Педагогический проект "Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
проект

Благодарова Светлана Николаевна

Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rpps.doc714 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»

Педагогический проект

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Проект разработали:

Капранова Мелисса Ирфановна,

воспитатель МБДОУ № 46

Благодарова Светлана Николаевна,

воспитатель МБДОУ № 46

2020 год

Актуальность

Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС).

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

РППС позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

У нас в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, но она не в полной мере отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Вопрос создания РППС  на сегодняшний день стоит особо актуально. В соответствии с ФГОС ДО содержание программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы, педагоги, проявляем  повышенный интерес к обновлению РППС группы и дошкольного учреждения в целом.

Выявление проблемы

На сегодняшний день перед нами встала проблема создать необходимые условия для гармоничного развития детей  дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации РППС, которые в большей степени, были направлены на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду группы с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников. Всё это подтолкнуло нас к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС.

Цель: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

- изучить новые подходы в организации развивающей предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

- создавать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной РППС в МБДОУ.

Вид проекта:

- по составу участников – групповой;

- по целевой установке – практико-ориентированный;

- по срокам реализации – долгосрочный (3 года).

Время реализации проекта: сентябрь 2020 – сентябрь 2023 года.

Участники проекта: педагоги и родители.

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Содержание деятельности

1 этап – подготовительный

сентябрь - ноябрь

2020 года

1. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

2. Изучение современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

3. Анализ РППС в группе.

4. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

5. Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

6. Анализ материальной базы ДОУ для совершенствования развивающей среды.

7. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

2 этап – основной

декабрь 2020 года  – июль 2023 года

1. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

2. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения РППС.

3. Создание РППС в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами.

3 этап – итоговый

август  – сентябрь

 2023 года

1. Анализ создания предметно-пространственной среды, максимально соответствующей ФГОС ДО.

2. Описание и предъявление опыта построения развивающей предметно-пространственной среды педагогическому сообществу и родителям.

Предполагаемый результат:

  • Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
  • Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.
  • У педагогов сформированы понятия: развивающая предметно-пространственная среда, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС.
  • Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Общая информация о группе.

Группа «Пчелки».

Девиз: Маленькие пчелки – не сидят без дела – знания получают и несут их смело. В играх, песнях, спорте ловко применяют. Маленькие пчелки – учатся играя!

Количество детей – 20 человек, из них мальчиков – 12, девочек – 8.

Характеристика помещения.

Помещение

Оборудование

Фактическое количество

Приемная

  • Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (фотографии)

20 шт.

  • Скамейки

2 шт.

  • Диван

1 шт.

  • Информационные стенды (папки – передвижки) для родителей:
  • Антропометрические данные;
  • Визитная карточка группы;
  • Памятка для родителей;
  • Информация об организации образовательного процесса;
  • Режим дня;
  • Расписание НОД.

5 шт.

  • Выставка детского творчества:
  • Продуктивная деятельность (рисование, аппликация);
  • Продуктивная деятельность (лепка).

1 шт.

1 шт.

  • Выносной материал (меняется по сезону)

+

Умывальная (туалетная) комната

  • Инвентарь для хозяйственно-бытового труда (тазики, тряпочки, фартуки и др.).
  • Индивидуальные кабинки для полотенец (для детей).
  • Индивидуальные кабинки для полотенец (для персонала).

+

20 шт.

3 шт.

Спальня

  • Раскладушки
  • Шкафы для матрацев

20 шт.

3 шт.

Перспективный план совершенствования РППС

Материалы, оборудование

Сроки

Ответственный

1.

Стенд для оформления приемной

Сентябрь 2020 г.

Воспитатели

2.

Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, контейнеры разных размеров с крышками

Октябрь 2020 г.

Воспитатели, родительский комитет

3.

Пожарная машина, машина скорой помощи, паровоз и вагончики, самолет

Ноябрь 2020 г.

Воспитатели, родительский комитет

4.

Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр

2021 г.

Воспитатели, родительский комитет

5.

Альбомы для рассматривания: Профессии, времена года, детский сад и т.д.

2021 г.

Воспитатели, родительский комитет

6.

Металлофон, нетрадиционные музыкальные инструменты

2021 г.

Воспитатели, родительский комитет

7.

Музыкальная колонка

декабрь 2021 г.

Воспитатели, родительский комитет

8.

Мячи, обручи, флажки, гимнастические палки, модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания, мишени для метания

декабрь 2021 г.

Воспитатели, родительский комитет

9.

Мини-ширмы для настольного театра, плоскостной и стержневой театр

2022 г.

Воспитатели, родительский комитет

10.

Наборное полотно, магнитная доска

2022 г.

Воспитатели, родительский комитет

11.

Игры с элементами моделирования и замещения

2020 – 2021 г.г.

Воспитатели, родительский комитет

12.

Блоки Дьенеша

2022 г.

Воспитатели, родительский комитет

13.

Набор «Дары Ф. Фребеля»

2022-2023 г.г.

Воспитатели, родительский комитет

14.

Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

2022-2023 г.г..

Воспитатели, родительский комитет

15.

Предметы для игр с тенью

2022 г.

Воспитатели, родительский комитет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с требованием ФГОС ДО

Создание в группе "Теремок" развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО...

Презентация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС и программой А.А Парамоновой «Истоки».

Презентация развивающей  предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с требованиями ФГОС и программой А.А Парамоновой «Истоки». с учетом  6 основных принципов....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

При организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личност...

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Презентация для воспитателей на тему :"Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Данная презентация создана в помощь воспитателям для создания развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. В ней раскрыты принципы построения  развивающей среды, ...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...