Педагогический проект "Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
проект
Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rpps.doc | 714 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
Педагогический проект
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Проект разработали:
Капранова Мелисса Ирфановна,
воспитатель МБДОУ № 46
Благодарова Светлана Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 46
2020 год
Актуальность
Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
РППС позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
У нас в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, но она не в полной мере отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Вопрос создания РППС на сегодняшний день стоит особо актуально. В соответствии с ФГОС ДО содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы, педагоги, проявляем повышенный интерес к обновлению РППС группы и дошкольного учреждения в целом.
Выявление проблемы
На сегодняшний день перед нами встала проблема создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации РППС, которые в большей степени, были направлены на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду группы с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников. Всё это подтолкнуло нас к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС.
Цель: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта:
- изучить новые подходы в организации развивающей предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создавать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной РППС в МБДОУ.
Вид проекта:
- по составу участников – групповой;
- по целевой установке – практико-ориентированный;
- по срокам реализации – долгосрочный (3 года).
Время реализации проекта: сентябрь 2020 – сентябрь 2023 года.
Участники проекта: педагоги и родители.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Содержание деятельности |
1 этап – подготовительный сентябрь - ноябрь 2020 года | 1. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. 2. Изучение современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. 3. Анализ РППС в группе. 4. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. 5. Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. 6. Анализ материальной базы ДОУ для совершенствования развивающей среды. 7. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц. |
2 этап – основной декабрь 2020 года – июль 2023 года | 1. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков. 2. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения РППС. 3. Создание РППС в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами. |
3 этап – итоговый август – сентябрь 2023 года | 1. Анализ создания предметно-пространственной среды, максимально соответствующей ФГОС ДО. 2. Описание и предъявление опыта построения развивающей предметно-пространственной среды педагогическому сообществу и родителям. |
Предполагаемый результат:
- Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
- Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.
- У педагогов сформированы понятия: развивающая предметно-пространственная среда, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС.
- Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Общая информация о группе.
Группа «Пчелки».
Девиз: Маленькие пчелки – не сидят без дела – знания получают и несут их смело. В играх, песнях, спорте ловко применяют. Маленькие пчелки – учатся играя!
Количество детей – 20 человек, из них мальчиков – 12, девочек – 8.
Характеристика помещения.
Помещение | Оборудование | Фактическое количество |
Приемная |
| 20 шт. |
| 2 шт. | |
| 1 шт. | |
| 5 шт. | |
| 1 шт. 1 шт. | |
| + | |
Умывальная (туалетная) комната |
| + 20 шт. 3 шт. |
Спальня |
| 20 шт. 3 шт. |
Перспективный план совершенствования РППС
№ | Материалы, оборудование | Сроки | Ответственный |
1. | Стенд для оформления приемной | Сентябрь 2020 г. | Воспитатели |
2. | Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, контейнеры разных размеров с крышками | Октябрь 2020 г. | Воспитатели, родительский комитет |
3. | Пожарная машина, машина скорой помощи, паровоз и вагончики, самолет | Ноябрь 2020 г. | Воспитатели, родительский комитет |
4. | Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр | 2021 г. | Воспитатели, родительский комитет |
5. | Альбомы для рассматривания: Профессии, времена года, детский сад и т.д. | 2021 г. | Воспитатели, родительский комитет |
6. | Металлофон, нетрадиционные музыкальные инструменты | 2021 г. | Воспитатели, родительский комитет |
7. | Музыкальная колонка | декабрь 2021 г. | Воспитатели, родительский комитет |
8. | Мячи, обручи, флажки, гимнастические палки, модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания, мишени для метания | декабрь 2021 г. | Воспитатели, родительский комитет |
9. | Мини-ширмы для настольного театра, плоскостной и стержневой театр | 2022 г. | Воспитатели, родительский комитет |
10. | Наборное полотно, магнитная доска | 2022 г. | Воспитатели, родительский комитет |
11. | Игры с элементами моделирования и замещения | 2020 – 2021 г.г. | Воспитатели, родительский комитет |
12. | Блоки Дьенеша | 2022 г. | Воспитатели, родительский комитет |
13. | Набор «Дары Ф. Фребеля» | 2022-2023 г.г. | Воспитатели, родительский комитет |
14. | Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания. | 2022-2023 г.г.. | Воспитатели, родительский комитет |
15. | Предметы для игр с тенью | 2022 г. | Воспитатели, родительский комитет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с требованием ФГОС ДО
Создание в группе "Теремок" развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО...
Презентация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС и программой А.А Парамоновой «Истоки».
Презентация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС и программой А.А Парамоновой «Истоки». с учетом 6 основных принципов....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
При организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личност...
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Презентация для воспитателей на тему :"Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Данная презентация создана в помощь воспитателям для создания развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. В ней раскрыты принципы построения развивающей среды, ...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...