Сообщение из опыта работы по теме: «Роль средств занимательной математики в развитии элементарных математических представлений у детей»
материал

Пузанова Валентина Васильевна

     Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его (Почему? Как? Где?) порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_po_teme.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы по теме: «Роль средств занимательной математики в развитии элементарных математических представлений у детей»

Воспитатель МДОУ д/с №12 «Дубок»

Пузанова Валентина Васильевна

I квалификационная категория

     Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его (Почему? Как? Где?) порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

     Одна из основный задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО математическое развитие ребенка. Она не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи.  Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и свойствами.

     Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьёнеша, палочки Кюизинера, счетные палочки, наглядные модели др. Нестандартный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

     Так хорошо известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началом геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.

     Эффективным пособием формирования мыслительных умений являются логические блоки. В процессе разнообразных действий с блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и сточки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения: анализы, абстрагирование, сравнение, классификации, обобщение. С помощью блоков можно тренировать внимание, память, восприятие у детей.

     Комплект логических блоков дает возможность вести дошкольников в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. Вместе с логическими блоками мы используем карточки-символы, на которых условно обозначены свойства блоков. Использование карточек позволяет развить у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать информацию о них. Это и есть первый этап игры с блоками. Второй этап – дети играют в игры с блоками на преобразование, группируют и классифицируют блоки. В последующих заданиях усложняем задачу – развиваем умение выявлять свойства блоков по слову, без опоры на наглядность. Игры с блоками Дьёнеша не только влияют на развитие интеллекта ребенка, но и на умение находить зависимости и закономерности. Дети начинают  знакомиться с блоками во второй младшей группе: цвет, форма, выкладывание по образцу. В средней группе задача усложняется: дети работают с обручами, карточками-символами. Дети проявляют большой интерес к игре с блоками Дьёнеша.

     Палочки Кюизинера при применении их в работе с дошкольниками помогают развить в них логико-математической представление. Они в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным особенностям, уровню развития логического мышления, в основном наглядно-действенного, наглядно-образного. В средней группе формируются представления о цвете, размере и умение составлять узоры из палочек, а в старшей и подготовительной – представление о составе числа, решение задач, отношения по длине и высоте, второй десяток.

     Также используем комплект игр «Страна блоков и палочек» - сюжетно-дидактические, то есть игры, в которых есть сюжет слова «дидактический» подчеркивает их обучающий характер.

     Игра для ребенка не только средство развития жизни, но и сама жизнь. В игре ребенок применяет свой интеллектуальный опыт, тренирует волю, расширяет познавательные интересы.

     В комплекте игры «Страна блоков и палочек» используются широко известные педагогам и родителям современные международные дидактические материалы – логические блоки Дьёнеша и палочки Кюизинера. В комплект входят четыре игры: выставка «Четыре времени года», школа, строим дом, журналисты. В игре «Страна блоков и палочек» дети знакомятся с правилами постепенно переходя от простого к сложному. В игре используются оба игровых материала, что создает дополнительные возможности для развития творческого воображения у детей.

     Приняла участие  в смотре-конкурсе на лучшую методическую разработку (пособие) по математическому развитию или опытно-экспериментальной деятельности с детьми в рамках реализации проекта ТЕМП в детском саду и заняла третье место. Мною было разработано дидактическое пособие «Математический центр» - прямоугольная фигура на тканевой основе, на нем расположены цветные ленты с липучками, шнуровка в определенной последовательности. Пособие предназначено для работы по математическому развитию детей. Оно предполагает несколько вариантов игр. Можно использовать в вертикальном и горизонтальном положении. Возможно использование для проведения занятий с подгруппой детей (6-7 человек) и индивидуально. Можно дополнить другими функциями, фигурами.

     Игра «Собери бусы».

     Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

     Оборудование: математический центр, на нем слева направо в определенном чередовании расположены фигуры: красный треугольник, зеленый круг и т.д.

     Ход игры:

     Дети садятся полукругом, на столе математический центр. В гости приходят матрешки. Они очень торопились и забыли надеть бусы, и просят ребят выложить бусы из геометрических фигур. Дети выполняют просьбу матрешек по образцу. Затем рассматривают получившиеся бусы. Матрешки хвалят ребят.

     Игра предполагает различные варианты проведения: на закрепление цвета, разложить по основным цветам, знакомство с фигурами и почини коврик.

     Приняла участие в городском конкурсе методических материалов в рамках реализации проекта ТЕМП.

     Для реализации образовательной области познавательное развитие мы используем пособия, игры: кубики Никитина «сложи узор», соты Кайе, «Хамелеон», «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Маленький дизайнер», а также шашки.

    Во второй младшей группе в основном дети проявляли к игре блоки Дьёнеша, пазлы, мозаика. В средней группе дети используют карточки-символы к игре блоки Дьёнеша, образцы для выполнения рисунка, разлинованное поле к игре с палочками Кюизинера. С интересом знакомятся с игрой «Геоконт», развивая своё логическое мышление.

     Все предложенные нами игры находятся в групповой комнате в математическом центре и любой ребенок может воспользоваться ими для совместной с педагогом и другими детьми, либо в самостоятельной деятельности.

     Таким образом, перспективой дальнейшей работы по теме можно считать использование в работе с детьми известных пособий и игр на развитие логического мышления, изучение и апробацию новинок, пополнение картотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребенка»

Дети в возрасте 3 - 4 года находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Их исследовательские действия встроены в предметно - манипулятивную деятельность. Материалы ...

Опыт работы по теме: «Роль средств занимательной математики в развитии элементарных математических представлений у детей»

Сообщение из опыта работы по теме: «Роль средств занимательной математики в развитии элементарных математических представлений у детей»...

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)

Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...

Сообщение из опыта работы на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей»

1слайд. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие способности детей, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «Занимательная математика»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представленийдля детей подготовительной группы«Занимательная математика»...