Конспект "Во поле береза стояла"
материал (подготовительная группа) на тему

Рубанова Марина Ивановна

НОД по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bereza_2.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетическим направлением развития детей №15»

Левокумского муниципального района Ставропольского края.

        

 

КОНСПЕКТ

 

ИНТЕГРИРОВАННОЙ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на тему:  «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА…»

с детьми подготовительной  группы

                                                                   

                                                                     

                                                                         

                                                   Рубанова Марина Ивановна

                        воспитатель

                                                                  адрес: 357970, Ставропольский край,

Левокумский район, с. Владимировка,

  улица Свободы 47-а, тел. 88654355386                        

                         

с.  Владимировка.

2015год

Цель: Продолжить знакомство с символами России,  русской березой.

Задачи:

Познавательное развитие:

Расширить и обобщить знания детей о березе, как символе  России, о том, какую пользу приносит она людям. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать чувство прекрасного через общение с природой, прививая любовь. Формировать умение видеть и наслаждаться красотой русской березки.

 Речевое развитие:

Ввести в активный словарь детей новые слова и понятия: (Берегиня, Троица, полено, лучина).

Развивать связную речь детей, умение излагать свои мысли; аргументировать правильность своих ответов.

Художественно – эстетическое развитие:

 Создавать  благоприятный эмоциональный фон с использованием музыкальных и художественных произведений. 

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать умения детей вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательными и корректными собеседниками. Воспитывать доброжелательные партнерские отношения между участниками образовательного процесса.

Физическое развитие:

Воспитывать у детей  стойкий интерес к сохранению и укреплению своего здоровья.

Методы и приемы:

Наглядные: показ слайдов о березе ее ценности и пользе, показ предметов сделанных из древесины березы, показ и опытов с березовым соком;

Словесные: рассказ, пояснение, вопросы и ответы, художественное слово;

Игровые: путешествие на воздушных шарах, сюрпризный момент, игра-хоровод;

Практические: проведение опытов с березовым соком.

Словарная работа: Берегиня, Троица, полено, лучина.

Материал и оборудование: презентация о березе; березка; ежик; веночки; воздушные шары; березовый сок, стаканы по количеству детей, прозрачный графин; корзина с поленьями; шкатулка с разноцветными ленточками; пеньки, пейзаж осенней природы.

                           

                                          Ход НОД:

(Дети стоят рядом с воспитателем).

Воспитатель: Ребята, многие люди говорят, что чудес на свете не бывает. Но я считаю, что чудеса случаются и мир вокруг нас прекрасен! А вы  как думаете?

Воспитатель рассказывает стихотворение

Объясните мне немного,

Если знаете ответ

Почему считает кто-то,

Что чудес на свете нет.

Если семечко живое

Посадить и поливать

Будет дерево большое

Надо только подождать!

Если очень ждать и верить,

И смотреть во все глаза

Постучатся в наши двери

Волшебство и чудеса!

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сейчас отправиться в удивительное путешествие, туда, где  ожидает нас  много чудес.  Как, вы думаете, на чем можно отправиться  в страну чудес?

Я предлагаю отправиться на воздушных шарах, но   чтобы волшебство произошло, надо закрыть   крепко- крепко глаза и держать воздушные шары за ленточки. (звучит музыка, дети «летят» на шарах).

Дети открывают глаза и оказываются на опушке леса (на экране березовая роща, на опушке стоит  березка).

Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг!  Какая красота! Разве это не чудо! Воспитатель: 

 Ах, какой чудесный лес!

Полон сказок и чудес!

Вот полянка, а вот елки,

Хвоей пахнут их иголки!

Воспитатель: А вот и сама красавица-береза.  Единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол.  Берёза -  красавица русских полей, символ земли русской. Давайте подойдем к ней. Смотрите, какой сюрприз она нам приготовила. Подойдите к любому пенечку, сядьте на него и оденьте венок.

Как называется лес,  где растут одни берёзы? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, и  мы с вами  находимся на опушке  березовой рощи.  И сейчас познакомимся с чудесными превращениями этого дерева.

Показ презентации 

Слайд 1,2 (меняются слайды с изображением березовой рощи)

 Название березе  дали от имени древней славянской богини Берегини, которая была матерью всех добрых замыслов и духов.  В природе есть «мужские» и «женские» деревья берез: береза и  березун. Они отличаются  по форме расположения ветвей: у березы ветки распускаются в стороны и опускаются до земли, у березуна поднимаются вверх к солнышку. Береза – отличный очиститель воздуха.

Слайд 3

Белую кору березы называют берестой. В белой коре есть черные черточки. Их называют чечевички. Через них береза «дышит».

 Слад 4

 Прекрасна береза в любое время года!  Летом – длиннокосая и  кудрявая!

Слад 5

 Осенью - в золотом убранстве!

Слад 6

Зимой - в сверкающем  ажурном инее!

Слад 7

А весной, ослепительно белая, на фоне изумрудной травы!

Слайд 8

Ребята, оказывается, берёзы умеют   плакать. Хотите узнать почему? Ранней весной с наступлением первых тёплых дней берёза просыпается после долгого глубокого зимнего сна. Что это значит?

Корни высасывают из почвы влагу с растворёнными в ней питательными веществами. Эта влага несёт к кроне всё, чтобы  набухли и распустились почки. Эту влагу и называют берёзовым соком. Я предлагаю вам  исследовать его.

Опыт №1

Березовый сок чистый как слеза

В народе говорят, что березовый сок чистый как  слеза. Давайте это проверим. Я возьму кувшин с березовым соком и опущу в него цветную  трубочку. Что вы видите? Какой можно сделать вывод?

Сок прозрачный и чистый.

Опыт №2

Возьмите в руки стаканчик с соком  и понюхайте его. Чем он пахнет?

Вывод:У сока тонкий приятный запах. Он пахнет весной и весенней свежестью.

Опыт №3

Какой сок на вкус

Попробуйте,  какой березовый сок  на вкус?

Какой можно сделать вывод? Березовый сок вкусный. 

Пейте сок березовый, чтобы щечки были розовые!

Слад 9

Березовый сок насыщен разными витаминами, которые полезны для человека. Из-за него люди и наносят раны берёзе, и она начинает плакать.  Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, болеть, на него нападают вредители, и часто берёзы погибают. Что же делать? И сок нужен,  и берёзу жалко…(высказывание детей)  Оказывается, можно добыть сок, не причиняя берёзке вреда и боли. Достаточно аккуратно  с большой березы срезать веточку, привязать к этому месту банку - и к утру в неё наберётся берёзовый сок без вреда для дерева.

Запомните: срезать ветки можно только с больших и сильных берёз, а потом это место необходимо обязательно залечить садовой замазкой.

Слайд 10

 Художники, поэты и музыканты воспели  красоту берез в своих произведениях. Художники нарисовали картины.  А поэты и композиторы  передали  красоту русской березки в стихах, песнях и  музыке.                                                                                                                     (Чтение стихотворения) звучит музыка

Люблю  берёзу  русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Слайд 11.

В жизни людей есть много  праздников. Один из них связан с белоствольной березой. Это старинный русский праздник-Троица,  встреча весны с летом. В этот день люди украшали избы и дворы берёзовыми веточками, водили хороводы, играли в игры вокруг нее и  пели песни.  Девушки плели венки  из полевых цветов и березовых веточек и украшали  ствол берёзок  разноцветными  ленточками.

Игра «Гори, гори ясно…»

(Воспитатель обращает внимание ежа возле пенька)

 Вот так чудо! Мы с вами так развеселились, что не заметили, как на нашей опушке появился еж. Он нас не боится, потому что чувствует, что мы добрые, мы его не обидим. Еж приготовил нам чудесную корзинку. Она сплетена  из гибких березовых веточек. А что же в ней? (ответы детей) Правильно – это березовые поленья. Кто знает, для чего они нужны?  (ответы детей) Правильно, березовыми поленьями топят печки. Они горят долго и дают много тепла. А при горении выделяют приятный запах. Березовыми лучинами освещали избы, когда становилось темно.

Рефлексия:

 Что ты узнал о березе? (с березовыми листочками)

Берёза – символ России.
У  Берёзы – белый, стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
О берёзе пишут стихи и песни,  пишут картины.
В народе берёзу называют « берегиня».
Нужно бережно относиться к природе.

Из березовых веточек плетут корзины.

Из березы  можно делать мебель, посуду.

Воспитатель: Нужно бережно относиться к природе !

Воспитатель показывает красивую шкатулку. Эта шкатулка сделана народными мастерами из древесины березы. В шкатулке находятся разноцветные  ленты.

Согласно древней русской легенде на берёзе  люди могли завязать ленточку и загадать  заветное желание.  Я предлагаю вам сейчас  

 выбрать ленточку того цвета, который отражает ваше настроение, завяжите ее на березке и загадайте свое   желание и оно непременно сбудется.

Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. «А ты, березка, расти на радость и радуй добрых людей!»

Подойдите к воздушному шару, закройте глаза и в обратный путь.

Воспитатель дарит  детям фотографию березовой рощи на память о путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Во поле береза стояла!"

фольклорное развлечение для средней группы...

Конспект НОД по рисованию "Во поле береза стояла"

Конспект по рисованию для старшего дошкольного возраста....

Непосредственно образовательная деятельность. Область "Познание". Тема: "Во поле береза стояла".

Расширить знания детей о символе России - березе. Развивать навыки работы с бумагой, учить детей делать поделки в технике "оригами". Воспитывать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции....

«Во поле береза стояла»

Развлечение для детей средней группы....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке в подготовительной к школе группе «Во поле береза стояла…»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке в подготовительной школе группе "Во поле береза стояла". Занятие, посвященное русскому народному  музыкальному творчеству....

Методическая разработка развлечения «Во поле береза стояла» Для детей второй младшей группы.

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста, направленное на привитие любви к роднодной природе, к Родине....