциал; помогают найти причины наших жизненных трудностей.

Гармонизация связи левого и правого полушария мозга. 
Приводят нас в резонанс с Божественным порядком, закодированным в каждой клетке, дают возможность научиться думать сердцем и следовать интуиции. 
Плетение любой мандалы процесс мистический, само плетение доставляет неимоверную радость и наполняет энергией саму мандалу и того, кто ее создает. Часто даже не знаешь какой получиться мандала в самом конце, она как-бы плетется сама и постепенно раскрывает себя в процессе.

Мандала позволяет понять себя и свои истинные желания, выразить глубинные чувства и открыть неисчерпаемые возможности, заложенные в каждом человеке. Это своеобразный мостик между внутренним и внешним мирами.        

Во время создания Мандалы происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения. Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает яйцо - начало жизни. А это имеет психологическую значимость, мы как бы создаем наше священное защищенное место в мире, в котором сконцентрированы все наши силы и энергии.

И именно поэтому Мандала представляет собой уникальный инструмент самопознания и саморазвития, с помощью которого можно разрешать многие вполне насущные проблемы. Начните с себя, и вы увидите, как начнёт меняться ваша жизнь. Мандала действительно работает, и она обязательно приведёт вас к вашей заветной цели. Это с успехом использует Мандала-терапия.

Создание мандал в группе создает условия для проявления самоисцеляющих возможностей психики.

Такая психотерапия гибкая, это не процедура, а приключение.

10. Плетение Мандал и "Божьего Ока" (по желанию)

11. Рефлексия мастер-класса. Участники делятся своими чувствами, эмоциями, ощущениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания педагогов «Мандалы»

Арт-терапевтическое занятие по профилактике профессионального выгорания педагогов «Мандалы»...

Арт-терапевтическое занятие с педагогами, направленное на профилактику профессионального выгорания

Арт-терапевтическое занятие, направленное на профилактику профессионального выгорания педагогов Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоцио...