« Экономическое воспитание дошкольников как необходимый фактор современности»
консультация (старшая группа) по теме

Митенькина Елена Николаевна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupleniermo.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМОМОУ Лямбирского муниципального района РМ»

          Консультация для педагогов и родителей

« Экономическое воспитание дошкольников как необходимый фактор современности»

Подготовила:

                                                                     воспитатель Митенькина Е.Н.

     Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, что определяется ФГОС дошкольного образования. Несмотря на то, что экономическое воспитание дошкольников за рубежом имеет длительную историю Д. Лассар, Б. Пэрэ (Франция), Д. Фридман  (Канада), Дж. Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон (США) и др., в нашей стране внимание на экономическое воспитание дошкольников было обращено в последнее двадцатилетие. Н.Л. Беляева, анализируя экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, констатирует, что в дошкольной педагогике экономическое воспитание рассматривалось в контексте решения задач нравственного и трудового воспитания.  Е.А. Сидякина отмечает, что в отечественной педагогике формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста долгое время не было предметом специального исследования,  однако в последние годы интерес к экономическому воспитанию дошкольников значительно вырос. В современной дошкольной педагогике данную проблему изучают Л.С. Гумерова, Р.Р. Денисова, В.П. Макеенок, Е.О. Полосухина, Е.А. Сидякина,  Е.М. Феденева, С.Г. Юсупова и другие авторы.         Экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания детей. В процессе экономического воспитания усваивается сумма понятий и представлений об экономике, производственных отношениях,  труде взрослых. По мнению доктора философии Беверли Ноер Фельдмана, ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу. Ученый считает, что с детства следует воспитывать правильное отношение к деньгам. «Когда я даю советы родителям, - отмечает он, - я всегда стараюсь показать, как вредно делать для детей слишком много вместо того чтобы научить их трудовой этике и дать представление о цене денег». Он выдвигает шесть правил экономического воспитания детей:

1.           Учить бережливости.

2.           Давать детям карманные деньги.

3.           Привлекать к работе по дому.

4.           Не использовать деньги для подкупа и наказания.

5.           Не делать тайны из семейного финансового положения.

6.           Рассказывать детям о своей работе.

Важность каждого из названых правил всесторонне обосновывает Б. Фельдман. В качестве предпосылок экономического воспитания выделяют доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. Что могут знать дошкольники из области экономики? Это, прежде всего знания о труде  и обо всем, что с ним связано. Однако реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, так как труд – ведущая категория экономической науки.

Полезно  ознакомить  дошкольников  с предметами и результаты (продуктами) труда, видами индивидуального и  коллективного труда,  познакомить с финансовыми понятиями: цена, деньги, стоимость, действиями и операциями покупки и продажи, понятиями  «дороже – дешевле», «больше – меньше», «выгодно – невыгодно», «выиграл – проиграл», «поменял»,  Ребенок должен знать, что такое магазин, касса, сбербанк. Усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста А. Д. Шатова рассматривает, прежде всего, как один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Решение данной проблемы в необходимости с детских лет положить начало формированию экономического мышления, определенного отношения к предметному миру, окружающему ребенка, как совокупности ценностей, результатов труда человека.

Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.

В научно – методической и справочной литературе недостаточно четко разграничено содержание экономических качеств: бережливости, рациональности, экономности. Часто одного качества подменяется другим (например, бережливость рассматривается как экономное использование средств, материалов). Анализируя методы и средства экономического  воспитания, необходимо выделить  специальную работу по формированию у детей полезных экономических навыков, привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключать свет, когда выходишь из помещения, брать книги только чистыми руками, вытирать обувь перед входом в помещение, класть вещи только на свое место, не рисовать на стенах, столах и т.д. Неоценимую помощь воспитателю в работе по раннему приобщению детей к экономике оказывает специальная подборка художественной литературы,  игр,  картин, иллюстраций, разработка разнообразных ситуаций выбора («Как бы ты поступил?»). В этом плане интересна «Экономическая азбука для детей и взрослых»  Ирины Шведовой.

Экономическое воспитание позволяет приблизить знания дошкольников к реальной действительности, дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и  не бояться проигрыша, развитие общительности, чувства собственно достоинства, ответственности, стремления доводить до конца начатое дело, здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, - вот задачи, которые решаются в процессе  экономического воспитания дошкольников.

Мы живем в сложное время. Вокруг появилось много нового и незнакомого. А для детей  особенно. Такие явления  и процессы как:  кризис, инфляция, менеджер, акция, реклама, капитал, кредит, страховка и т.д. очень прочно вошли в нашу жизнь. Мы часто употребляем их, стараемся разбираться в экономической стороне жизни. Дети тоже не остаются в стороне. Их интересуют серьезные проблемы экономического содержания. Во время общения и игр со сверстниками они употребляют много экономических понятий, порой не задумываясь  об их значении  и смысле, которые они несут.  Да и нам, взрослым, дети задают вопросы, связанные с экономическими проблемами: откуда взялись деньги, почему  у людей разная зарплата, для чего нужна реклама, все ли можно купить за деньги и др.        Дошкольники наиболее восприимчивы к новым знаниям, особенно если они предлагаются в игровой форме. Дошкольное воспитание должно быть ориентировано на то, что уже в младшем дошкольном возрасте нужно знакомить детей с  основами экономической культуры. В старшем дошкольном возрасте нужно формировать представления о процессах производства и потребления продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства,  о материалах и затратах труда при их производстве, предвидение положительных и отрицательных последствий вмешательства человека в природные и хозяйственные циклы; показывать правильные и бережливые способы ведения домашнего хозяйства; устанавливать простые связи между явлениями и предметами и др.

Дети  должны получать первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду, о различных видах производительного и обслуживающего труда, современных востребованных профессиях, орудиях труда и машинах. Необходимо знакомить дошкольников с деньгами как измерителем ценности результатов труда, товара и услуги, с рекламой как способом информации, с материальным благополучием семьи, бюджетом, доходами и расходами.  Детьми осознается направленность труда на заботу о детях, близких людях, взаимосвязь труда людей разных профессий, ценность любого труда людей. В дошкольном детстве формируется представление о структуре трудового процесса и его компонентов на примере конкретных процессов труда, взаимосвязи между качеством результата труда, физическими усилиями человека и используемыми им инструментами, техникой.

Экономическое воспитание должно быть органично вписано в образовательный процесс дошкольного учреждения. Важным при этом является обсуждение с детьми вопросов о труде и праздности, о лени и трудолюбии, о возможности и необходимости честно зарабатывать деньги, об уважении к тем, кто умеет ответственно относиться к своим обязанностям, проявлять инициативу и творчество, аккуратно и своевременно выполнять свою работу.  Дошкольникам объясняют, что в результате труда людей появляется продукт - вещь, предмет, изделие, проект, идея. Жизнь продуктов труда может продолжаться значительно дольше, чем их создателей. Одни продукты труда предназначены для быстрого использования, другие служат для эстетического и духовного совершенствования людей (книги, музеи, памятники, города). И те и другие продукты труда необходимы для жизни и составляют богатство страны. Дети узнают, что за свой труд взрослые получают деньги, на которые можно купить все необходимое для жизни членов семьи. Количество денег определяет достаток семьи. Детям разъясняют понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики, говорят о том, как он складывается, что представляет собой доход (зарплата и премия родителей, детское государственное пособие, государственная пенсия пожилым, стипендия студентам) и расход на определенный период времени (квартирная плата, оплата телефона, за электроэнергию и газ, плата за детский сад, расход на одежду, питание, покупку оборудования и мебели и т.д.). Обсуждаются вопросы о планирования семейном бюджета, детям объясняют, почему нельзя купить сразу все, что хочется, потратить деньги на развлечения, т.е. вводится понятие «расчетливость», необходимость согласовывать свои желания, потребности и возможности. Дети начинают понимать, что любой товар имеет свою цену. Прежде чем потратить деньги, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие покупки родителям приходится копить деньги, понемногу откладывая из общего бюджета семьи. Дошкольники узнают, что специальные учреждения - банки помогают людям сохранить и накопить деньги, получать при этом проценты - часть от общей суммы вклада.

Среди наиболее используемых методов в экономическом воспитании мы выделили наблюдение за трудом людей различных профессий (работа повара в детском саду, продавца в магазине, рабочего на стройке и др.), беседу на экономические темы («Как зарабатывают деньги», «Бюджет семьи», «Что такое карманные деньги», «Труд родителей» и др.), рассказ, пример, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, воспитывающие ситуации и другие методы.        Наиболее эффективны в старших группах  ДОУ и  игры: «Аукцион», «Экономический КВН», «Дороже - дешевле», «Супермаркет»  и др. Огромный интерес у современных детей вызывает реклама. Для работы с этим понятием воспитатель может подобрать разнообразные наглядные материалы (рекламные ролики, записи телереклам, печатную продукцию, которую публикуют в газетах, журналах, опускают в почтовые ящики). Хорошо, если реклама иллюстрирована и ее содержание созвучно опыту и интересам детей: реклама игрушек, косметики, детской одежды, компьютеров, сладостей, путешествий и т. п. Нужно учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение»).  На этом материале детей  несложно подвести к пониманию рекламы как социального явления определенного назначения, познакомить с профессиями, которые необходимы в создании рекламы, ее распространении. Кульминацией занятий по данной проблеме является придумывание детьми собственной рекламы: «Если бы у меня бы было собственное дело!», «Народные промыслы» (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и т. д.). Это один из эффективных методов развития детского творчества, изобретательности, находчивости, предприимчивости, социальной ориентации, что очень важно для личностного становления ребенка. При знакомстве  детей с понятием «деньги»,  используется наблюдение и дидактические игры: педагог показывает, как выглядят настоящие деньги, которыми люди расплачиваются в процессе разнообразных покупок, рассказывает, какие бывают деньги, и что зарабатываются  они честным трудом; что существует производство денежных купюр и монет. Затем дети играют в «магазин», делают покупки, производят расчет с продавцом и т.д. Можно подобрать небольшую библиотечку о деньгах, бизнесе, сделать выписки из книг энциклопедического характера о происхождении денег. Очень полезно прочитать детям книгу Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены». Удачной является книга по экономике И. Шведовой «Экономическая азбука для детей и взрослых»

Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для полноценного экономического воспитания и оборудовать педагогический процесс так, чтобы разнообразный наглядный материал (альбомы, книги, предметы, игрушки) иллюстрировал обсуждаемые экономические вопросы. Педагог должен своим примером показывать детям образец поведения «разумного хозяина», бережно относящегося к вещам, умело оценивающего предложения и поступки детей с позиции экономической целесообразности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

Консультация « Экономическое воспитание дошкольников как необходимый фактор современности»

Экономическое воспитание дошкольников.Актуальность вопроса....

Современные подходы к определению задач и содержанию экономического воспитания дошкольников

      Экономическое воспитание, как считает Струнилина Н.А., имеет ярко выраженный прикладной характер и  поэтому  приемы и методы его осуществ...

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Деловая игра «Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников посредством современных технологии дошкольного образования»

Деловая игра«Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников посредством современных технологии дошкольного образования»Цель: совершенствование профессиональных компетенций пед...

План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...