Консультация для педагогов "Знакомство дошкольников с книжной графикой"
консультация по теме
Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры, архитектуры и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_doshkolnikov_s_knizhnoy_grafikoy.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство дошкольников с книжной графикой».
Автор: Яшина Наталья Вячеславовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 29» г. Саров Нижегородской области
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве. Творчество таких мастеров книжной графики, как Ю.Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, А. Пахомова и др., отличает высокое профессиональное мастерство, знание возрастных особенностей ребенка – дошкольника. С самого раннего возраста детей учат воспринимать яркость цветовых образов, осознавать содержание рисунка, знакомят с выразительными средствами книжной графики.
Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет важную эстетическую функцию. Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрации – одно из сильных средств воспитания. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры, архитектуры и др.).
Ознакомление дошкольников с произведениями книжной графики начинается в младшем дошкольном возрасте. Психологи, искусствоведы, педагоги отмечают своеобразие восприятия детьми графических образов, дети выбирают яркие изображения, с возрастом их больше привлекает реализм в изображении. Художественное (эстетическое) восприятие характеризуется эмоциональным и интеллектуальным возбуждением. Художественное восприятие – это осмысленное восприятие содержания. В первую очередь мы видим на графической работе предмет, изображение пространства, образ, а не линии, пятна, штрихи. При рассмотрении иллюстрации дети эмоционально воспринимают образ, детям доступны средства выразительности графики, это значит, что они могут соотносить цветовое пятно, линию с характеристикой образа. Иллюстрация является художественным средством, которое помогает более полно воспринимать литературный образ.
Восприятие произведений графики – стимул для развития детского творчества, так как дети в своих рисунках пользуются теми же выразительными средствами, что и художники-графики.
Знакомя дошкольников с книжной графики, педагоги ставят перед собой задачи, соответствующие возрастным особенностям детей.
2-ая младшая группа
- Знакомство с доступным детскому восприятию видом изобразительного искусства – книжной графикой.
- Развитие интереса малышей к иллюстрациям, желания рассматривать цветные иллюстрации совместно со взрослыми и самостоятельно.
- Формирование умения внимательно рассматривать картинку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты.
- Развитие умение понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям.
Привлечение внимания к некоторым средствам выразительности, рассматривая иллюстрации к детским книгам (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина).
При ознакомлении с книжной графикой детей 3-4 лет можно за один раз рассматривать несколько иллюстраций, предусмотреть повторный просмотр иллюстраций. По времени нужно ориентироваться на заинтересованность детей.
Дети этой возрастной группы могут увидеть характер героев (добрый, злой, хитрый). Поэтому задаются вопросы не только на узнавание образа, но и определение характера героев. Воспитатель комментирует ответы детей и побуждает их фантазировать. Учить детей замечать характер героев через цвет, жесты, позу, выражение лица, глаз и т.д. В этом возрасте предлагается рассматривать следующие произведения: иллюстрации Елены Лось к сборнику "Колыбельные", иллюстрации Юрия Васнецова и Е. Рачова, рисунки В. Конашевич к сказкам К.Чуковского и др. Главное условие - конкретность, верность тексту.
Средняя группа.
- Определение особенностей книжной графики: сопровождение иллюстрации текстом, украшение книги.
- Определение средств выразительности.
- Знакомство с художниками-иллюстраторами на конкретных примерах, близких детскому опыту: Е. и Н. Чарушины, Н. Кочергин, Т. Юфа, Т. Маврина, М. Митурич, В.Ватагина и др.
Со второй половины года на группе организуются выставки, где дети могут сравнить несколько произведений одного художника, а также увидеть работы других художников.
Дети, рассматривая иллюстрации, сравнивают персонажи, учатся определять образы животных – реальные и сказочные, выразительные средства, которые использует художник (цвета, их тона, дальний и передний план, герои – главные и второстепенные, их одежда и пр.).
Старшая группа
- Знакомство с графикой как видом изобразительного искусства.
- Определение назначения иллюстрации – сопровождение текста.
- Знакомство со спецификой труда художника-иллюстратора, технологией создания иллюстрации.
- Знакомство с художниками-анималистами, иллюстраторами-сказочниками.
Подготовительная группа.
- Обогащение представлений о графике: видах и особенностях средств выразительности.
- Обогащение представлений о специфики труда художника-иллюстратора, способах создания иллюстрации.
- Знакомство с художниками-анималистами, иллюстраторами-сказочниками, иллюстраторами «веселой» книги.
Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства с детьми старшего дошкольного возраста проводятся не менее одного раза в месяц (за счет занятий по рисованию, лепке, аппликации). Возможна организация ознакомления детей с книжной графикой как часть занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). В первой части занятия, с учетом темы, продолжается работа по ознакомлению детей с графикой. Во второй части занятия дети выполняют задание по рисованию, лепке или аппликации на тему, которая соответствует содержанию занятия.
Достаточно подробно работа по ознакомлению дошкольников с книжной графикой представлена в пособии Грибовской А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью». В сборнике представлен опыт работы городского актива и творческой группы Северного округа Москвы. В пособии авторы попытались каждое занятие по изобразительному искусству представить как средство художественного развития. Авторами разработано перспективное планирование на все возрастные группы, подобраны конспекты занятий по возрастному принципу, которые способствуют реализации следующих задач:
формировать умение понимать содержание книги и узнавать персонажи, выделять особенности их внешнего вида, определять их характер, настроение;
побуждать детей к узнаванию некоторых художников по манере рисунка, особенностям создания образа;
формировать умение выделять выразительные средства (цвет, композиция, поза, движение, материалы).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ
Художники | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | |
Ю. Васнецов | Рассматривание иллюстраций к потешкам | Заучивание потешек к иллюстрациям | Рассматривание книги «Теремок» | Рассказ о художнике. Иллюстрации к сказкам | |
Е. Чарушин | Рассматривание иллюстраций к книге К.Чуковского. | Рассматривание книги «Усатый-полосатый». Чтение «Гуси-лебеди», показ иллюстраций | Рассматривание книги «Как Томка научился плавать» | Выставка иллюстраций о животных зоопарка | |
Е. Рачев | Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» | Чтение сказки «Гуси-лебеди», показ иллюстраций | Выставка книг русских народных сказок. Рассказ воспитателя о художнике | Рассказ воспитателя о художнике | |
В. Конашевич | «Мойдодыр» К. Чуковского. Рассматривание иллюстраций | «Федорино горе» К.Чуковского. Рассматривание иллюстраций | Выставка произведений А.С. Пушкина и рассматривание иллюстраций | ||
В. Сутеев | «Петух и краски». Показ иллюстраций | «Кто сказал: "Мяу"?». Рассматривание иллюстраций | «Кто сказал: "Мяу"?». Просмотр мультфильма | «Разные колёса». Рассказ о художнике и авторе | |
Т. Маврина | Рассматривание бабочек в книге «Бабочки» | Рассматривание цветов и деревьев | Рассматривание животных и птиц | ||
Н. Радлов | Настольный театр «Колобок» | Настольный театр «Рукавичка» | Рассматривание иллюстраций «Про храброго зайца». Рисование по сказке «Про храброго зайца» | ||
В. Ватагин | Рассматривание иллюстраций животных | Рассматривание иллюстраций животных. | Викторина «Художники-анималисты» | ||
Итоговые занятия | Выставка книг с иллюстрациями разных художников | Викторина: «Угадай сказку по иллюстрации» | КВН: «Узнай художника по иллюстрации» | Сравнение иллюстраций Е. Чарушина и В. Ватагина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы работы по ознакомлению младших дошкольников с книжной графикой на занятиях по рисованию
Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей об особенностях ознакомления младших дошкольников с книжной графикой на занятиях по рисованию....
Интегрированное занятие по ознакомлению старших дошкольников с книжной графикой.
Знакомство дошкольников с особенностью творчества художников-иллюстраторов Рачева и Васнецова....
Консультация для педагогов «Своеобразие книжной графики для дошкольников»
Консультация позволит понять,как подвести детей к углубленному восприятию содержания текста и соотношение его с иллюстрацией....
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с книжной графикой «Кто и как создает рисунки в книжках» (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с книжной графикой "Кто и как создает рисунки в книжках" (старшая группа"...
«Своеобразие книжной графики и ее роль в воспитании дошкольника»
Необходимость иллюстраций в книге для детей, их важность ни у кого не вызывает сомнений. Книжная графика как особый вид изобразительного искусства развивает в дошкольнике эстетическую восп...
Тема: «Ознакомление дошкольников с детской книжной графикой»
Для приобщения детей к художественной культуре, для привития им художественного вкуса, эстетической взыскательности, была создана система педагогической работы по ознакомлени...
Семинар-практикум для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников средствами книжной графики»
Цель: раскрыть возможности использования книжных иллюстраций в различных видах деятельности по формированию эстетических представлений у детей дошкольного возраста.Задачи: - повышение педагогической к...
- Мне нравится (2)