«Организация культурно-досуговой деятельности с детьми»
консультация на тему

Сиротина Светлана Александровна

Описание видов досуговой деятельности, особенности и требования к организации, формы проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosugovaya_deyatelnost.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

на тему:

«Организация культурно-досуговой

деятельности с детьми»

Федеральные государственные требования указывают, что содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должны быть направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их физическом и психическом развитии. Бодрствование детей 3-7 лет необходимо поддерживать ресурсами соответствующей возрастным особенностям дошкольников содержательной и разнонаправленной деятельности, причем особое предпочтение следует уделять организации в ДОУ досуговой деятельности. Досуг – средство реализации интересов личности, связанных с саморазвитием, общением, оздоровлением, имеющее свободный развлекательный и ненавязчивый характер. Содержательность и разнообразие досуга характеризуют культурный и интеллектуальный уровень развития личности, степень развития его способностей.

На этапе дошкольного детства досуговая деятельность представляет сложный комплекс видов детской деятельности и включает разнообразное содержание и формы взаимодействия с дошкольниками. Досуг в ДОУ сочетает в себе различные варианты музыкальной, художественной, познавательной, изобразительной, игровой, театрализованной, двигательной деятельности. В досуговой деятельности успешно осуществляется музыкальное, физическое, сенсорное воспитание, дети имеют возможность поупражняться в звукопроизношении, закрепить представления об окружающих предметах и явлениях, у них развиваются любознательность, смекалка, внимание, умение обобщать, систематизировать и классифицировать предметы.

Досуг как специально организованная деятельность в педагогическом процессе дошкольного учреждения направлен на обогащение социально-личностного развития. Досуг расширяет детский кругозор, способствует закреплению у детей структурированных представлений о социальной действительности, развивает коммуникативные способности, инициативу, формирует у дошкольников умение оказывать помощь и поддержку сверстникам, обеспечивает их раннюю позитивную социализацию.

Разнообразное содержание досуговой деятельности обеспечивает условия для организации эффективного процесса социального воспитания в ДОУ и повышения уровня социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Содержательная досуговая деятельность оказывает серьёзное влияние на разностороннее развитие личности ребёнка-дошкольника и на формирование базиса личностной культуры детей.

Культурно-досуговая деятельность предполагает:

 1. Отдых

 2. Развлечения

 3. Праздники

 4. Самостоятельную художественную и познавательную деятельность

 5. Творчество.

Рассмотрим подробно все виды организации детского досуга.

Отдых не предполагает лежание на диване или сидение на стульчиках. Воспитатель во время отдыха создаёт эмоционально-положительный климат в группе, обеспечивая чувство комфорта во время занятий детьми разными видами деятельности: играми, рассматриванием иллюстраций, лепкой, рисованием, конструированием, спортом, слушанием музыки, просмотром мультфильмов и т. д., т. е. под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности.

Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей:

 • Радуют их

 • Обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями

 • Содействуют творческой активности

 • Организации дружного коллектива

 • Способствуют всестороннему развитию (дошкольники знакомятся с различными видами искусств и литературой, их лучшими образцами; возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус; способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу; позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность и уверовать в свои возможности) .

К организации развлечений предъявляются следующие требования:

 - разнообразие содержания;

 - художественные достоинства материала и качество его исполнения, как взрослыми, так и детьми;

 - занимательность содержания, новизна его элементов;

 - доступность репертуара и разнообразные формы его проведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;

 - направленность на развитие активности, воображения и инициативы ребёнка,

 - соблюдение определённой продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40 минут).

 К развлечениям нужно предварительно готовиться: продумать тему, содержание, оформление.

 Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные аттракционы.

Формы проведения развлечений: 

 1. Концерт (могут быть приглашённые артисты или сами дети) .

 2. Кукольный театр – самый доступный, зрелищный и простой в организации вид развлечений.

 3. Теневой театр. В нём играют куклы-силуэты. В подготовительной группе дети сами могут показать спектакль. Репертуар кукольного и теневого театров: народные сказки, маленькие рассказы, инсценировки песен.

 4. Настольный театр игрушек. Используются игрушки или фигурки из картона, фанеры, бумаги. Чаще всего устраивают в младших группах по знакомым сказкам, потешкам, стихам. В старших группах представление устраивают сами дети.

 5. Инсценирование на фланелеграфе. Можно использовать во всех группах.  В старших – показывают дети.

 6. Инсценировки, сценки (в старших группах сами дети).

 7. Дни рождения детей.

8. КВНы, викторины, турниры, игры-путешествия (в старших группах).

 9. Забавы.  У малышей по потешкам, стихам, с заводными игрушками, сюрпризами, пальчиковыми играми. Для старших – фокусы, шарады, вечера загадок, аттракционы.

 10. Тематические развлечения (по творчеству писателей или композиторов) .

 11. Театрализованное представление. (готовится долго, с участием музыкального руководителя и воспитателя) .

 12. Зрелище (посещение театра, музея, цирка и т. д.) .

Праздники занимают особое место в организации досуга и соединяют в себе разные виды искусств: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.

Во время физкультурных праздников дети принимают участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики.

При организации праздника нужно помнить:

 - недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых,

 - желательно участие вех детей;

 - не увлекаться излишними репетициями, сохранить интерес детей;

 - рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.

Досуговая направленность в работе с родителями.

 - праздник «Матери»;

 - семейные посиделки;

 - спортивные досуги;

- семейные газеты;

 - дни рождения детей;

 - походы;

 - экскурсии;

 - выставки;

 - дни открытых дверей.

Особенности организации досуга в летнее время:

 1. Отсутствие систематических занятий значительно разгружает педагогов и позволяет им по новому подойти к планированию мероприятий. Например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.

 2. Оптимальной формой могут быть такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны детей и громоздкой подготовки со стороны взрослых.

 Формы могут быть разными:

 -музыкальные часы;

 -кружки;

 -выставки;

 -игры-путешествия;

 -творческие площадки;

 -летние праздники на воздухе.

 Приобретая опыт, дети к старшему возрасту могут самостоятельно организовать свой досуг: занять себя игрой и пригласить поиграть других детей, начинают проявлять свои индивидуальные творческие наклонности, появляется желание посещать кружки и центры творчества.

 Воспитатель должен содействовать и умело направлять детей в разных творческих направлениях, побуждать их заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры, разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные потешки, а также поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки, экспериментировать, наблюдать, собирать коллекции.

Литература.

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655.

2. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении СанПин 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"».

3.Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Из опыта работы Епифановой Татьяны Сергеевны,  воспитателя МДОУ детский сад №36 г. Кунгура...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах де...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

Рабочая программа по организации образовательной деятельности с детьми 3-4 лет с детьми группы общеразвивающей направленности "Акварельки" на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа (далее - Программа) – нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности группы «Акварельки» общеразвивающей направленности от 3...