Хакасские композиторы
занимательные факты

Бекасова Анна Юрьевна

Материал предназначен для воспитателей, специалистов, родителей и детей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hakasskie_kompozitory.docx653.78 КБ

Предварительный просмотр:

Композитор Шалгинова Татьяна ФёдоровнаШалгинова Татьяна Федоровна

Союз композиторов республики Хакасия

Член союза композиторов России

Родилась 4 февраля 1955 года в г. Абакане.

Шалгинова Татьяна Федоровна – современный хакасский композитор, пианист. Ее творчество - уникальное явление в музыкальной культуре Хакасии. Произведения композитора – яркие звуковые картины, живописно рассказывающие о древней истории Хакасии, ее первозданной природе и обычаях хакасского народа. Музыкальный портфель композитора Татьяны Шалгиновой богат и разнообразен: это вокальные и инструментальные сочинения для детей и юношества - около 30 пьес для хакасских народных инструментов – хомыса, ыыха, хобыраха, («Наскальнын рисунки», «Рассказ хайджи», «Бронзовая статуэтка коня», «Концерт для хомыса и фортепиано» в 3-частях, Две концертные сюиты для обыраха и фортепиано), более 100 пьес для фортепиано, скрипки, флейты, кларнета и других инструментов симфонического оркестра («Озеро Иткуль», «Тайна каменного изваяния», «Солярный знак»), более 50 песен для детей и юношества, («Моя Хакасия», Ты играй, чатхан!», «Ынархас-Дружба»), музыка к 40 спектаклям по пьесам хакасских, русских и зарубежных авторов («Золотая колыбель горных духов» А.Кызласовой, «Одураченный Хорхло» А.Топанова, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, «Серенады старой Севильи» по пьесам М.Сервантеса, «Ханума» А.Цагарели, «Карлик Нос» В.Гауфа, «Я-Маугли» по мотивам Р.Киплинга ) и др.

За последние годы изданы авторские сборники для детей и юношества для фортепиано: «Солнечный чатхан», «Зимний До мажор», «Весенний Соль мажор», «Летний Ре мажор», «Театральная осень», «Танцующие эльфы» (24 вальса), «Мир Наки», вокальные: «Вдаль зовущая музыка», «Сагаа ла…» («Только тебе…»), для хакасского народного инструмента хобыраха: «Чил хайы» («Песни Ветра»). Музыкальные образы сочинений Татьяны Шалгиновой – своеобразный художественный путеводитель по Хакасии, гимн любви к своей родине. Так яркая, самобытная, колоритная оркестровая сюита «Солнечный чатхан» стала своеобразной музыкальной визитной карточкой Хакасии. Художественные образы ее произведений стали хрестоматийными, прочно вошли в репертуар музыкальных учебных заведений Хакасии и других регионов России. Юные музыканты ежегодно достойно представляют национальное своеобразие республики на престижных Всероссийских, Международных конкурсах, фестивалях.

Песни Татьяны Шалгиновой в исполнении популярного российского этно-певца Gurude (Руслана Ивакина) «Степной мираж», «Соляр», «Туганнар», «Ой, месяц холостой», «Без любви белый свет…» и др. звучат на ТВ-каналах, концертных площадках России и зарубежом.

В 2009 году хакасский композитор Татьяна Шалгинова была принята в Союз композиторов России и в 2010 возглавила Хакасское региональное отделение Союза композиторов России.

Георгий Челбораков

Георгий Челбораков родился 28 октября 1937 года в деревне Карагай Таштыпского района.

Детство было трудным, полуголодным, с плачем солдатских матерей и вдов. Печальные, горестные песни звучали под сопровождение гармони. Гармонь, издающая чудо-звуки, была священной, обладала такой притягательной силой, что захватила все мысли и чувства маленького Георгия. Любовь к гармони оказалась всепоглощающей.

В годы учёбы в таштыпском пансионе Челбораков при любой возможности старался научиться играть, подбирая музыку по слуху. Возвращающиеся с фронта солдаты привозят баян, и он всё чаще стал звучать на вечеринках, свадьбах, народных праздниках. В деревне условий для обучения игре на баяне не было. Только во время службы в армии, в 1956 году, Челборакову предоставилась возможность заниматься на инструменте. В армейском клубе, где Георгий иногда занимался художественно-оформительскими работами, можно было играть на баяне сколько душе угодно.

 В этот период Челбораков выучил много народных песен, песен из кинофильмов, часто звучащих по радио. Сначала играл на слух. Постепенно, освоив по самоучителю основы музыкальной грамоты, он разучил «Карело-финскую польку» Б. Тихонова, и это было для него величайшим счастьем.

Александр Александрович Кенель (1898-1970) – композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Достаточно назвать несколько изданных книг Кенеля, чтобы понять значимость его имени для Хакасии.Александр Кенель

Так, его книга «Семён Кадышев» (1962) рассказывает о самом известном народном сказителе, поэте-импровизаторе, мастере горлового пения, память которого хранила более 30 народных сказаний-поэм, большое число песен, тахпахов.

Сборник «Народное музыкальное творчество хакасов» (1955) содержит около сотни расшифрованных записей хакасского песенного творчества, а в сборник «Хакасия поёт» (1955) вошли песни А. Кенеля на хакасском и русском языках. Песни композитора можно найти и в сборниках популярной музыки.

В 1944-48 гг., являясь старшим научным сотрудником Хакасского НИИ языка, литературы и истории, Кенель сумел исследовать, частью обобщить и сделать достоянием народа уникальное богатство Хакасии – музыкальный фольклор.

Катаева Нина Викторовна getImage.jpeg

Педагог, первый профессиональный хормейстер, заслуженный работник культуры РХ, создатель и руководитель хакасского фольклорного ансамбля «Чонкӧглерi» («Народные мелодии») Нина Викторовна Катаева родилась 7 ноября в 1937 г. на прииске Албас Турочакского района Алтайского края. Рано осталась без отца и матери. После смерти родителей её воспитывали бабушка и дедушка. В трудные военные годы семья вернулась в Хакасию. Нина поступила учиться в национальную школу г. Абакана. Здесь она участвовала в художественной самодеятельности, активно занималась спортом, но всегда мечтала стать дирижёром хора. После окончания школы она осталась работать в школе пионервожатой и готовилась к поступлению в Красноярское музыкальное училище. И в 1957 г. поступила на специальность «хоровое дережирование». Мечта Н.В. Катаевой сбылась. Ей доверили дирижировать сводным хакасским хором, в котором было 250 человек. Тогда там проходила Неделя хакасского искусства в честь 250-летия присоединения Хакасии к России. После окончания музыкального училища Н.В. Катаева вернулась в г. Абакан, где стала первым профессиональным руководителем хора хакасского ансамбля песни и танца «Жарки». В 1970 г. вместе с ансамблем «Жарки» Н.В. Катаева участвовала во втором всесоюзном фестивале ансамблей народных танцев в Кишиневе. После удачного выступления, ансамбль пригласили в Москву для съёмки концертной программы. С хакасским академическим хором (при музыкальном училище) Нина Викторовна подготовила программу для записи на грампластинку, в которую вошли её песни «Моя Хакасия», «Весенний день», «Ясной ночью» и другие. Грампластинки с песнями Катаевой были выпущены в г. Фрунзе и г. Алма-Ата. Н.В. Катаева всегда стремилась достичь высокого уровня профессионального мастерства. В 1968 г. окончила теоретическое отделение Абаканского музыкального училища, а в 1977 г. успешно окончила отделение хорового дирижирования Новосибирской государственной консерватории им. Ф. Глинки. В 1977 г. окончила консерваторию и вернулась в Абакан. Нина Викторовна Ктаева — лауреат конкурса композиторов Хакасии, известна в республике как педагог-музыкант, основатель и художественный руководитель ансамбля «Чонкöглерi», для которого она написала много вокально-хоровых произведений. Она была творческим вдохновителем и создателем детского ансамбля при национальной школе-гимназии имени Ф. Катанова. Песни Катаевой напечатаны в сборниках «Колокольчики» и «Хакасия — солнечный край», на её музыку поставлены танцы, хоровыми коллективами республики исполняются её самобытные обработки песен народов Сибири. Нина Викторовна Катаева является участницей 5-ти музыкально-этнографических экспедиций, проведённых на территории Хакасии: в 4-х полевых экспедиций в сёлах Аскизского, Таштыпского, Алтайского и Беского районов. Записаны чатханные наигрыши, шаманские заклинания, народные обряды, песни, тахпахи. Всего сделано 120 фольклорных записей разных жанров.

Осенью 2013 года композиторское творчество чон узы (народного мастера) Юрия Киштеева впервые целостно и многогранно было представлено на сцене республиканской филармонии имени В.Г. Чаптыкова на концерте, посвященном его 60-летию. Зрителей очаровали простота, доступность и близость музыкальных образов, глубина постижения культуры через музыку.http://gazeta19.ru/files/old/images/stories/articles/2013/0001/089089970.jpg

Как богата земля наша традициями, которые чтят не только старики, но и молодежь. Ярко, энергично и вдохновенно исполнил пьесу «Танец воинов» детский ансамбль хакасских народных музыкальных инструментов «Чылтыс» и учащиеся ДМШ № 1 имени А.А. Кенеля. Романсы Юрия Киштеева «Степная грусть», «Рябина» на стихи Юрия Полюхина перенесли слушателей на лоно родной природы. Голос Екатерины Кыштымовой проникновенно передавал палитру чувств, рожденных звенящей тишиной степи, древних менгиров, дуновением ветра, шелестом ковыля, замиранием небесного свода… Величие хакасской земли чувствовалось в звучании ансамбля «Улгер», фольклорной группой которого Юрий Киштеев руководил с 1992 года. Исполнители обогатили звучание инструментов новыми тембрами: в музыкальной палитре поочередно солировали голоса Вячеслава Албычакова и Владимира Доржу.

Фото: пресс-служба Минкультуры Хакасии

 Павел Михайлович Боргояков, педагог, композитор, художник, народный мастер Хакасии, член Союза композиторов Хакасии, член Союза художников России, сообщает пресс-служба Минкультуры Хакасии.

Павел Михайлович родился 10 мая 1932 года в поселке Сакеевка, Аскизского района Хакасской автономной области.

В 1975 году окончил отделение культурно-просветительной работы Абаканского музыкального училища. Работал художником Музея Дома санитарного просвещения и г. Кызыле (1948-1960), баянистом-аккомпаниатором в клубах (1960-1993), а также учителем пения средней школы (1962-1969). Павел Михайлович сочинял в разных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Несмотря на то, что специального художественного образования он не получал, очень любил писать картины, с 1968 года принимал участие в различных художественных выставках. Работал в жанре тематической картины и портрета.

К портретам у Боргоякова был особый подход: он передавал в них не только внешнее сходство, но и психологизм – отображал характеры отдельных личностей, искал в них проявление общечеловеческого начала. В каждом портрете художника: неповторимость внешности и судьбы, сильный характер настоящей личности, подлинность – от одежды до жестов и настроений.

Сегодня произведения Павла Боргоякова хранятся в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова, Абаканской картинной галерее, частных собраниях.

https://sites.google.com/site/cultkhakasia/_/rsrc/1472876636912/7-kultura-hakasii/muzyka-hakasii/kompozitor-celborakov-g-i/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpg?height=320&width=224

Челбораков Георгий Иванович (1937-2007) - Первый хакасский национальный композитор, педагог, общественный деятель, заслуженный деятель искусств РФ (1994), народный артист РХ (1997), член Союза композиторов СССР.
Родился 28.10.1937 в деревне Карагай Таштыпского района ХАО

Имя замечательного композитора, члена Союза композиторов СССР, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, лауреата Государственной премии им. Н.Ф. Катанова, народного артиста Хакасии Георгия Ивановича Челборакова (1937-2007) известно в республике всем. Песни его стали любимыми песнями народа.

Родина Г.И. Челборакова — село Карагай в таежном Таштыпском районе. Детство его было тяжелое, как и у всех детей этого времени, радовала, пожалуй, только музыка. Взобравшись на крышу дома, свесив ножки, самозабвенно играл на хромке, забывая обо всем. Мимо шли в школу ребята, он даже не слышал, как они звали с собой...

Отец Георгия, Иван Федорович, не вернулся с фронта. Матери, Марии Николаевне, помогали в воспитании сына дедушка с бабушкой. Позже композитор с благодарностью вспоминал их, особенно деда. Окончив школу, Георгий служил в армии, где и научился играть на баяне по нотам. Потом он поступил в Абаканское музыкальное училище, где проявил себя талантливым сочинителем песен. По всей Хакасии звучала написанная Челбораковым песня «Весенние облака» на стихи Василия Барашкова (1964). Позже появились еще две его яркие песни — «Белая береза» на слова Ольги Иптышевой, «Счастье матери» на слова Евдокии Тыгдымаевой (1965). В 1967 году на студии Всесоюзного комитета по телевидению и радиовещанию в Москве была сделана звукозапись этих песен в исполнении солистов хакасского ансамбля «Жарки» в сопровождении оркестра народных инструментов и симфонического оркестра под управлением В. Федосеева. Песня «Белая береза» стала восприниматься символически, представляя Хакасию в России и за ее пределами.
В музыкальном училище Челбораков учился композиции у Галины Кузиной; добрым наставником начинающего композитора был заслуженный деятель искусств России композитор А.А. Кенель.

В 1972 году Георгий поступает в Уральскую государственную консерваторию. По классу композиции он занимается у профессора Н.П. Пузея. Дипломной работой Челборакова стали написанные им кантата «Цвети, Хакасия моя» и симфоническая поэма «Таежная быль».https://sites.google.com/site/cultkhakasia/_/rsrc/1472876636631/7-kultura-hakasii/muzyka-hakasii/kompozitor-celborakov-g-i/SWScan02362_1.jpg

Авторский вечер композитора Г.И. Челборакова. Слева направо: К.Е. Сунчугашева, Г.И. Челбораков, В.Г. Чаптыков, дирижер П.М. Ким

Вернувшись в Абакан в 1977 году, Георгий Иванович преподавал в музыкальном училище теоретические дисциплины. Он открывает в училище класс чатхана, пишет на хакасском языке книжку «Уроки игры на чатхане» (1979), позднее, к международному симпозиуму «Чатхан, история и современность» (1996), подготавливает самоучитель игры на чатхане.


Обучая молодежь музыке, Георгий Иванович не может не писать песни — этого просит душа. Его соавторами становятся местные поэты Василий Барашков, Яков Тиспереков, Карней Нербышев, Михаил Кильчичаков, Евдокия Тыгдымаева, Ибрагим Добров, Валентина Шулбаева, Николай Доможаков, Галина Казачинова, Кирилл Кильчичаков, Алексей Тюкпеев, Николай Тинников, Иван Костяков, Михаил Аршанов, Александр Топанов, Семен Кадышев, Геннадий Сысолятин, Георгий Саражаков.

Многие песни на музыку Челборакова записывает краевой радиокомитет. Сочиняет Георгий Иванович симфонические и вокальные произведения для оркестра, хора и солистов, выступавших в Хакасии.

В 1980-х годах записи песен Челборакова велись в городе Фрунзе в сопровождении симфонического и эстрадного оркестра Киргизского телевидения и радио под управлением Александра Георгиева. Многие из этих записей были использованы при выпуске грампластинки, выпущенной к 50-летию Хакасской автономной области.

Георгий Иванович Челбораков написал музыку для ряда театральных постановок — к спектаклям «Всходы» Михаила Кильчичакова, «Недопетая песня», «Не только любовь», «Мораль и панты» и к другим пьесам Валентины Шулбаевой, к музыкальным комедиям «Одураченный Хорхло» Александра Топанова и «Проделки Айдолая» Гаврила Котожекова.
Песни из спектаклей сразу понравились зрителю, их подхватили в народе, и вскоре они звучали во всех концертах, на радио и телевидении, в поездах, на улицах. Последней постановкой с участием Г.И. Челборакова стал музыкальный спектакль «Сказание хайджи».

Произведения Челборакова помещены в нескольких сборниках песен. «Весенние облака» на слова В. Барашкова — в сборнике «Песни Саян»(1967); 10 песен — в сборнике «Сияние солнца» (составитель К. Сунчугашева, 1970); в сборнике «Моя тайга» опубликована песня «Верность» на слова Е. Тыгдымаевой; 48 песен — во втором сборнике «Цвети, мой край родной» (1983); 44 песни для детей — в сборнике «Земля родная» (1995).

Первыми исполнителями песен Георгия Челборакова были будущие народные артисты Хакасии Клара Сунчугашева и Владимир Чаптыков. С его песнями дуэт исколесил всю Хакасию. В их исполнении звучали они в Бельгии, Финляндии, Германии, Греции, Монголии. Популярные песни стали для хакасского композитора пропуском в Союз композиторов СССР, куда его приняли в 1986 году. Его творчество придирчиво оценивали заседавшие в комиссии знаменитые советские композиторы Родион Щедрин, Микаэл Таривердиев, Ян Френкель, Владислав Казенин, Шервани Чалаев. Родион Щедрин был изумлен, услышав игру на чатхане в исполнении приехавшего из Хакасии композитора. «Это настоящая народная музыка, она удивительна и неожиданна», — произнес он. Ян Френкель добавил: «Строение мелодии правильное и интересное, я верю — среди народа, на родине, она будет звучать долгие годы...» Микаэл Таривердиев так отозвался о песнях Челборакова: «Есть два пути: народные песни оставлять так, как есть, или приближать свою мелодию к ней. Молодому композитору, становящемуся на ноги, надо помочь, предлагаю принять его в члены Союза композиторов СССР...»

Георгий Иванович много ездил по Хакасии, собирая фольклор, в котором черпал свое вдохновение. Он общался и дружил со многими хайджи и тахпахчи. После кончины композитора в его архиве осталось много еще не озвученных песен, фортепьянные пьесы, неизданный учебный сборник «Хрестоматия для чатхана», партитура первого хакасского балета «Абахай Пахта».
Мелодиям Георгия Ивановича Челборакова не суждено умереть.

ЗОЛОТЫЕ СТРУНЫ ДУШИ

Песни композитора Георгия Ивановича Челборакова - кто их не знает в Хакасии, Красноярском крае, наконец, в Сибири, кто их не поет?

Любят их люди за мелодичность, душевность, широту, стройность и плавность. Но прежде всего они вдохновенны, на какой бы лад ни игралась музыка.

Поют их дети и взрослые, поют поодиночке и в компаниях. Поют их мастера с эстрады. Вся Республика Хакасия их поет. Не верите? Так вот вам пластинка фирмы «Мелодия», на которую записаны многие, ставшие народными, песни Георгия Ивановича Челборакова в исполнении известных певцов: Владимира Терешкова, Владимира Чаптыкова, Клары Сунчугашевой, Нины Идемешевой, Зинаиды Аршановой... Здесь и вокальное трио - Светлана Абдина, Фаина Боргоякова, Ирина Поросенова... Здесь хакасский хор под управлением Нины Катаевой, и симфонический оркестр, и эстрадный оркестр Киргизского радио и телевидения. Вот такой широкий и богатый диапазон исполнения произведений хакасского композитора! Не менее широк и богат он по разнообразной тональности звучания - от тонкой задушевной лирики любовного тахпаха до «трубного гласа», положенного на музыку богатырского сказания.
На обложке пластинки кратко рассказано о Георгии Ивановиче: «Тонкое ощущение своеобразия природы хакасских степей, глубокий интерес к музыкальному фольклору наполняют мелодии песен Г. Челборакова, многие из которых («Счастье матери» на стихи Е. Тыгдымаевой, «Белая береза» на стихи О. Иптышевой и другие) быстро завоевали популярность у слушателей.
Первоначальные основы музыки Георгий Челбораков осваивал под руководством композитора Галины Куриной в Абаканском музыкальном училище (начало 60-х гг.), где позднее стал преподавателем по классу чатхана. Добрым советчиком начинающему композитору был А.А. Кенель, у которого Г. Челбораков перенял страсть к народному творчеству.
Время учебы в Уральской консерватории стало для композитора годами интенсивного творчества: появляются новые песни, фольклорные записи, музыкальное оформление спектаклей Хакасского областного драматического театра им.М.Ю. Лермонтова. Пишет Г. Челбораков и инструментальную музыку. Ему принадлежат симфонические поэмы «Таежная быль», «Подвиг твой бессмертен» и другие.

Лирическое начало, своеобразие мелодичного языка - вот основные признаки творческого облика композитора Г. Челборакова».

Целая творческая характеристика! И выдал ее не кто иной, как руководитель Абаканского музыкального училища Лев Григорьевич Ревич, которого я хорошо знал... Ревич сам был композитором, понимал, чем ценны музыкальные таланты. Это при нем в музыкальном училище с особой силой проявил себя талант А.А. Кенеля, написавшего сборник «Хакасия Ыр-лапча» («Хакасия поет») и создавшего музыку хакасской оперы «Чанар Хус». Помню и самого А.А. Кенеля, приходившего ко мне в редакцию «Советской Хакасии» и приносившего «рыбу» - размеры ритмов, на которые я делал ему переводы хакасских тахпахов. При Кенеле зародилась чисто хакасская инструментальная музыка (не путать с фольклорной, существовавшей века). Однако Кенель, русскоязычный человек, мог быть только ее «повивальной бабкой», что он и делал, аранжируя напевы тахпахов и чатханные наигрыши. Хакасия ждала собственного творца национальной музыки - хакаса. И дождалась!
Георгий Иванович Челбораков, прошедший хорошую школу служения музыкальным Слову и Ритму, стал первым хакасским композитором столь высокого ранга, членом Союза композиторов СССР, а ныне композитором России, зачинателем Союза композиторов Хакасии.
Не перечесть его произведений больших и малых. Но моему сердцу особенно дороги две вещи...
Еще в то время, когда тахпахи записывались от населения экспедицией писателей и ученых, сам А.А. Кенель принес мне для перевода тахпах «Ханская дочь хвалится».

Оол: Сыхтах, сыхтах, хан хызы,
Сынын корин, хан хызы.
Хыс: Сыным корпи, хайди поларга?


Сынсыргай корбеезiме? -
Что по-русски значит:
Парень: - Выйди-ка, выйди-ка, ханская дочь.
На твой стан взгляну, ханская дочь.
Девушка: - Посмотрев мой стан, что хочешь?
Разве не видел стройное дерево?..

 Похвальба сопровождает и другие ответы девушки, где она сравнивает свое лицо с чистым зеркалом, а волосы - с шелковистыми кистями.
Сделав несколько пробных вариантов перевода, я вынужден был отойти от записи Кенеля. Уж очень прямолинейно хвалила себя хыс. Это не в натуре хакасских девушек, которые скромны, на какой бы ступеньке общественной лестницы они ни стояли. Но как сделать ответы хыс естественней? Может быть, через отрицательное сравнение, вот так:

Ханская дочь, покажись мне на миг.
Вправду ль стройна ты, как стройный тростник?
Вправду ль вздыхаешь над быстрой водой?
- Нет, это шепчет тальник молодой.

 Ластится к лодке река в полусне.
Чье там лицо отразилось в волне?
Ханская дочь, твои щеки круглы!
- Нет, то луна посветила из мглы.

 Косы волнистые в темную ночь
Свесила с берега ханская дочь.
- Парень, на косы мои ты не льстись.
Это уснувшей черемухи кисть.

 В таком виде тахпах вошел в мою русскую книгу, названную «Под звуки чатхана», изданную в 1958 году. И из этой книги его взял Георгий Иванович Челбораков в свой творческий запасник. В дальнейшем он дал тахпаху музыкальные крылья, Летящая на них в новой песне Георгия Челборакова ханская дочь не хвалится - она грустит, что не такая она стройная, как молодой тальник, не такая ясная, как луна, не такие ее косы, как белые цветочные кисти черемухи. А разве не о том же грустят многие юные хыс?

Новый песенный образ с музыкой Георгия Челборакова стал сильнее фольклорного прообраза, превратился в символ, олицетворяющий всех грустящих девушек. Исполать, Георгий Иванович, Вашей музыке, выражающей душу родного народа!
Нельзя не сказать о популярности имени хакасского композитора в далекой Якутии, ныне Республике Саха (Якутия). Там оценили его песни в 1979-м, когда в составе делегации писателей, артистов и музыкантов он представлял культуру народа Хакасии. Мы проехали почти всю Якутию от Нерюнгри до Мирного. Запомнились выступления в районном центре Чурапча, самом Якутске,

приленских селах, если можно назвать так якутские наслеги. Нас сопровождали известные якутские литераторы, деятели культуры... Помню, Георгий Иванович приятно удивил радушных хозяев тем, что с ходу, после высказанного пожелания услышать в хакасском исполнении что-либо музыкальное, навеянное посещением Якутии, менее чем через час сочинил мелодию лирической песенки.

Объявляя после перерыва о возобновлении концерта, Михаил Кильчичаков бросил в зал:

- А песня готова. И мы дарим ее гостеприимному якутскому народу.  

В руках Георгия Ивановича зарокотал и зазвенел чатхан, а из уст мастера хакасского вокала полились певучие слова:


Нынче вновь вернулся я
В эти милые края,
Чтоб увидеть, как танцует
Якутяночка моя...

Не молчит муза хакасского композитора Георгия Ивановича Челборакова и в эти дни крутой ломки прежних основ жизни. Но это и дни полные надежд на возрождение цветущей Хакасии.

Напряженная творческая деятельность, непрерывный преподавательский труд в Абаканском музыкальном училище, импульсивность натуры и связанные с нею переживания, и усугубленные перипетиями сегодняшней действительности, сказались на здоровье Георгия Ивановича. Но когда кризис недуга миновал, композитор снова стал творить. Все чаще и настойчивее он обращается к образцам классической музыки. В задумках - собственные кантаты и оратории... Откуда знаю? От него самого. Была встреча, был разговор по душам.


В душе от уже создал такую ораторию. В ней, как в стихотворении Николая Доможакова «Музыка»:

И лебедь пролетел с призывом трубным,
И колыхнулся озера тимпан,
И солнце подскочило звонким бубном
Над гранями гудящими Саян...

https://ruspekh.ru/images/articles/70563/2018_09_10-06-078_001.jpg

Оксана Алахтаева родилась 27 октября 1971 года в городе Абакан, Республика Хакасия. Отец, Капсаргин Герасим Иванович - журналист, штатный редактор студии телевидения; мать, Капсаргина Мария Макаровна, - старший инженер-строитель Абаканского гражданпроекта.

     В 1991 году Оксана Герасимовна окончила Абаканское музыкальное училище по классу фортепиано, а в 1997 году с отличием окончила Казанскую государственную консерваторию имени Н. Жиганова по классу композиции.

     После окончания консерватории, с 1997 года стала работать преподавателем в Абаканском музыкальном колледже, Институте искусств, в Детской школе искусств №1 города Абакана. Активно сотрудничала с Хакасским драмтеатром имени А.М. Топанова, Концертным оркестром Абакана, Хакасской республиканской филармонией имени В.Г. Чаптыкова.

     Алахтаевой написана музыка к спектаклям «Зов марала» по пьесе В. Шулбаевой, «Виндзорские насмешницы» по комедии У. Шекспира, фольклорный сборник «Хакасские народные песни».

     В 2012 году, по заказу Союза композиторов России, выпущен диск «Струны сердца», в который вошли сочинения хакасских композиторов, в том числе и самой О.Г. Алахтаевой. В этом же году состоялась премьера вокального цикла «Благословения» на фольклорные тексты Н.Ф. Катанова.

     С 2015 по 2016 годы Оксана Герасимовна делает несколько важных премьер: премьера вокальной поэтории «О вечности» на стихи Валерия Майнашева; премьера «Слово шамана» на фольклорные тексты Н.Ф. Катанова; премьера музыкального произведения «Ожившие петроглифы» в исполнении Концертного оркестра Абакана под управлением Андрея Штарка.

     Также, Алахтаевой написаны вокальные произведения, фортепианные пьесы для учащихся Детских музыкальных школ и Детских школ искусств, которые звучат на различных исполнительских конкурсах, в том числе и на всероссийском конкурсе имени А.А. Кенеля, музыка для камерного оркестра музыкального колледжа и симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии имени В. Г. Чаптыкова.

Игорь Фёдорович Боргояков родом из села Аршаново Алтайского района Республики Хакасия, окончил Кемеровский государственный институт культуры.https://r-19.ru/upload/iblock/592/Kompozitor_-zasluzhennyy-deyatel-iskusstv-KHakasii-Igor-Borgoyakov-priglashaet-na-svoy-yubiley.jpg

 Более 38 лет занимается творческой деятельностью, из них 17 – работал концертмейстером знаменитого хакасского народного ансамбля песни и танца «Жарки».

В 1993 году организовал и провел первый фестиваль-конкурс хакасской фольклорной и авторской песни «Хысхы саннары» (Зимние колокольчики), а в 2014 году – первый республиканский телевизионный конкурс хакасской эстрадной песни «Голос Ÿн».

С 1994 года является бессменным руководителем детской эстрадной студии «Час Ханат» (Неокрепшие крылья).

В 1998 году Игорю Фёдоровичу присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия», а в 2015 году за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность награждён Почетной грамотой Президента Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по ознакомлению с хакасским орнаментом.

Как знакомить детей дошкольного возраста с хакасским орнаментом? На этой страничке вы найдете методические рекомендации по данному разделу....

КОСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВАЛЕРИЙ ГАВРИЛОВИЧ МАЙНАШЕВ-ХАКАССКОЙ ЗЕМЛИ ПОЭТ"

МБОУ «Чарковская СОШИ» СПДО Детский сад «Колосок»Усть-Абаканского  районаВоспитатель: Ерикова Любовь ФёдоровКонспект занятия подготовительная группа«Валерий Гаврилович Майнашев – хакасской земли ...

Конспект НОД по хакасскому языку Тема «Национальное украшение хакасских женщин пого»

Конспект НОД по хакасскому языкуТема «Национальное украшение хакасских женщин пого»...

Хакасские композиторы

В этом альбоме самые известные хакасские композиторы...

Физминутки на хакасском языке, хакасские национальные игры.

Хакасский язык - с детского сада!  Знание двух языков - это всегда большой плюс для ребенка.  В нашем детском саду изучению хакасской народной культуре уделяется немалое внимание. Одной из о...

ПРИБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА И МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ХАКАССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Чтобы у детей появился интерес к истории родного края, чтобы они познали и полюбили свою землю, чтобы у них появилось чувство гордости, необходимо с детства научить любить то, что их окружает.Мне, как...

Хакасский язык для малышей: сказки на хакасском языке

Изучение  хакасских народных  сказок – это расширение знаний детей о своём родном крае, о своей малой родине – Хакасии. Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что ...