кружок "В Горнице"
материал на тему

Белова Елена Юрьевна
Образовательная программа «В Горнице» - это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на художественно-эстетическое воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titul.docx14.5 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx24.07 КБ
Файл raspisanie_raboty_kruzhka.docx13.17 КБ
Файл sentyabr.docx17.08 КБ
Файл oktyabr.docx14.24 КБ
Файл noyabr.docx15.09 КБ
Файл dekabr.docx15.34 КБ
Файл yanvar.docx14.23 КБ
Файл fevral.docx15.19 КБ
Файл mart.docx15.14 КБ
Файл aprel.docx14.32 КБ
Файл may.docx14.92 КБ
Файл literatura.docx13.57 КБ
Файл diagnosticheskaya_karta.docx16.01 КБ
Файл zhurnal_konsultatsiy.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                  Утверждено

                                                                                      Заведующий МАДОУ №46

                                                                                    ___________О.В. Трифонова

                                                             Приказ от «____»_________201__г  №_

  Общеразвивающая  программа дополнительного образования детей

                          по социально-педагогической направленности

                                               для детей 3-5 лет

                                                   «В горнице»

                                 Срок реализации программы 3 года

                                                                                  Составитель:

                                                                                                               Белова Е.Ю.,

                                                                              Рассмотрено и рекомендовано

                                                                      К применению решением педсовета

                                                                                                             МАДОУ №46

                                                                                                  Протокол №1

                                                                                                          От 30.08.2014 г.

                                                       Калининград

                                                            2018



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная программа «В Горнице» - это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на

художественно-эстетическое воспитание детей.

В основу данной программы положена программа O.JI. Князевой, М.Д. Махачевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа «В Горнице» направлена на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно - прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно- прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их историй и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

 Программа рассчитана на детей с 3 до 5 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей к эстетическое воспитание детей.

Целью данной программы является:

ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Освоение историко-культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников; в Приобщение к эстетической культуре;в Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  •  Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;в Обогащать словарный запас детей.

Направления:

1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.

2. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

3.Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми ио ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции:
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы:

  • одиомоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения): практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности);
  • частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество;
  • мотивационный (убеждение, поощрение)..

Формы замятий: кружковые занятия        

  • Программа рассчитана на детей3-5 лет. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 15-20 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации: до 3- х лет.

Форма подведения итогов - диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  • Результаты продуктивной деятельности детей.

Индивидуальная работа, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.
  • Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей. Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями.

Используются разнообразные формы работы:

  • Индивидуальные консультации но русской народной культуре;
  • Беседы.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам



Предварительный просмотр:

                      Расписание работы кружка:

Понедельник: 15.20 – 15.35

План работы кружка рассчитан на учебный год с сентября по май месяц по 1 занятию в неделю (4 занятий в месяц). Кружок посещают дети в возрасте от 3 до 5 лет.



Предварительный просмотр:

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

В «Горнице»

«Милости просим гости дорогие»

Первое посещение детьми «Горницы»

Звучит русская народная песня «Горница»

Знакомство с её хозяйкой

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка».

2

В «Горнице»

«Ходит сон близ окон»

Знакомство с колыбелькой (люлькой ) и колыбельными песнями.

«Чудесный мешочек»

Д/И «Чудесный мешочек»

Разучивание потешки « Пошёл Котик во лесок».

3

В «Горнице»

«В гости к Хозяюшке»

Знакомство с потешками про Кота.

«Кот Васька»

Проведение игры «Кот Васька».Загадывание загадок о кошке

4

В

«Горнице»

«Водичка, водичка, умой моё личико.

Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки«Водичка, умой моё личико»

сентябрь



Предварительный просмотр:

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

В

«Горнице»

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомство с печкой

«Колобок»

Знакомство с русской народной сказкой «Колобок».

2

В

«Горнице»

«Фока воду кипятить и как зеркало блестит»

 Знакомство детей с самоваром.

Д/И « Напоим куклу чаем».

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой.

3  

В

«Горнице»

«Курочка Ряба»

Знакомство с русской народной сказкой

«Курочка Ряба».

«Золотое яичко»

Знакомство детей с Курочкой Рябой.

Лепка золотого яичка.

4

В

«Горнице»

«Хозяйкины помощники».

Знакомство детей с предметами обихода - коромыслом, вёдрами.

Экскурсия в природу .

Обратить внимание на изменение в природе. Признаки осени, стихи, поговорки о осени.

Октябрь



Предварительный просмотр:

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

В

«Горнице»

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода-прялкой и веретеном. Знакомство с русской народной сказкой «Теремок».

«Кот, Петух и Лиса»

Рассказывание русской народной сказки в обработке М.Боголюбова «Кот, Петух и Лиса».  

2

В

«Горнице»

«Волк и семеро козлят».

Рассказывание сказки, сопровождая показом спектакля.

«Чудесный сундучок».

Д/И «Кто спрятался?» Отгадывание загадок о домашних животных. Повторение потешек и попевок о домашних животных.

3  

В

«Горнице»

«Гуси – Лебеди»

Знакомство с предметом обихода-русской печкой. Знакомство с русской народной сказкой в обработке М.Булатовой «Гуси-Лебеди».

Лепка баранок, печенье.

Закрепить приёмы лепки баранок из солёного теста.

4

В

«Горнице»

«Сорока-белобока кашу варила».

Знакомство с предметом обихода-глиняным горшком.

«Осенины»

Чаепитие с угощением детей дарами осени, пирогами, яблоками, изготовленные родителями. Исполнение детей хоровода.

Ноябрь



Предварительный просмотр:

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

В

«Горнице»

«Здравствуй зимушка-зима».

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок».

«Уж ты, зимушка – зима».

Д/И «Оденем куклу на прогулку».

2

В

«Горнице»

«Сундучок Деда Мороза».

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.

«Встреча со Снеговиком»

Объёмная аппликация Снеговика.

3  

В

«Горнице»

«Сею, сею посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Пришла Коляда накануне Рождества!».

Роспись

«Весёлая ярмарка».

Знакомство с дымковской игрушкой, техникой её изготовления. Выделять элементы узора дымковской росписи гуашью.

4

В

«Горнице»

«Снегурочка и Лиса»

Рассказывание русской народной сказки в обработке В.Даля «Снегурочка и Лиса».

«Здравствуй, ёлка»

Новогодний праздник вместе с родителями. Чаепитие с угощением. Исполнение детьми игр, песен, хороводов, чтение стихов, загадок.

Декабрь



Предварительный просмотр:

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

В

«Горнице»

«Сундучок Деда мороза»

Беседа «Подарки Деда мороза».

«Пришла коляда - отворяй ворота»

Знакомство детей с Рождеством.

2

В

«Горнице»

«Весёлые ложки»

Знакомство с предметами обихода

деревянными ложками.

Роспись ложек

Раскрашивание ложек (из бумаги) .

3  

В

«Горнице»

Русская балалайка

Знакомство с балалайкой.

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателями избы – котом Васькой. Игра с котёнком, бантик на ниточке.

4

В

«Горнице»

«Рукавичка»

Чтение украинской народной сказки «Рукавичка»

«Волшебные спицы»

Беседа о шерстяных изделиях.

Январь



Предварительный просмотр:

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

В

«Горнице»

«Петя - петушок»

Упражнение в вежливом обращении к гостю Д/И «Похвалы Петушка». Знакомство с русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок» .

«Петушок-золотой гребешок»

Раскрашивание красками Петушка.

Развиваем творческое воображение детей.

2

В

«Горнице»

«Лисичка – со скалочкой»

Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка – со скалочкой».

«Волшебная скалочка»

Закрепить представление детей о предметах обихода – скалкой, толокушкой, кувшином и т.д.

3  

В

«Горнице»

«Волшебные узоры»

Знакомство с рушником, с вышивкой полотенца, блузки.

Хороводная игра – «Ленточка»

«Половичку курочка веничком метёт»

Разучивание потешек :

«Курочка - Пеструшка»

«Курочка - Несушка»

4

В

«Горнице»

«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая»

Знакомство детей с Масленицей. Разучивание потешек: «Тётушка - не скупися ,

Масленым кусочком поделися» и др.

«Как на Масленной неделе»

Чаепитие с блинами (приготовленные родителями) – проводы Масленицы.

Февраль



Предварительный просмотр:

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

В

«Горнице»

«При солнышке – тепло, при матушке – добро».

Беседа о маме с включением стихов.

«Мамин день»

Чаепитие с мамами, бабушками.

2

В

«Горнице»

«Русская матрёшка»

Знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой.

 «Матрёшкины потешки»

Прослушивание частушек.

3  

В

«Горнице»

«Весна, весна, поди сюда!»

Загадывание загадок о весне.

«Лиса и Заяц»

Чтение русской народной сказки в обработке В.Даля «Лиса и Заяц».

4

В

«Горнице»

Игра с колобком.

Прослушивание сюжета сказки «Колобок»

Март



Предварительный просмотр:

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

В

«Горнице»

«Трень – брень, гусельки»

Знакомство с русскими народными инструментами.

2

В

«Горнице»

Русская свистулька.

Рассказ о глиняной свистульке.

Роспись силуэтов дымковской игрушки

Выделить элементы узора дымковской росписи гуашью (метод примакивания)

3  

В

«Горнице»

Экскурсия в природу.

Обратить внимание на изменение в природе, о признаках весны. Стихи о весне.

4

В

«Горнице»

«Небылица-небывальщица»

Знакомство с небылицами.

 

Апрель



Предварительный просмотр:

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

В

«Горнице»

«Времена года»

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение песенок , стихов, загадок о временах года.

«Роспись» салфетки.

Роспись аппликации «Салфетка под вазу».

2

В

«Горнице»

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.

«Сказочная Гжель»

Выделить элементы узора блюдца (на бумажной тарелочке) в технике «Гжель»

3

 

В

«Горнице»

«Волшебная палочка».

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

«Лиса и Козёл»

Д/И «Угадай животное по описанию».

Повторение потешек о животных.

 Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и Козёл».

4

 

В

«Горнице»

Обобщающее занятие.

Систематизированное представление детей о русской избе , предметами быта.

Прощание с «избой»

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору воспитателя). Прощальное чаепитие.

Май



Предварительный просмотр:

Литература

1)Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Издание третье. //Т.А.Бударина, О.Н.Карипанова, Л.С.Куприна, «Детство-пресс» 2004 г.

2)Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. // И.А.Лыкова, ИД «Цветной мир» 2012г.

3)Комплексное занятие во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для писателей и методистов ДОУ.//Составители Е.В.Анохина, Т.М.Бондаренко, Л.Н.Кузнецова и д.р. Издательство «Учитель» 2007г.

4)Сборник русских народных сказок. Источник информации - интернет.



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта кружка «В ГОРНИЦЕ»

Группа развития №3 на 2016/2017 учебный год

Воспитатель: Белова Е.Ю.

Фамилия, имя ребёнка

Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки

Знает, называет предметы обихода и быта русского народа

Итоговый показатель

Количество баллов

Уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

       

       

         

2

       

       

         

3

       

       

         

4

       

       

         

5

       

       

         

6

       

       

         

7

       

       

         

8

       

       

         

9

       

       

         

       

     

       

     

         

       

       

     

       

     

         

     

       

   

Средний уровень группы

НУ

СУ

ВУ

Начало учебного года

%

%

%

Конец учебного года

%

%

%

2- 4 б – НУ

5-7б  – СУ

8-10б – ВУ

 



Предварительный просмотр:

Журнал консультаций

дата

Ф.И.О. родителей

Тема и содержание

Рекомендации

Чтение сказки «Репка»

Обыграть дома

сказку. Повторить упражнение «Водичка», «Вежливое обращение»

Знакомство со сказкой «Колобок»

Разучить потешку «Ладушки»

Знакомство с празднованием Нового Года

Д\З  «Одеть и раздеть куклу»

Знакомство со сказками: «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка со скалочкой»

Дома: чтение сказок, разделение по ролям, разучивание потешек.

Знакомство с русскими народными инструментами

Поделки из природного материала к Пасхе.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Светлая горница"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

"Как уютна наша горница."

Воспитание  патриотических чувств  через приобщение к отечественной народной культуре...

Мини-музей "Русская горница"

Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...

Мини – музей «Русская горница»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...