Самообразование по фольклору младшая группа
методическая разработка (младшая группа) на тему

Усманова Евгения Александровна

Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_folkleru.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МКДОУ

«Детский сад «Ласточка»

____________Шахэмирова Г.М.

«____»____________2016

План по самообразованию воспитателя младшей группы

 «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 лет»

Усмановой Е.А. на 2017-2018 гг.

Цель работы: Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора. Развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Одним из эффективных приёмов развития речи ребёнка-дошкольника является использование фольклора, ведь ни для кого не секрет, что ребенок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребёнка: прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение.

Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые - радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Трудно найти более ценный материал, для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно – прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном, словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1.Гербова В.В. Преобщение детей к художественной литературе. М.,2005

2.Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. М., 2005

3.Гриценко З.А. Положи твоё сердце у чтения. М., 2004

4.Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… М., 2004

5. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. М.,1995

6.Ася Штейн Раннее развитие «Как приучить ребёнка читать» М., 2007

7.Кондрыкинская Л.А, Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей дошкольников М., 2006

Работа с детьми

Сентябрь

Что такое загадка? Познакомить с загадкой как с самостоятельным жанром. Что такое рифмованные загадки? Учить отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности. Разгадывание загадок об овощах и фруктах.

«отгадай загадку-нарисуй отгадку» Рисование овощей и фруктов.

Создание картотеки загадок.

Октябрь

Что такое описательная загадка? Познакомить детей с описательными загадками. Игра «Расскажи обо мне»: Учить отгадывать описательные загадки по 3-4 признакам, стараясь узнавать домашних животных по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам.

Самостоятельное придумывание детьми загадок. Презентация: «Угадайте, кто я?»

Ноябрь

Познакомить детей со схемой описательной загадки. Учить пользоваться схемой описательной загадки. Учить загадывать и отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения по схеме. Учить придумывать описательные загадки по 4 признакам о предметах ближайшего окружения.

Досуг «Вечер загадок»

Декабрь

Познакомить детей с жанром литературного творчества Русской народной сказкой. Что такое сказки о животных? Познакомить детей со сказками, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы. Учить драматизировать знакомую сказку.

Подбор русских народных сказок для оформления книжного уголка.

Драматизация сказки

 « Теремок»

Январь

Что такое бытовые сказки? Познакомить детей со сказками в основе которых лежат события каждодневной жизни. Обсуждение с детьми характеров сказочных персонажей: кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный? Просмотр мультфильмов по сюжетам знакомых бытовых сказок.

Досуг « Прощание с ёлкой»

Показ и защита своего костюма персонажа сказки.

Февраль

Что такое волшебные сказки? Познакомить со сказками, в основе которых лежит преодоление чего-то при помощи волшебных предметов, чуда или волшебных помощников.

Дидактическая игра «Бывает-не бывает» Учить детей определять где правда, а где вымысел; что может быть в жизни, а что нет.

Конкурс рисунков и поделок « Мой любимый сказочный герой»

Драматизация любимой сказки.

Март

Дать детям понятие, что такое потешка. Для чего они нужны. Разучивание и чтение потешек. Учить детей разыгрывать потешки при помощи пальчиков.

Пальчиковые игры на основе потешек.

Апрель

Познакомить детей с произведениями русского фольклора, такими как заклички, считалки. Дать понятие, что такое закличка, считалка. Учить детей использовать знакомые считалки в играх.

Открытый просмотр занятия по развитию речи с применением новых технологий.

Май

Дать детям понятие о том, что такое пословицы и поговорки. Познакомить с простыми пословицами и поговорками. Учить объяснять значение той или иной пословицы при помощи наглядного материала.

Работа с семьёй

Январь

Разучивание стихотворений о сказочном персонаже с помощью родителей.

« До свидания ёлочка» Творческий досуг с участием родителей.

Март

Совместное творчество детей и родителей. Изготовление дома детьми вместе с родителями поделок «Любимый сказочный герой»

Конкурс поделок « мой любимый сказочный герой»

Апрель

Какие книги полезно читать детям. Проведение консультации для родителей о том какие книги покупать и читать детям.

Выставка «Читаем детям хорошие и добрые книжки»

Самореализация

Апрель

Открытый показ в средней группе

Открытое занятие с применением новых технологий.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

Выступление на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...

План по самообразованию воспитателя II младшей группы «Почемучки» Варитловой З.Х. Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию   Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы  с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки»  на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»....