Мастер-класс для педагогов «Приёмы игры на детских музыкальных инструментах»
методическая разработка по теме

Кислицына Светлана Анатольевна

Простые и интересные приёмы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

«Приёмы игры на детских музыкальных инструментах»

(Музыкальный материал из программы «Ладушки» И. Каплуновой)

Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребенку инструмент.

Как одна из форм работы с детьми - музицирование  существовала давно, но немногие уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться.  Музыкальные уголки пополняются, а что делать с инструментами мы не знаем.

Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2 - 3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т.д. Если не заинтересовать ребёнка, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах его неизбежно появится.        

Поэтому часть моей работы по самообразованию это поиск простых и интересных приемов игры на детских инструментах.

Обучение игре на инструментах должно происходить в игровой форме, музыка, для оркестра должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной и понятной.

   

     Существуют не озвученные музыкальные игрушки- инструменты:

- балалайки с неиграющими струнами,

- гармошка с не звучащими мехами и др.

Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации.

     И озвученные музыкальные инструменты и игрушки: инструменты с нефиксированным звуком, т.е.  звуком неопределенной высоты:

- ложки,

- погремушки,

- бубны,

- барабаны,

- румба,

- трещотки,

- кастаньеты,

- маракасы.

     Инструменты, издающие звук только одной высоты:

- дудки,

- свистульки,

- колокольчики,

- треугольник.

     Инструменты с фиксированной мелодией:

- музыкальные шкатулки,

- музыкальные игрушки-сувениры,

- шарманки.

Используются для детей раннего  возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового внимания.

    И, наконец, инструменты с хроматическим звукорядом, т.е. на них можно извлекать звуки разной высоты и возможно сыграть мелодию: металлофоны, ксилофоны, детское пианино, рояль.

 

   В детском саду чаще всего мы используем озвученные музыкальные инструменты. Все эти инструменты, вы хорошо знаете, и сейчас я предлагаю вам определить на слух звучание этих инструментов. (ширмочка)

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю»

(развивает образное мышление, музыкальный слух, различие тембров)

     Прежде чем дать детям в руки инструменты и включить музыку, можно использовать следующее упражнение: имитировать игру на инструментах, обыграв любой стих, это воспитывает внимание и сосредоточенность на задании и когда детям раздать инструменты - они будут знать, что с ними  делать.

Народная потешка «Ой ты, заяц косой»

- Имитируем бубен и ложки. (разделились на две стороны, левая - на бубнах, правая на ложках)

Ой ты, заяц косой – Вот так! Вот так!

Не ходи ты за мой – Вот так! Вот так!

В огород попадёшь - Вот так! Вот так!

Всю капусту сгрызёшь - Вот так! Вот так!

Как поймаю тебя - Вот так! Вот так!

Да за уши схвачу - Вот так! Вот так!

Да и хвост откручу - Вот так! Вот так!

Стих  И. Токмакова «Медведь»

(слева – трещотки, справа – маракасы)

Как на горке – Снег! Снег!

И под горкой - Снег! Снег!

И на ёлке - Снег! Снег!

И под ёлкой - Снег! Снег!

А под снегом спит медведь.(все вместе)

Тише, тише… не шуметь. (тишина)

     Упражнение учит начинать и закачивать игру вовремя, одновременно.

   

    Тоже самое можно проделать с любой известной песней, например «Спят усталые игрушки» (акапелла). И сегодня часто будет звучать термин тремоло (с итальянского - дрожащий) – быстрое повторение звуков (одного или нескольких). Имитируя инструменты, мы тоже можем изобразить тремоло.

Песня «Спят усталые игрушки»

(Напевать и жестами изображать инструменты, затем с инструментами – бубны, треугольники, румбы)

- Теперь исполним с музыкальным сопровождением

Трек № 27 «Юмореска» (без подготовки)

(бубны с маракасами, затем треугольники и румба)

    Перейдём к инструментам с хроматическим звукорядом – металлофонам. Состоит из металлических пластинок, каждая отмечена буквой, так обозначаются ноты: семь нот – семь букв. Первая нота ДО – буква С (следовательно дальше – ре, ми…), на неё будем ориентироваться. (для детей яркие пометки).

Для начала отработаем игру на одной пластинке. Для этого используем игру «Повтори». Повторить нужно ритм который я задам.

Игра «Повтори»

- Нотка до (ре) сейчас звучи, я играю, посмотри:

– Раз, два, три – Оля, повтори! (звучит ритм)

Затем повторяем все, если не получается ритмично, проговорить на – та - та)

    Дети учатся ориентироваться на инструменте, развиваем чувство ритма и умение играть в ансамбле, слушать друг друга.

    Есть ещё один термин, итальянское слово глиссандо, что означает скользить. Плавное скольжение от одного звука к другому.

Трек № 37 «Итальянская полька» (берём два молоточка)

(исполняем глиссандо правым молоточком вверх, левым вниз, затем беспорядочные удары по пластинкам поочерёдно, затем по два звука одновременно и заканчиваем глиссандо)

     Каждый музыкант, отрабатывая технику, играет гаммы, чем мы с вами сейчас и займёмся. Гамма это поступенное движение звуков вверх и вниз, не пропуская ни одного, гамма – до мажор, а нота до отмечена буквой…. Играем сначала молоточком правой руки вверх, левым вниз, затем слушайте мои задания.

Трек № 2 «Гамма»

     Сложнее играть интервалы, берём интервал (до-соль и ре-ля;

 С - G) Используем сравнение:  это с птичка, которая перелетает с ветки на ветку. А к ней подкрадывается кошка снизу вверх по стволу (играем гамму).

Добавим шумовые инструменты и получится оркестр. (Бубны 4 раза и треугольники 3 раза и глиссандо)

Трек № 11 «Песенка про ноты» (Оркестр)

   Интересный приём, который очень нравится детям - озвучивание сказки, каждый инструмент создаёт свой образ.

Игра сказка - шумелка «Зимняя сказка»

(в кружочке на полу)

М.Р.  - Едем-едем на лошадке  (стучат по коленям)

           По прямой дорожке гладкой

           Скок-скок-скок,

           Скок-скок-скок.

(ложки - для первого ребёнка инструмент, повторяем слова, ребёнок играет на ложках)

М. Р. - Санки шуршат, (маракас)

           Бубенчики звенят. (бубенцы)

Все.   -Едем-едем на лошадке  (стучат по коленям)

           По прямой дорожке гладкой

           Скок-скок-скок,

            Скок-скок-скок.

          - Санки шуршат,

            Бубенчики звенят. (2 раза)

М. Р. – Ветер шумит, (свистулька)

            Дятел стучит. (стучалка)

Все.   - Едем-едем на лошадке  (стучат по коленям)

            По прямой дорожке гладкой

            Скок-скок-скок,

            Скок-скок-скок.

          - Санки шуршат,

            Бубенчики звенят. (2 раза)

         – Ветер шумит,

            Дятел стучит. (2 раза)

М. Р.  – Холод! Стужа! (треугольник)

            Снег пушистый кружит, кружит! (колокольчик)

---///---///---///

М. Р.    Белочка на ветке орешки всё грызёт (колотушка)

            Рыжая лисица зайчишку стережёт. (пакет)

М. Р.    Ехали мы ехали,

            Наконец приехали. (все инструменты и тарелки)

            С горки ух!                

            В ямку бух! (все и тарелки)

    И вторая часть нашего мероприятия это музыкальные игрушки - шумелки, сделанные своими руками. Создавать звучащие игрушки своими руками – это очень занимательное и полезное времяпровождение педагога с детьми, родителей с детьми.  Развивает творчество, умение сотрудничать, а главное это положительные  эмоции от полученного результата.

   Я приготовила материал для несложных и незатейливых игрушек, с которыми вы легко справитесь. В готовом виде она должна издавать звуки и быть эстетичной, чтобы я могла продемонстрировать их детям и родителям – получится небольшая выставка как наглядный пример, чтобы привлечь родителей к совместной образовательной и творческой деятельности.

 ИТОГ: Дав детям в руки инструменты, фабричные или сделанные своими руками, можно украсить любое событие в группе: день рождения ребенка, развлечение или досуг, выступление на родительском собрании.

Трек № 25 «Маленький вальс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в на...

Мастер-класс « Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

Предлагаемый материал можно использовать как а музыкальных занятиях, так и на выступлениях....

Мастер-класс для воспитателей "Развитие музыкальных способностей посредством обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"

Помощь воспитателям в самостоятельной музыкальной деятельности детей. В каждой группе есть музыкальные уголки, в которых, часто невостребованными, лежат детские музыкальные  и шумовые  инстр...

Мастер- класс "Обучение игре на детских музыкальных инструментах"

Основная форма деятельности в детском саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений, доступных для восприятия детей, обучению их пению, движению в играх и плясках, но и обучен...

Мастер-класс для родителей «Обучение игре на детских музыкальных инструментах В ДОУ с использованием ИКТ»

Мастер-класс - это одна из активных форм взаимодействия педагога ДОУ с семьями воспитанников. Данный мастер-класс позволяет познакомить родителей дошкольников с методами и приемами, применяемыми музык...

Мастер-класс для воспитателей "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"

Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра.Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для игры.Игра может иметь развернутый ха...

Мастер-класс для воспитателей: «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра.Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для игры.Игра может иметь развернутый ха...