Методическая разработка "Дневничок настроения"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ильюшенко Юлия Юрьевна

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Поэтому одна из важнейших задач в работе с дошкольниками - научить детей понимать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимку, жесты,выразительные движения, интонации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnichok_nastroeniya.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Все мы хорошо знаем, что эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в жестах, во всем поведении.

Поза, жест, особенности движений во многом играют важную роль в передаче эмоционального состояния не только детей, но и взрослых. По выражению Ж..Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах».

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Поэтому одна из задач в работе с дошкольниками – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Для решения этих задач в работе с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы эффективным и интересным является ведение ребенком «дневничка», который носит название    «Дневничок настроения».

Ведение «дневничка» помогает вовлечь родителей в проектную деятельность, т.к. его ведение предполагает активное привлечение родителей. С другой стороны «дневничок» помогает родителям лучше понять чувства и эмоции ребёнка.

Странички «дневничка» заполняются в соответствии с темами месяца, когда мы изучаем то или иное чувство. Тематика страниц «Дневничка настроения», используемая в моей работе.

«Это я». В детском саду ребенок рисует свой портрет и с помощью воспитателя подписывает свое имя, фамилию, возраст. Дома с помощью родителей приклеивают  свою фотографию.

«Мое имя. Как меня называют окружающие». Ребенок рассказывает, что он знает о своем имени, почему его так назвали. Какими ласковыми словами его называют друзья, родители, бабушка и дедушка. Дошкольнику дается задание узнать у родителей, почему ему дали такое имя и как его будут называть, когда он вырастет. Родители кратко записывают историю имени.

 «Моя семья». В детском саду с воспитателем дети выполняют рисунок семьи и подписывают членов семьи, а дома приклеивают фото своей семьи. Родители записывают рассказ со слов ребенка о своей семье.

«Каким я бываю». Детям раздаются шаблоны человечков. Воспитанники обводят их несколько раз и затем изображают на них себя в различных эмоциональных состояниях: радостными, удивленными, грустными, рассерженными. Дома предлагается родителям «угадать» эмоции ребенка на картинках и подписать их.   Если есть фото, на которых ребенок изображен радостным, плачущим, удивленными и т.д., можно их приклеить. С помощью взрослого дети могут дописать предложения: «Я радуюсь, когда…», « Я грущу, когда…»

«Какими бывают мои близкие». Детям раздаются шаблоны человечков. Воспитанники обводят их несколько раз, и воспитатель подписывает, указывая всех членов семьи. Дети заполняют настроения своих близких и проговаривают, в каких ситуациях члены семьи бывают радостными, грустными и т.д. Дома детям предлагается дописать предложения с помощью взрослого: « Мама радуется, когда я…», «Папа сердится, если я…», «Бабушка удивляется, когда я…».

«Я злюсь, когда…». В группе  детям  раздают шаблоны морской звезды, которую они обводят красным цветом. В центре ее рисуется пиктограмма «злость». На концах с помощью взрослого ребенок вписывает ситуации, когда он злится.

«Мне страшно, когда…» Страничка заполняется при изучении чувства страха. В детском саду детям  раздают шаблоны кляксы и предлагают обвести черным фломастером . В центре ее рисуется пиктограмма «страх». На концах ее с помощью взрослого ребенок вписывает свои страхи (один в группе, остальные - дома).

«Мой самый большой страх». В группе дети выполняют рисунки на заявленную тему. Дома родители записывают несколько высказываний по рисунку со слов ребенка. 

 «Я грущу, когда…» Страничка заполняется при изучении чувства грусти. Детям раздаются шаблоны ромашки. Ромашка настроения делается по тому же принципу, что и солнышко. В центр ромашки дети рисуют пиктограмму «грусть». Лепестки цветка заполняются аналогично лучикам солнышка.

«Самое грустное событие» В группе дети выполняют рисунки на заявленную тему. Дома родители записывают несколько высказываний по рисунку со слов ребенка.

«Какой я сегодня». В дневнике воспитателем делается табличка, в которой есть даты и нарисованные пустые квадраты на каждый день. Ребенок, под контролем взрослого, отмечает свое настроение ежедневно (в течение недели) закрашивая квадраты разными цветами: Спокойный - зеленый цвет,  веселый – желтый цвет, грустный - синий, раздраженный- красный, подавленный - фиолетовый, тревожный - черный. В конце недели проводится обсуждение с детьми, какими они были за эту неделю и почему.   

«Мои пожелания». На итоговом занятии идет обсуждение всех изученных эмоций. Детям предлагается высказать пожелания всем людям, отчего они смогут стать радостными. По одному пожеланию записывается в дневничок на занятии («Пусть никто никогда не болеет», «Пусть всем дарят подарки и говорят хорошие слова» и др.)  Остальные пожелания  оформляются дома с родителями. Ребенок заканчивает страничку веселым, позитивным рисунком.      

Заполненные дома странички обсуждаются с детьми в группе с воспитателем, а итогом  работы является выставка «дневничков» в группе.

Работа по заполнению «Дневничка моего настроения» дает возможность   ребенку высказать «тайное» о своих чувствах и эмоциях, а родителям – лучше узнать своего ребенка. Ведение дневничков на занятиях по развитию эмоций вызывает большой интерес и эмоциональный отклик  как у детей, так и у их родителей и является очень эффективным в реализации поставленных задач по развитию эмоциональной сферы дошкольников в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический прием "Море настроения"

методический прем "Море настроения" используется как развивающая среда в группе по  социально-эмоциональному развитию в разных возрастных группах....

Методическая разработка Интегрированное занятие в старшей группе "Осенние настроение"

Интегрированное занятие в старшей группе "Осенние настроение"...

Методическая разработка занятия для ДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы "Рисуем настроение"

Цель занятия по развитию эмоционально-волевой сферы "Рисуем настроение" - познакомить детей с различными эмоциями, научить отличать их по схематическим изображениям, активизировать словарный запас. Ва...

Методическая разработка на тему «Азбука настроений"

Перспективное планирование работы по  развитию эмоций у старших дошкольников....

учебно-методическая разработка.Дидактическая игра "Угадай настроение"

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, рекомендуется для совместной деятельности педагога с детьми. В игре прослеживается интеграция областей "социально-коммуникативное развитие" ...

Методическая разработка музыкального досуга "Летнее настроение"

Летняя пора - прекрасное время для досугов и развлечений в детском саду. Материал пригодится для работы музыкального руководителя, воспитателя и других педагогов работающих с детьми....

Методическое пособие «Настроение Колобка"

Мир ребенка дошкольного возраста- эмоционален. Развитие у ребенка понимания своего эмоционального состояния и состояния других людей является одним из важнейших компонентов в развитии психики ребенка....