Статья "С чего начинается Родина"
статья (средняя группа) на тему

Данная статья показывает всю глубину и значимость детей к своей Родине к своему городу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Человеку никак нельзя жить без Родины,

 как нельзя жить без сердца”.

К. Паустовский

               

                         «С чего начинается Родина?»

   Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Базовым этапом  формирования любви к Родине следует считать, накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений приобщение к миру его культуры.  Задача воспитателя – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные явления. Причем факты, явления должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы, прежде всего сами должны знать его, а также должны подумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, что можно увидеть только здесь.  Показать свой родной край таким, чтобы, когда дети станут взрослыми, даже уехав из родных мест на долгие годы, они вспоминали их с теплотой, с гордостью рассказывали о богатстве родного края, о том, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

    Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира. Для  его небольшого жизненного  опыта, что способствуя формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, мы тем самым поможем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.

Со словом "Родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

   

Поэтому мы авторский коллектив ГБДОУ детского сада № 50 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга разработали парциальную программу краеведческого содержания «Общение с городом. Колпинские встречи»  которая построена на основе реализации историко-функционального и комплексного подхода к отбору образовательного содержания. Это предполагает активное исследование дошкольниками историко-культурных, социальных функций города Колпино, взаимосвязи социальной и промышленной жизни города с природными особенностями. Эта программа была предназначена для реализации в старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений. И мы, педагоги данных групп, реализовав эту программу, увидели положительный результат в освоении знаний детей о своем городе. Появление у детей познавательного интереса к познанию и преобразованию города. Дети стали активны и инициативны в участии коллективном общении на краеведческую тему. Также очень активно участвовали и родители дошкольников в реализации содержания программы. Они вместе с детьми открывали для себя очень многое интересного про свой город.

Прошло время дошкольники стали школьниками, а мы педагоги приняли под свое крыло следующее поколение жителей нашего города. И встал перед нами вопрос: а не продолжить нам  работу по краеведению с нашими малышами? Для этого мы создали в группе центр «Краеведения для малышей» где на полке, на стенде в доступном месте для детей были расположены фотографии различных зданий (детский сад, школа которая расположена не далеко от нашего детского сада, детская библиотека, детская поликлиника, дворец творчества, кинотеатр «Подвиг») также рядом с этими фотографиями расположены картинки с изображением людей которые работают в этих зданиях (школа – учитель, поликлиника – врач и т.д.). Педагогам данной группы было разработано дидактическое пособие в рамках краеведческого содержания, «От мало до велика» которое, показывало ребенку его значение и значимость в своем родном городе. Пособие состоит из четырех коробочек отличающихся от себя размером. Первая коробочка маленькая «Семья», вторая чуть больше «Колпино», третья ещё чуть больше «Санкт-Петербург», и четвертая большая «Россия»

На данном этапе будут задействованы только первые две коробочки, следующие две в старших группах.

Первая маленькая коробочка «Семья» в ней лежат картинки, с изображением членов семьи включая животных, также картинки с изображениями квартиры и имеющими в них комнат, предметами мебели. Вторая чуть больше коробочка «Колпино» в ней лежат также картинки, но только с изображением различных зданий этого города, картинки с изображением людей разных профессий. Все это позволит ребенку более  понять, что Родина начинается с малого: со своей семьи, своего родного города, где ты родился и живешь. С помощью этих  коробочек дети учатся рассказывать и составлять рассказ о своей семье, о членах семьи, о своем городе, о знакомых зданиях и местах этого города,  благодаря этому у детей развивается связная речь и обогащается словарный запас. Отбор соответствующего материала позволяет, сформировав  у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город. Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми, духовным наследием. Со всем этим материалом дети познакомятся уже в старших группах. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушаться связи  между поколениями.

Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь, совместно с дошкольным учреждением, родителями и конечно систематической работой.

Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить, воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

          Краеведческое образование последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса современного детского сада.

           Воспитывая любовь к своему городу, мы подводим детей к пониманию, что он – частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди много общего. Люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных и т.д.) соблюдают традиции.  Вот именно здесь велика роль краеведческой работы, в сохранении народных традиций.

      Всё это в комплексе способствует развитию краеведения не только в  школах, но и в  детских садах

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Программное содержание Воспитывать любовь к родному краю; Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя гражданином своей страны; Расширять и закреплять зн...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...