Проектно – исследовательская технология как способ реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками
статья на тему

Светлана Михайловна Жижина

Автором представлена статья, рассказывающая о том, как  использование  проектно – исследовательской технологии   реализует  личностно-ориентированный подход в  работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    ГБОУ СОШ  №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика

м.р. Волжский Самарской области

 СП  «Детский сад «Солнышко»

Проектно – исследовательская технология как  способ реализации  личностно-ориентированного подхода в  работе с дошкольниками

Автор

воспитатель  Жижина С.М.

Стройкерамика, 2018

Обновление содержания образования согласно «Концепции модернизации российского образования», Закону Российской Федерации «Об образовании в РФ», ФГОС требует от педагога поиска методов, приемов,  педагогических технологий,  активизирующих  активность, деятельность ребенка, развивающих его личность  в процессе различных видов деятельности. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребенка. Реализация системно – деятельностного подхода ставит передо мной как перед педагогом следующие задачи:

  • создание условий для мотивации процесса приобретения знаний;
  • формировать умение самостоятельно ставить цель и находить пути  и средства для её достижения;
  • помогать  воспитаннику  сформировать умения самоконтроля и контроля оценки и самооценки.

Решая данные задачи, я в своей работе использую различные образовательные технологии.

         Реализация системно – деятельностного подхода невозможна без использования личностно – ориентированных технологий.  В работе с детьми я использую ситуации, ориентированные на личностное развитие, а именно: ситуация успеха, ситуация обращения к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания и другие. Я нахожусь  рядом с детьми  во время творческого процесса, принимаю их позицию, бережно отношусь к результатам детского творческого труда.

Создание комфортных условий, атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания – это для меня основа партнёрских взаимоотношений с воспитанниками.

 

Современный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.

Одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода стала проектно – исследовательская технология.   Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они нужны детям и поэтому интересны им.   В своей работе я использую  метод проектов, что позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развивать творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах. В нашей группе проектная деятельность носит характер сотрудничества. Роль родителей в реализации метода проектов нельзя переоценить. Для  каждого ребёнка опыт совместной проектной деятельности с мамой или папой бесценен. Кроме приобретения новых знаний, умений дошкольник получает заряд позитивных эмоций, уверенности в своей значимости и необходимости для родных ему людей.

Ребёнок – самый большой исследователь. Буквально с первых дней жизни он посредством осязания, обоняния, тактильных ощущений исследует, познаёт этот мир. Мои воспитанники сейчас в таком возрасте, когда по сто раз на день звучат вопросы  «А почему? Зачем? Для чего?». Моя задача направить эту  жажду знаний в нужном направлении. Здесь мне помогает ещё одно «золотое» правило деятельностного подхода: «Радуйся вопросу, но отвечать не спеши». Развитие исследовательских способностей ребёнка – вот основная задача технологии исследовательской деятельности. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, – опыты. Для поиска ответов на бесконечные детские вопросы мы проводим занимательные и увлекательные опыты в непосредственно-образовательной и совместной деятельности с детьми. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: снегом, воздухом, песком, глиной, камнями, водой и пр.  В группе создан уголок исследований и экспериментов.  Наши опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети  все проделывают сами. Самостоятельно  рассуждают, рассматривают, обнаруживают, пытаются объяснить увиденное, фантазируют. В самостоятельном экспериментировании детей для меня особенно ценно то, что данная деятельность не задается нами заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. При этом я выступаю не в качестве педагога-наставника, а становлюсь равноправным партнером, соучастником эксперимента. Это позволяет детям  проявлять собственную исследовательскую активность. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Я уверена, детское экспериментирование способствует и обогащает детей дошкольного возраста знаниями, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, учит  анализировать, раздумывать, делать выводы, размышлять.

Использование современных образовательных  технологий и их интеграция при организации различных видов детской деятельности, самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей,  делают образовательный процесс целесообразным, результативным, эффективным, целостным, что даёт мне возможность эффективно реализовывать системно - деятельностный подход обучения и воспитания.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Исследовательская технология при проведении экспериментальных занятий со старшими дошкольниками"

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи практическим работникам ДОУ при организации экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками....

Описание опыта работы по теме "Организация экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников"

Из опыта работы по организации и проедении экспериментов, опытов, написании детских исследовательских  проектов. В  статье описаны  этапы проведения эксперимента, этапы подгот...

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Авторская разработка. Доклад "Проектно-исследовательские технологии"

Доклад на тему: "Проектно-исследовательские технологии"...

Технология проектно-исследовательской деятельности дошкольника - все о проектах в дошкольных группах

Материал поможет понять "Что такое проектно-исследовательская деятельность?"...

Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...

Технология проектно-исследовательской деятельности дошкольника

 Проектная деятельность в дошкольном возрасте занимает важное место в деятельности педагогов, организации образовательного процесса, взаимодействии с родителями, организации совместной дея...