Родной свой край люби и знай!
проект (средняя группа) на тему

Шагарова Наталья Николаевна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_npv_1.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной свой край люби и знай!»

Воспитатель:

Шагарова Н.Н.

Лямбирь-2017

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

                                (В. Орлов)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Новизна проекта

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип  проекта:  тематический.

Срок проекта:  краткосрочный, 2 месяца

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья 
- Детский сад 
- Родная улица, район 
- Родное село, Республика 
- Страна, ее столица, символика 

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Технология реализации проекта

Этапы работы:

Введение в тему — создание проблемной ситуации.

Первый этап — подготовительный. Постановка целей, задач, составление плана работы и внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении, создание условий, необходимых для реализации проекта, предварительная работа с детьми, родителями (анкетирование).

Второй этап — основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Третий этап — заключительный. Включает в себя обобщение результатов работы.

Формы работы

с детьми:

Беседы;

занятия;

рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

творческая речевая деятельность;

развлечения;

дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;  

 сочинение рассказов и сказок о семье;

с родителями.

Беседы, консультации;

 анкетирование;

 Фотоконкурсы;

Предполагаемый результат:

  1. У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
  2. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
  3. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
  4. Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
  5. Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края, города.

Примерное планирование работы с детьми 4-5 лет

Тема: «Моя семья»


Содержание 


Задачи 


Формы работы


Методы и приемы


Семь Я


Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое уважение к пожилым родственникам.


Занятия, совместные с родителями досуги, праздники


Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья».


Место работы родителей


Прививать уважение к труду родителей.


Экскурсии к месту жительства некоторых детей, сюжетно-ролевые, дидактические игры.


Беседы, составление рассказов о будущей профессии, рисование.


Родной очаг 


Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым членам семьи.


Экскурсии к месту жительства некоторых детей, сюжетно-ролевые игры «Строители», «Почта»


Беседа на тему «Мой адрес»; рисование дома, фантазирование сказочного дома.


Интересное в нашем доме


Учить детей внимательнее относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи.


Театрализованная деятельность, игры, концерты.


Беседы на темы: «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга», «Животные в доме», «Домашние праздники» и т.д.


Тема «Мой детский сад»


Содержание 


Задачи 


Формы работы 


Методы и приёмы 


По дороге в детский сад


Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.


Занятия, сюжетно-ролевые игры.


Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек.


Заботливые люди 


Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.


Экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры.


Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование


Двор детского сада


Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.


Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения.


Беседы, моделирование участков.


История детского сада


Познакомить детей с историей детского сада


Вечера воспоминаний


Беседы, рассматривание фотоальбомов


Тема: «Мой посёлок»


Содержание 


Задачи 


Формы работы 


Методы и приёмы 


История посёлка


Познакомить детей с историей возникновения поселка, его названия; вызвать интерес к своему поселку, привить чувство гордости за него.


Занятия, экскурсии по поселку.


Беседы, рассказ воспитателя об истории поселка, рассматривание фотоальбомов.


Улицы поселка


Дать детям понятия о происхождении названий некоторых улиц поселка.


Экскурсии по улицам поселка


Беседы, рассказ воспитателя о людях, в честь которых названы улицы.


Предприятия и учреждения поселка


Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда; интерес к профессиям.


Экскурсии на предприятия и учреждения поселка; сюжетно-ролевые игры.


Беседы с работниками предприятий; чтение художественной литературы о людях труда; рисование, рассматривание фотоальбомов.


Транспорт поселка


Дать представления о транспорте; учить детей правилам поведения в общественном транспорте.


Экскурсии на железную дорогу; сюжетно-ролевые игры.


Чтение художественной литературы, рассматривание фотоальбомов, рисование, беседы.




Тема: «Наша Родина – Россия»

Содержание


Задачи


Работа с детьми


Моя Родина – Россия


Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название «Россия». Познакомить с государственным флагом.


Занятие. Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Чтение стихотворений о Родине. 


Государственный символ России – флаг


Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – флаге, познакомить с цветами государственного флага РФ, их символическим значением. Формировать уважительное отношение к флагу РФ. Формировать умение называть «Флаг России», знать назначение флага.


Занятие. Рассматривание иллюстраций государственного флага РФ. Аппликация «Флаг России» Дидактическая игра «Узнай наш флаг».Наблюдение во время прогулок, на каких зданиях можно увидеть государственный флаг.


Государственный символ России – герб


Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе – гербе. Сформировать уважительное отношение к гербу РФ. Познакомить детей с символическим значением герба.


Занятие. Рассматривание изображения государственного герба, рассматривание герба на монетах, на документах. Д/и «Узнай наш герб»


Государственный символ России – гимн


Познакомить детей с государственным гимном. Воспитывать уважительное отношение к гимну как к официальному музыкальному символу. Формировать представление о правилах поведения при прослушивании государственного гимна, объяснить в каких случаях исполняется гимн.


Занятие. Прослушивание государственного гимна.


Практическая, теоретическая, познавательная значимость проекта.

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....