Мастер –класс для родителей «Значение настольных игр для развития интеллекта дошкольника»
консультация

Афанасьева Ирина Михайловна

Выступление в рамках Выходного дня для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_nastolnye_igry.docx180.39 КБ

Предварительный просмотр:

GERB-BW

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение ЦЕНТр  РАЗВИТИя  РЕБЁНКА –

ДЕТСКИЙ САД № 135 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Выступление в рамках выходного дня

Мастер –класс «Значение настольных игр для развития интеллекта дошкольника»

Подготовила:

Афанасьева И.М.

Цель: создание условий для повышения психолого – педагогической компетентности родителей в развитии интеллекта детей посредством настольных игр.

Ход мастер-класса

Влияние настольных игр на развитие детей

Настольные игры помогают поддерживать общение с близкими людьми, учат лучше понимать друг друга, они оказывают благотворное влияние на умственное и психическое развитие детей. Дети учатся, играя

Поэтому они с удовольствием выучат цифры или буквы (или даже научатся читать), если время от времени вы будете играть с ними в соответствующие настольные игры. Играя с ребѐнком, можно выявить и вовремя можно не только закрепить определенные знания, но и устранить недостатки в произношении, развить его фантазию, сообразительность, логику, память, целостное и зрительно восприятие, наглядно-образное мышление, самостоятельность. С помощью настольных игр развиваются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение. Например, ребѐнок учится анализировать последовательность своих действий. Более того, настольные игры дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе. Играя, дети узнают о правилах, соблюдении очереди, честности, испытывают чувство победы и поражения.

2

 Виды настольных игр 

Игры на выделение части или целого. Ребѐнок, имея перед собой образец целостного изображения, складывает эту картинку из отдельных частей.

При этом пазлы подразделяются по категориям сложности для разных возрастов. Когда речь идет о малышах, то отдельные части пазла имеют большие размеры, а сам рисунок не насыщен мелкими деталями, что значительно упрощает задачу его собирания. Для детей более старшего возраста размер пазлов значительно меньше и к тому же в качестве рисунка могут выступать сложные сюжетные композиции, пейзажи и т.д. Если рассматривать полезность собирания пазлов, то следует отметить, что они помогают развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, а также мелкую моторику рук, что является очень важным элементом для развития речи.

Настольные игры на ориентацию в пространстве

Как правило, они представляют собой игру-путешествие, основным элементом которой является поле, поделенное на клетки или сектора. Играть в данном случае также могут одновременно несколько человек. Для выполнения задания детям необходимо бросать кубики, делать соответствующее количество ходов и выполнять инструкции той клетки, на которую они попадают.

4 Такая игра очень актуальна для детей старшего дошкольного возраста, так как является своеобразной подготовкой к школе, где ребѐнку предстоит научиться ориентироваться в учебнике или тетради - сколько и с какой стороны отступить клеточек, как найти центр страницы и т. д.

Логические игры, головоломки - игры которые развивают внимание, логическое мышление, комбинаторику, память, моторику. Из логических игр ребенок учится анализировать ситуацию просчитывать ее развитие вперед на несколько ходов. Кроме того, тренируется способность рассуждать, принимать  решения, основываясь на своих умозаключениях. Логические игры способствуют развитию интеллекта ребенка. Настольные и логические игры особенно для дошколят  сочетают в себе игру и обучение т. е. с помощью игры ребенок может научиться считать, читать и даже познавать окружающий мир, если игра тематическая.

Какими настольными играми мы пользуемся. Одни игры рассчитаны на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, другие на обучение сравнению множеств, состоящих из однородных предметовЕсть игры, предназначенные для закрепления представлений о величине, форме, цвете предметов, есть категория, благодаря которой дети знакомятся с цифрами и математическими знаками. Естественно, что существует категория, расширяющая представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, а также обогащающая и активизирующая словарный запас ребенка, развивающая его связную речь. Настольные игры для самых маленьких должны быть несложными и яркими.

Шашки и шахматы придутся по вкусу школьникам. Этой категории детей будет интересна игра «скрабл» или всемирно известная «монополия».

На что обратить внимание, выбирая настольные игры? Настольная игра должна соответствовать не только интересам, но и возрасту ребенка. Только в таком случае можно рассчитывать на успех. Как правило, возрастной диапазон, на который рассчитана игра, отмечается на коробке. Тем не менее, исходя из описания, вы должны решить, подойдет ли конкретный экземпляр именно вашему малышу

 Ведь, к примеру, один малыш в трехлетнем возрасте свободно складывает паззлы, а для другого это непосильная задача. Кроме того, помните: если игра слишком легкая, ваш ребенок быстро потеряет интерес к ней, а если наоборот слишком трудная существует вероятность, что ребенок не поймет ее и, следовательно, не заинтересуется. Удачным решением является игра, которая имеет разные уровни. Это дает игре шансы подольше быть востребованной, увеличивая ее «срок годности». Отличительная особенность и преимущество настольных игр заключается в том, что они не требуют много пространства, приносят пользу и скрашивают свободное время, например, когда за окошком идет надоедливый осенний дождик. Играйте со своими детьми!

Практическая часть

А сейчас я предлагаю Вам поиграть с вашими детьми в игры: Микадо, Парковка, Словодел, Найди отличия, Скрабл, Бирюльки, Тик –так Бум, Угадай не глядя, Колпачки и др.

А сейчас я предлагаю Вам изготовить игру «Микадо и унести её с собой и играть с детьми дома

Как самим изготовить настольную игру Микадо? Как играть в Микадо?

Игра Микадо – японское творение. Игра простая, но в тоже время может увлечь на долго любого. Правильно говорят: - «Всё гениальное – просто!». А гениальность этой игры не только в простоте и увлекательности, она ещё и развивает мелкую моторику у людей любого возраста. Также способствует развитию концентрации и внимания. 

Игра представляет из себя горсть бамбуковых палочек (это классический японский вариант), все палочки имеют свою раскраску и достоинство.

Предлагаю вариант изготовления этой игры самим из зубочисток. Это очень просто, главное знать, как выглядят палочки, и какова стоимость каждой из них. 

Нам потребуется:

1. Зубочистки 41 штука (таково количество палочек в игре)
2. Краски (синяя, красная, жёлтая)
3. Кисть для красок.
4. Если нет красок и кисти, подойдут фломастеры.
Зубочистки очень хорошо подходят для создания Микадо, так как концы палочек для игры специально затачивают. А как известно у зубочисток уже острые кончики, как нам и нужно.
Главная палочка в игре, так и называется «Микадо». Она имеет рисунок в виде спирали по всей длине палочки, обычно синего цвета. Во всём наборе она одна единственная. Достоинство её в 20 очков.
За ней следуют палочки «Мандарин». Они имеют два синих кольца и три красных кольца. Достоинство таких палочек 10 очков. В наборе их 5 штук.
Затем следуют палочки, которые официально не имеют названия. Количество их 5 штук. На них нарисовано одно красное кольцо и два синих. Ценность их в 5 баллов.
Дальше идут 15 палочек, которые имеют одно красное кольцо, одно синее кольцо и одно жёлтое. Их достоинство оценивается в 3 балла.
Ну и завершают набор Микадо – 15 палочек с одним красным кольцом и одним синим. Они наименее ценные, всего 2 балла.
В итоге можете подсчитать, что в наборе из 41 палочки, общее количество баллов 170.
Самодельная игра Микадо из зубочисток хороша тем, что по сравнению с классической версией, она имеет меньшие размеры. А значит, её можно брать с собой куда угодно. Можно отлично скоротать время в поездке на поезде или в ожидании самолёта. Она подходит как для взрослых, так и для детей. Игра рассчитана от 2 человек до 4.

Правила этой игры довольно просты и незатейливы.
Чтобы начать игру нужно собрать все палочки в руку. Поднести руку над поверхностью, где будет проходить игра и раскрыть кулак, чтобы палочки свободно упали на поверхность.
После этого необходимо участникам игры вытаскивать по одной палочке, не двигая остальные. Можно нажимать на конец палочки, чтобы попытаться её вытащить. Если Вы уже задели одну из палочек, то необходимо её вытащить. Если Вы вытащили палочку «Микадо» напомню, с рисунком виде спирали, то ей в дальнейшем можно помогать вытаскивать остальные.
Если при попытки вытащить палочку, Вы всё же пошевелили другие, то ход заканчивается и в игру вступает другой участник.

Игра может состоять из нескольких раундов. При этом очки каждого раунда суммируются.
Иногда чтобы усложнить игру, участник, которому достаётся право разложить палочки может выбрать одну «Микадо» и положить её на поверхность для игры, и только после этого разложить все остальные.

Теперь Вы знаете, как изготовить игру Микадо, и как в неё играть. Попробуйте поиграть вечерком, собрав семью. Возможно, она станет любимой игрой для вашей семьи. Ведь так приятно всем вместе посидеть, отбросив заботы и посторонние мысли.
http://www.znaikak.ru/design/pic/visred/микадо%20набор.jpghttp://www.znaikak.ru/design/pic/visred/игра%20микадо.jpghttp://www.znaikak.ru/design/pic/visred/виды%20палочек.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме: "ТРИЗ - как эффективный ресурс развития креативности дошкольников"

В рамках городской методической площадки "Развитие предпосылок инженерного мышления через использование образовательных конструкторов Лего в детском саду"...

Мастер-класс "Музыкально-дидактическая игра - как важный фактор развития у дошкольников любознательности, инициативности, творчества"

На данном мастер-классе автор  предлагает  музыкально-дидактические игры, которые можно применять для творческого развития дошкольников, в том числе ограниченных возможностей....

Мастер-класс для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

laquo;Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»...

Мастер – класс для родителей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Мастер -класс для родителей "Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста "...

Мастер-класс для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения ребёнка"

Представленный материал будет полезен, как начинающим учителям-логопедам, так и родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями....