Хакасские композиторы
материал на тему

Топоева Татьяна Константиновна

В этом альбоме самые известные хакасские композиторы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hvkvsskie_kompozitory.docx496.78 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты поиска изображений для запроса "хакасские композиторы"

Георгий Челбораков родился 28 октября 1937 года в деревне Карагай Таштыпского района. Детство было трудным, полуголодным, с плачем солдатских матерей и вдов. Печальные, горестные песни звучали под сопровождение гармони. Гармонь, издающая чудо-звуки, была священной, обладала такой притягательной силой, что захватила все мысли и чувства маленького Георгия. Любовь к гармони оказалась всепоглощающей. В годы учёбы в таштыпском пансионе Челбораков при любой возможности старался научиться играть, подбирая музыку по слуху. Возвращающиеся с фронта солдаты привозят баян, и он всё чаще стал звучать на вечеринках, свадьбах, народных праздниках. В деревне условий для обучения игре на баяне не было. Только во время службы в армии, в 1956 году, Челборакову предоставилась возможность заниматься на инструменте. В армейском клубе, где Георгий иногда занимался художественно-оформительскими работами, можно было играть на баяне сколько душе угодно. В этот период Челбораков выучил много народных песен, песен из кинофильмов, часто звучащих по радио. Сначала играл на слух. Постепенно, освоив по самоучителю основы музыкальной грамоты, он разучил «Карело-финскую польку» Б. Тихонова, и это было для него величайшим счастьем.Георгий Челбораков

Александр Александрович Кенель (1898-1970) – композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Достаточно назвать несколько изданных книг Кенеля, чтобы понять значимость его имени для Хакасии.

Александр Кенель

Так, его книга «Семён Кадышев» (1962) рассказывает о самом известном народном сказителе, поэте-импровизаторе, мастере горлового пения, память которого хранила более 30 народных сказаний-поэм, большое число песен, тахпахов.

Сборник «Народное музыкальное творчество хакасов» (1955) содержит около сотни расшифрованных записей хакасского песенного творчества, а в сборник «Хакасия поёт» (1955) вошли песни А. Кенеля на хакасском и русском языках. Песни композитора можно найти и в сборниках популярной музыки.

В 1944-48 гг., являясь старшим научным сотрудником Хакасского НИИ языка, литературы и истории, Кенель сумел исследовать, частью обобщить и сделать достоянием народа уникальное богатство Хакасии – музыкальный фольклор.

Катаева Нина Викторовна ( Xакаска) Педагог, первый профессиональный хормейстер, заслуженный работник культуры РХ, создатель и руководитель хакасского фольклорного ансамбля «Чон кӧглерi» («Народные мелодии») Нина Викторовна Катаева родилась 7 ноября в 1937 г. на прииске Албас Турочакского района Алтайского края. Рано осталась без отца и матери. После смерти родителей её воспитывали бабушка и дедушка. В трудные военные годы семья вернулась в Хакасию. Нина поступила учиться в национальную школу г. Абакана. Здесь она участвовала в художественной самодеятельности, активно занималась спортом, но всегда мечтала стать дирижёром хора. После окончания школы она осталась работать в школе пионервожатой и готовилась к поступлению в Красноярское музыкальное училище. И в 1957 г. поступила на специальность «хоровое дережирование». Мечта Н.В. Катаевой сбылась. Ей доверили дирижировать сводным хакасским хором, в котором было 250 человек. Тогда там проходила Неделя хакасского искусства в честь 250-летия присоединения Хакасии к России. После окончания музыкального училища Н.В. Катаева вернулась в г. Абакан, где стала первым профессиональным руководителем хора хакасского ансамбля песни и танца «Жарки». В 1970 г. вместе с ансамблем «Жарки» Н.В. Катаева участвовала во втором всесоюзном фестивале ансамблей народных танцев в Кишиневе. После удачного выступления, ансамбль пригласили в Москву для съёмки концертной программы. С хакасским академическим хором (при музыкальном училище) Нина Викторовна подготовила программу для записи на грампластинку, в которую вошли её песни “Моя Хакасия”, “Весенний день”, “Ясной ночью” и другие. Грампластинки с песнями Катаевой были выпущены в г. Фрунзе и г. Алма-Ата. Н.В. Катаева всегда стремилась достичь высокого уровня профессионального мастерства. В 1968 г. окончила теоретическое отделение Абаканского музыкального училища, а в 1977 г. успешно окончила отделение хорового дирижирования Новосибирской государственной консерватории им. Ф. Глинки. Учась в консерватории, Н. В. Катаева работала воспитателем и преподавателем в специализированной музыкальной школе-одиннадцатилетке при консерватории. Она часто своих учеников возила в оперный театр и филармонию. Сама же старалась не пропустить ни одной оперы, концерта симфонической музыки, выступлений артистов, приезжавших в город. В 1977 г. окончила консерваторию и вернулась в Абакан. Нина Викторовна Ктаева — лауреат конкурса композиторов Хакасии, известна в республике как педагог-музыкант, основатель и художественный руководитель ансамбля “Чон кöглерi”, для которого она написала много вокально-хоровых произведений. Она была творческим вдохновителем и создателем детского ансамбля при национальной школе-гимназии имени Ф. Катанова. Песни Катаевой напечатаны в сборниках “Колокольчики” и “Хакасия — солнечный край”, на её музыку поставлены танцы, хоровыми коллективами республики исполняются её самобытные обработки песен народов Сибири. Нина Викторовна Катаева является участницей 5-ти музыкально-этнографических экспедиций, проведённых на территории Хакасии: в 4-х полевых экспедиций в сёлах Аскизского, Таштыпского, Алтайского и Беского районов. Записаны чатханные наигрыши, шаманские заклинания, народные обряды, песни, тахпахи. Всего сделано 120 фольклорных записей разных жанров. В 2005 г. признана «Человеком года Хакасии». Награждена нагрудным знаком «За отличную работу».
getImage.jpeg

http://gazeta19.ru/files/news/14/6b/tinnikov_web.jpg

Николай Егорович Тиников, поэт, писатель, драматург, переводчик, публицист, автор десятков повестей, рассказов и стихотворений — как для взрослых, так и для ребят.

http://gazeta19.ru/files/old/images/stories/articles/2013/0001/089089970.jpg

Осенью 2013 года композиторское творчество чон узы (народного мастера) Юрия Киштеева впервые целостно и многогранно было представлено на сцене республиканской филармонии имени В.Г. Чаптыкова на концерте, посвященном его 60-летию. Зрителей очаровали простота, доступность и близость музыкальных образов, глубина постижения культуры через музыку.

Как богата земля наша традициями, которые чтят не только старики, но и молодежь. Ярко, энергично и вдохновенно исполнил пьесу “Танец воинов” детский ансамбль хакасских народных музыкальных инструментов “Чылтыс” и учащиеся ДМШ № 1 имени А.А. Кенеля. Романсы Юрия Киштеева “Степная грусть”, “Рябина” на стихи Юрия Полюхина перенесли слушателей на лоно родной природы. Голос Екатерины Кыштымовой проникновенно передавал палитру чувств, рожденных звенящей тишиной степи, древних менгиров, дуновением ветра, шелестом ковыля, замиранием небесного свода… Величие хакасской земли чувствовалось в звучании ансамбля “Улгер”, фольклорной группой которого Юрий Киштеев руководил с 1992 года. Исполнители обогатили звучание инструментов новыми тембрами: в музыкальной палитре поочередно солировали голоса Вячеслава Албычакова и Владимира Доржу.

Фото: пресс-служба Минкультуры Хакасии Павел Михайлович Боргояков, педагог, композитор, художник, народный мастер Хакасии, член Союза композиторов Хакасии, член Союза художников России, сообщает пресс-служба Минкультуры Хакасии.

Павел Михайлович родился 10 мая 1932 года в поселке Сакеевка, Аскизского района Хакасской автономной области.

В 1975 году окончил отделение культурно-просветительной работы Абаканского музыкального училища. Работал художником Музея Дома санитарного просвещения и г. Кызыле (1948-1960), баянистом-аккомпаниатором в клубах (1960-1993), а также учителем пения средней школы (1962-1969). Павел Михайлович сочинял в разных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Несмотря на то, что специального художественного образования он не получал, очень любил писать картины, с 1968 года принимал участие в различных художественных выставках. Работал в жанре тематической картины и портрета.

К портретам у Боргоякова был особый подход: он передавал в них не только внешнее сходство, но и психологизм – отображал характеры отдельных личностей, искал в них проявление общечеловеческого начала. В каждом портрете художника: неповторимость внешности и судьбы, сильный характер настоящей личности, подлинность – от одежды до жестов и настроений.

Сегодня произведения Павла Боргоякова хранятся в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова, Абаканской картинной галерее, частных собраниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по ознакомлению с хакасским орнаментом.

Как знакомить детей дошкольного возраста с хакасским орнаментом? На этой страничке вы найдете методические рекомендации по данному разделу....

КОСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВАЛЕРИЙ ГАВРИЛОВИЧ МАЙНАШЕВ-ХАКАССКОЙ ЗЕМЛИ ПОЭТ"

МБОУ «Чарковская СОШИ» СПДО Детский сад «Колосок»Усть-Абаканского  районаВоспитатель: Ерикова Любовь ФёдоровКонспект занятия подготовительная группа«Валерий Гаврилович Майнашев – хакасской земли ...

Конспект НОД по хакасскому языку Тема «Национальное украшение хакасских женщин пого»

Конспект НОД по хакасскому языкуТема «Национальное украшение хакасских женщин пого»...

Физминутки на хакасском языке, хакасские национальные игры.

Хакасский язык - с детского сада!  Знание двух языков - это всегда большой плюс для ребенка.  В нашем детском саду изучению хакасской народной культуре уделяется немалое внимание. Одной из о...

Хакасские композиторы

Материал предназначен для воспитателей, специалистов, родителей и детей ДОУ....

ПРИБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА И МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ХАКАССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Чтобы у детей появился интерес к истории родного края, чтобы они познали и полюбили свою землю, чтобы у них появилось чувство гордости, необходимо с детства научить любить то, что их окружает.Мне, как...

Хакасский язык для малышей: сказки на хакасском языке

Изучение  хакасских народных  сказок – это расширение знаний детей о своём родном крае, о своей малой родине – Хакасии. Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что ...