Опыт работы по теме: «Роль средств занимательной математики в развитии элементарных математических представлений у детей»
статья на тему

Пузанова Валентина Васильевна

Сообщение из опыта работы по теме: «Роль средств занимательной математики в развитии элементарных математических представлений у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty_po_teme.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы по теме: «Роль средств занимательной математики в развитии элементарных математических представлений у детей»

воспитатель МДОУ д/с №12 «Дубок»

Пузанова Валентина Васильевна

I квалификационная категория

     Математика является универсальным и мощным методом познания. Одно из самых точных высказываний, определяющих ее место в системе наук, принадлежит физику Н.Бору: «Математика – это больше, чем наука, это – язык». Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражения: порядок, точность, ясность, сжатость; требует воображения и интуиции.

Современное содержание дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО представлено пятью образовательными областями. В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т.е. осуществляется математическое образование дошкольников.

Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели др. Нестандартный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

     Так хорошо известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началом геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.

     Эффективным пособием формирования мыслительных умений являются логические блоки. Блоки Дьенеша мы начинаем использовать во второй младшей группе. В процессе разнообразных действий с блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и сточки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения: анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения. С помощью блоков мы тренируем внимание, память, восприятие у детей.

     В дальнейшей работе, в более старшем возрасте, использование комплекта логических блоков дает возможность нам вести дошкольников в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. Вместе с логическими блоками мы используем карточки-символы, на которых условно обозначены свойства блоков. Использование карточек позволяет развить у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать информацию о них. Это и есть первый этап игры с блоками. Второй этап – дети играют в игры с блоками на преобразование, группируют и классифицируют блоки. В последующих заданиях усложняем задачу – развиваем умение выявлять свойства блоков по слову, без опоры на наглядность. Игры с блоками Дьёнеша не только влияют на развитие интеллекта ребенка, но и на умение находить зависимости и закономерности.

     Палочки Кюизинера при применении их в работе с дошкольниками помогают развивать у них логико-математические представления. Они в полной мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным особенностям, уровню развития логического мышления, в основном наглядно-действенного, наглядно-образного. Уже в средней группе формируются представления о цвете, размере и умение составлять узоры из палочек, а в старшей и подготовительной – представление о составе числа, решение задач, отношения по длине и высоте.

     С детьми старшего дошкольного возраста мы также используем комплект игр «Страна блоков и палочек», которые являются сюжетно-дидактическими, в этих играх есть сюжет, а слово «дидактический» подчеркивает их обучающий характер. Ведь игра для ребенка не только средство развития жизни, но и сама жизнь. В игре ребенок применяет свой интеллектуальный опыт, тренирует волю, расширяет познавательные интересы.

     В комплекте игры «Страна блоков и палочек» используются широко известные педагогам и родителям современные  дидактические материалы одновременно – логические блоки Дьёнеша и палочки Кюизенера. В комплект входят четыре игры: выставка «Четыре времени года», школа, строим дом, журналисты. В игре «Страна блоков и палочек» дети знакомятся с правилами, постепенно переходя от простого к сложному. В игре используются оба игровых материала, что создает дополнительные возможности для развития творческого воображения у детей.

Для реализации математических задач образовательной области «познавательное развитие»  мы используем такие пособия и игры: кубики Никитина «Сложи узор», «Соты Кайе», «Хамелеон», «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Маленький дизайнер», а также шашки.     Все предложенные нами игры находятся в групповой комнате в математическом центре, и любой ребенок может воспользоваться ими для совместной с педагогом и другими детьми, либо в самостоятельной деятельности.

Итогом проводимой работы по математическому развитию детей можно считать следующие результаты: во второй младшей группе в основном дети проявляли интерес к игре блоки Дьёнеша, паззлам, мозаике, редко использовали пособия и игры в свободной  деятельности. В средней группе дети самостоятельно используют карточки-символы к игре блоки Дьёнеша, образцы для выполнения рисунка, разлинованное поле к игре с палочками Кюизенера. С интересом знакомятся с игрой «Геоконт», предназначенной для детей более старшего возраста, выполняют различные задания, развивая своё логическое и пространственное мышление.

 В нашей группе создан и постоянно пополняется Центр математики и наук, где размещены дидактические и игровые пособия математического характера, материалы для развития сенсорики, опытно-экспериментальная лаборатория, пособия для решения задач, развития временных представлений и многое другое. В 2016 году Центр пополнился нашим авторским пособием «Математический центр», которое было представлено на  смотре-конкурсе среди педагогов нашего детского сада на лучшую методическую разработку (пособие) по математическому развитию или опытно-экспериментальной деятельности с детьми в рамках реализации проекта ТЕМП в детском саду,  и получило третье место. Пособие представляет собой прямоугольную фигуру на тканевой основе, на одной стороне которого расположены цветные ленты с липучками, шнуровка в определенной последовательности. К пособию прилагаются съемные элементы, размещенные в коробках. Можно использовать в вертикальном и горизонтальном положении.

Работа с данным пособием предполагает несколько вариантов игр. Возможно использование «математического центра» для проведения занятий с подгруппой детей (6-7 человек) или индивидуально. По желанию педагога и детей, пособие дополняется  другими функциями, фигурами, съемными элементами.

     Например, игра «Собери бусы».

     Цель игры: формировать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

     Оборудование: пособие «математический центр», на нем слева направо в определенном чередовании расположены фигуры: красный треугольник, зеленый круг и т.д.

     Ход игры:

     Дети садятся полукругом, на столе пособие «математический центр». В гости приходят матрешки. Они очень торопились и забыли надеть бусы, и просят ребят выложить бусы из геометрических фигур. Дети выполняют просьбу матрешек по образцу. Затем рассматривают получившиеся бусы. Матрешки хвалят ребят.

     Игра предполагает различные варианты проведения: на закрепление цвета или знакомство с геометрическими фигурами.

    С пособием «Математический центр»  мы принимали участие в городском конкурсе методических материалов в рамках реализации проекта ТЕМП, который проходил в  марте 2016 года на базе Управления образования.

В работе с детьми мы используем материалы и пособия «Мобильного математического центра», который размещен в большом чемодане и передается из группы в группу по мере необходимости.

     

     Таким образом, использование занимательных средств положительно влияет на интерес детей к математике, способствует формированию внимания, усидчивости, логического мышления, памяти дошкольников. Перспективой дальнейшей работы по теме мы считаем не только использование в работе с детьми известных пособий и игр на развитие логического мышления, но и  изучение, апробацию новинок, пополнение картотеки математических игр, изготовление новых пособий, распространение опыта своей работы, участие в конкурсах методических разработок для педагогов ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)

Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «Занимательная математика»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представленийдля детей подготовительной группы«Занимательная математика»...

Сообщение из опыта работы по теме: «Роль средств занимательной математики в развитии элементарных математических представлений у детей»

   Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его (Почему? Как? Где?) порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детя...

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"

Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...